Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
БИЗНЕС – КОЛЛЕДЖ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Культурология»
Выполнил:
Студентка заочного отделения: Елистратова С.И.
Проверил:
Преподаватель:
Арзамазова Н.А.
№ пп
« » 200 г
(дата получения к.р.)
(подпись менеджера)
Результат проверки: (зачет/незачет)
(роспись преподавателя)
« » 200__ г
(дата проверки)
Москва
Негосударственное образовательное учреждение
ВПО Московская Академия Предпринимательства
при Правительстве Москвы
Бизнес-колледж (заочная форма)
Специальность 080106 Финансы
3 курс 5 семестр
Контрольная работа по культурологи на тему:
Теоретические основы изучения культуры.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
Второй – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру: культурантропологии, социологии культуры, философской культурологии.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Культурология как гуманитарная дисциплина использует методы исследования,характерные для таких дисциплин как философия, социология, математика и др. Наиболее известными и эффективными из них в настоящее время являются диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, архитектурно – функциональный, типологический, биографический, семиотический, психологический методы. Особое место в культурологических исследованиях занимает культурно- исторический метод, который исходит из того, что культура-своего рода ключ к интепритации не только художественного произведения, но и самого художественного процесса.
Методы исследования культурологии формировались в рамках смежных наук. Основными методами можно считать следующие:
эмпирический (сбор и описание фактического материала): описание, классификация, включенное наблюдение, интервью;
компаративный анализ (выявление общих закономерностей культурного процесса и особенностей культур): структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование;
В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный
образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культуроло-
гия же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность
человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно
культура отличает человека от всех остальных существ. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.
Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.