Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

Содержание работы

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков. «Особое место в культуре древних  римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Представитель стоицизма  Сенека видел смысл жизни в  достижении абсолютного душевного  спокойствия, преодоления страха перед  смертью. Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать  собственному совершенствованию.

Эпикуреизм - единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской  поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение  скептицизмом. Основоположник скептицизма  Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современных  знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономия и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества,

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни  в согласии с природой провозглашали  тогда также киники, обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Деятельностью стоиков и киников картина развития философии Рима не исчерпывается. Популярными были философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью. Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации  римской античности связаны с  развитием политики и права.

Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и  публичного права, регулирующего отношения  между латинянами и покоренными  народами, живущими в провинциях. Среди  древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новый условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях. Существовали и другие шкоды законоведов, соперничающие между собой.

Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры. Римское  право до сих пор остается основой, на которую опираются современные  правовые системы. Но четко оговоренные  законодательством взаимоотношения, полномочия в обязанности многочисленных бюрократических учреждений и чиновников - сената, магистратур, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. - не устраняли  напряженности политической борьбы в обществе. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных  партий и группировок на общем  фоне патриотического славословия, воспевающего Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература и искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество в действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. Отсюда вытекает одна из главных черт римской культуры - политизированность.

Увлечение политикой и  юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу. Искусство красноречия преподавалось в публичных шкодах, где учителя получали жалованье от государства. Самым известным ритором был Марк Фабий Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание оратора» в 12 книгах. В достаточно трудных условиях развивалась историография. Великий римский историк Тацит в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и свободы граждан, принцепса и сената. Искусная драматизация событий, тонкий психологизм и меткость суждений делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли  своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана  в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно  следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется  и в знаменитых фаюмских портретах из Египта - она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

Новые тенденции в римском  прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время  правления которого прекращается преследование  христианства. По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь. Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии. На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием. Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились  нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними  противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно  шла к своему концу. В 395 г. Римская  держава была окончательно разделена  на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся  страшному разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи.

Что касается Восточной Римской  империи, то она не погибла под  ударами варваров, а просуществовала  еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Империи погибла  и античная культура.

 

Заключение

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние  на последующее культурное развитие человечества. Латынь, язык древних  римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских  языков, а также языком науки и  католической церкви. Латинский алфавит  был усвоен в Западной Европе, а  греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника  и архитектура оказали большое  влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В  основе архитектуры христианских церквей  лежала римская базилика. Понятие  «неумирающие культурные ценности»  нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха  либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается  и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между  предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый  мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица  феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического  начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это  придает образам больше красочности  и жизненности. Обретение этих качеств  наполняло во все века людей гордостью.

 

 

Список литературы

1. Виничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1987

2. Кнабе Д.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

3. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985

4. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. Ростов, 1995

5. Лосев А. Двенадцать  тезисов об античной культуре // Лосев А. Дерзание духа. М., 1989


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"