Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:14, контрольная работа
работа содержит 3 задания с их выполнением по "Русскому языку и культуре речи"
Вариант № 6 (буквы Л, М, Ю)
1. Как правильно с позиции современного русского языка:
манкировать чем или кому?
жаждать почет или почета?
неверие во что или в чем?
избегать встречи или встречу?
1. манкировать
чем
2. жаждать почета
3. неверие во что
4. избегать встречи
Класть деньги в банк; класть румяна на лицо; класть клеймо; класть печь; класть кого-либо в больницу.
Напишите синоним слова “класть”
Значение слова “класть” в данных словосочетаниях не одинаково, т.к. имеются разные значения.
Например, в словаре Ожегова С.И. представлены следующие значения этого слова:
1. кого (что). Помещать в лежачем положении, а также вообще помещать куда-нибудь, располагать где-нибудь. Класть ребёнка в коляску. Класть платок в карман. Класть деньги на книжку (вносить вклад). Класть больного в госпиталь (для лечения).
2. что. Помещать, накладывать на поверхность чего-нибудь. Класть краски на холст. Класть повязку на руку. Класть резолюцию (надписывать; устар.).
3. что. Помещать, прибавлять внутрь чего-нибудь, куда-нибудь. Класть приправу в кушанье.
4. что на что. Употреблять, назначать для какой-нибудь цели (разг.). Класть все силы на что-нибудь.
5. что. Строить из камня, кирпича. Класть фундамент. Класть печь.
6. что. Совершать что-нибудь (что обозначено существительным). Класть начало чему-нибудь (начинать). Класть конец чему-нибудь (прекращать). Класть основание (основывать).
Синонимы: накладывать, налагать. помещать.
втри́дорога
вероиспове́дание
га́убица
изогло́сса
мусси́ровать
па́костить
пополу́дни
хода́тайствовать
по служебному положению, по должности, по обязанности
Раз он занимает такую должность, значит, ему положено писать (подписывать) письма.
Взросляк взял рыжики. Начинающий воp, не уступающий взpослым воpам украл деньги.
Мойка. 1) лезвие безопасной бpитвы, с одной стоpоны обмотанное изолентой,
2) пpяжка от pемня.
Выбить бубну. - Избить.
6. Образуйте имена
7.Расскажите об этимологии Вашего имени и фамилии.
Имя Татьяна(лат. Tatius; церк. Тат
Фамилия Меркурьева восходит к имени древнеримского бога, покровителя торговли – Меркурий. Он изображался с крылышками на ногах. Древние римляне часто называли своих сыновей Меркуриями. Один из таких Меркуриев пострадал в III веке за христианскую веру и был объявлен церковью великомучеником. В честь него Меркурием был наречен монах, ставший в XIII веке смоленским епископом, а уж в память последнего тысячи простых русских крестьянских ребят были крещены Меркуриями; в просторечии их переиначивали в Меркулу, иногда же называли Меркушами.
8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз. 1990. - 921 с.
Часть 2. Функциональные стили современного русского языка.
Задание 1.
Реферат научной статьи «Учебно-научный стиль текста и его характерные особенности».
Современная наука трактует процесс познания как деятельность текстовую. Поэтому развитие школьника как субъекта познавательной деятельности, формирование его интеллектуально-речевой культуры и универсальных учебных действий обусловлены эффективностью восприятия, понимания текстов и конструирования собственного высказывания.
Текст рассматривается
как форма коммуникации, источник
информации и средство
При
лингвистическом подходе текст,
При гносеологическом
подходе текст квалифицируется
как любая осмысленная
В лингвистической литературе выделена и описана система текстовых категорий. Наиболее значимыми при освоении учебно-научного текста являются его информативность, связность, цельность (целостность), членимость, иерархичность строения.
Информативность является важнейшей текстовой категорией, которая, по мнению И. Р. Гальперина, включает:
- факты, явления,
процессы, которые развертываются
по особым правилам в зависимости
от содержания и типов текста
(содержательно-фактуальная
- коммуникативное
намерение и его
- скрытый смысл, который читатель извлекает из описанных фактов, событий, явлений (содержательно - подтекстовая информация).
Для лингводидактики важно, что содержание текста – это информация, сформированная у ученика в виде целостного комплекса под воздействием ранее усвоенных знаний. Однако актуализация изученного на уроке проводится, как правило, в процессе фронтальной работы, без учета состояния знаний и умений конкретного школьника, а поэтому не всегда эффективна. Следовательно, важно научить каждого ученика самостоятельно определять, какую информацию ему необходимо вспомнить адекватного восприятия конкретного учебно-научного текста.
Связность и цельность выражают единство текста и проявляются на уровне содержания, стиля и формы. Выделяют связность семантическую и грамматическую. Семантическая связность создается благодаря единству темы и выражается в регулярной повторяемости ключевых слов, которые помогают выявить микротемы текста. Грамматическая связность и логичность изложения обеспечиваются с помощью формальных средств связи: лексических повторов, местоименных и синонимичных замещений, вводных слов, наречий и наречных выражений и др. Цельность выражает единство текста и проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство). Цельность – категория психологическая, связанная, с одной стороны, с актуализацией предшествующих знаний предметной области, с другой – с ведением текста в систему знаний и умений школьника.
Следовательно,
для формирования
Задание 2. Текст-резюме.
ИМЯ: Меркурьева Татьяна
АДРЕС: г.Куйбышев
ОБРАЗОВАНИЕ: среднее
ЗАНЯТОСТЬ: основная работа
ГРАФИК РАБОТЫ: полный день
ЦЕЛЬ: получение вакансии с достойной оплатой труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ЗНАНИЯ:
ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ: английский, свободно.
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
Дата рождения: 14 января 1988 года
Личные качества: коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, целеустремленность, умение планировать, способность к обучению, легко вхожу в контакт с детьми и подростками; во всяком деле предпочитаю творческий подход и креативность.
Прочее: Не курю, замужем, имеются водительские права, возможны командировки. Хобби - спорт, чтение
Задание 3.
Эссе на тему «Каким я вижу праздник День русского языка»
Если данный праздник проводить в каком-либо учебном заведении, то можно организовать такие мероприятия.
Выпуск лингвистической газеты «Наш прекрасный русский язык» под эпиграфом:
...И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
А. Ахматова
Конкурс на самого грамотного студента. В этом конкурсе могут участвовать по два-три студента от каждого факультета. В качестве испытаний предложить диктант повышенной трудности, по результатам которого выявляются трое победителей. Студент, занявший первое место, получает звание «Самого Грамотного».
Лингвистический брейн-ринг. Данную форму заимствовать из телевизионной игры и адаптировать к лингвистическому материалу: вопросы по разным разделам русского языка, требующие точного, четкого и быстрого ответа.
Проведение сочинений на темы:
Речевая культура человека.
Словари — наши помощники.
Доброе слово дом построит — злое слово дом разрушит.
Об этом слове хочется рассказать.
Проведение поэтических пятиминуток .
Проведение минуток культуры речи «Экология слова».
Экскурсии в литературные музеи, библиотеки.
В заключение хотелось бы пожелать организаторам праздника продумать содержание каждого мероприятия — это должны быть тексты о русском слове, о русском языке как национальном достоянии, о русских писателях, сотворивших и давших жизнь русскому слову.
Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"