Коренные американцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Как известно, в результате длительного самобытного развития индейские народы Америки создали уникальную культуру, внеся тем самым большой вклад в мировую цивилизацию. Сами же первожители Нового Света испытали трагедию жестокой колонизации, физическое уничтожение и вымирание целых народов, беспощадную капиталистическую эксплуатацию, результатом которых во многих случаях стала социальная и культурная деградация. В то же время история распорядилась так, что уникальная культура коренного населения Америки, как бы оторвавшись от трагической судьбы своих создателей и прямых носителей, получила поистине глобальное распространение в качестве экзотического компонента современной массовой культуры, перешагнув национальные, языковые и даже континентальные границы. Во второй половине XIX в. складывается самостоятельная научная дисциплина — индеанистика, изучающая историю, образ жизни и культуру индейцев.

Содержание работы

Введение 2
1.Заселение континента 3
2.Истоки индейской культуры 8
3.Народности, создавшие государство 13
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Коренные американцы.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2 
1.Заселение континента                                                                                   3 
2.Истоки индейской культуры                                                                             8 
3.Народности, создавшие государство                                   13 
Заключение 20 
Список литературы                                                               21 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, в  результате длительного самобытного развития индейские народы Америки создали уникальную культуру, внеся тем самым большой вклад в мировую цивилизацию. Сами же первожители Нового Света испытали трагедию жестокой колонизации, физическое уничтожение и вымирание целых народов, беспощадную капиталистическую эксплуатацию, результатом которых во многих случаях стала социальная и культурная деградация. В то же время история распорядилась так, что уникальная культура коренного населения Америки, как бы оторвавшись от трагической судьбы своих создателей и прямых носителей, получила поистине глобальное распространение в качестве экзотического компонента современной массовой культуры, перешагнув национальные, языковые и даже континентальные границы. Во второй половине XIX в. складывается самостоятельная научная дисциплина — индеанистика, изучающая историю, образ жизни и культуру индейцев. Один из ее основоположников, Льюис Генри Морган, изучая общественную жизнь индейцев, пришел к выводам фундаментального значения для древней истории человечества.   Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что в последние годы ведется острая общественно-политическая дискуссия о статусе коренного населения Америки в современном мире. В ряде регионов, в развитых капиталистических странах, особенно в США, индейский вопрос выдвинулся на передний план в целом комплексе нерешенных национальных проблем. Мировую общественность глубоко волнуют нынешнее положение американских индейцев, их борьба за свои права и сохранение культурной самобытности.            

 

 

 

1.Заселение  континента.

Сначала немного  истории о появлении человека на сегодняшнем Западе. Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на американский континент. Начиная с XVI в. и до наших дней не утихают споры ученых мужей по этому вопросу. Среди первых жителей Америки называют выходцев с Канарских островов, финикийцев, карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян, вавилонян, китайцев и даже татар и скифов.             По мере развития науки шел естественный отбор различного рода гипотез и предположений. В настоящее время нет сомнений в том,  что в Западном полушарии первые люди были выходцами с других континентов. Но откуда? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.  Большинство исследователей считают, что они прибыли из Азии, другие (например, норвежский этнограф и путешественник Хейердал) защищают меланезийско-полинезийский вариант заселения Америки. Французский ученый Поль Риве склоняется к существованию и того, и другого вариантов.           Со второй половины XVIII в. время от времени напоминает о себе и диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой Америка была одним из центров появления человека. Наиболее «аргументированно» ее обосновал в конце XIX в. аргентинский археолог и философ Флорентино Амехино. Он утверждал, что «homo pampeanus», обитавший на территории Аргентины 1—2 млн лет назад, вообще является первым человеком на Земле, а следовательно, Америка была колыбелью всего человечества. Доводы оппонентов аргентинского учёного были немногочисленны, но подтверждены археологическими раскопками: в Западном полушарии не было человекообразных обезьян.         В настоящее время большинство исследователей считают, что заселение американского континента шло из Азии через Берингов пролив. Но каким же образом люди сумели пересечь его в глубокой древности? Ученые полагают, что в этом им помогли четыре великих оледенения, а вероятнее всего, два последних (между 40 и 20 тыс. лет и 13 – 12 тыс. лет до н.э.)  В эпоху великих оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в своеобразный огромный мост, что и позволяло племенам, ведшим кочевой образ жизни, беспрепятственно оказаться на соседнем материке.  Северная Америка до XVII в. была заселена множеством народов — всего учёные насчитали 504 племени, в том числе 197 родов и племён эскимосов и алеутов Аляски. Одно за другим племена стали вымирать вскоре после появления на континенте европейцев, которые привезли с собой не только новое, огнестрельное, оружие, но и ранее не известные болезни. Среди множества племен, обитавших на континенте, по свое численности и, отчасти, по уровню развития можно выделить следующие: эскимосы, ирокезы, пуэбло, навахи (Северная Америка), ацтеки (Мексика), майя (Мексика, Центральная Америка), карибы и араваки (Антильские острова, бассейн реки Ориноко), тупи-гуарани (Бразилия, Парагвай), чибча (Колумбия), кечуа и аймара (Перу, Боливия), чарруас (Уругвай, Аргентина), арауканы (Чили).           Накануне европейской колонизации, в XVI—-XVII вв., на территории Северной Америки сложились три важнейшие хозяйственные зоны. Первой и наиболее развитой считается район в бассейне рек Литл-Колорадо и Рио-Гранде (штаты Аризона и Нью-Мексико). Здесь жили племена пуэбло и пима. По уровню развития хозяйства им не было равных в Северной Америке — эти народы использовали оросительные каналы для полива своих полей и умели удобрять почву.          Вторая хозяйственная зона располагалась на территории от левобережья Миссисипи до Атлантического побережья. Здесь жили племена крики, чероки (чироки), чокто, натчи, чикасо. Их хозяйство основывалось на мотыжном земледелии.          Третья зона — район расселения племён ирокезов и алгонкинов у Великих озёр. Они занимались преимущественно мотыжным земледелием, охотой и собирательством.         До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Понятием «Мезоамерика», впервые введённым в 1943 г. германским учёным Паулем Кирхгофом, археологи обозначают географический регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след пять древних цивилизаций. Наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков.         В западной части материка вдоль побережья Тихого океана протянулись Анды — самая длинная горная система мира. Благодаря различиям в температуре и влажности на склонах Анд и в горных долинах можно выращивать разнообразные сельскохозяйственные культуры. Поэтому в отличие от других материков в Южной Америке не равнины, а горы стали очагами формирования крупных земледельческих цивилизаций. Инки — выходцы из высокогорий центрального Перу — создали в Андах могучую империю Тауантинсуйу, которая простиралась примерно на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. В северных Андах сложился союз племён чибча. По соседству с ними жили народы, не создавшие таких крупных государств, но прославившиеся как искусные ремесленники и земледельцы. Аймара — умелые ткачи и строители тростниковых лодок — плели для своих селений на озере Титикака плавучие острова из тростника-тотора. Кимбайя, жившие на территории Колумбии, считались прекрасными золотых дел мастерами.     На востоке материка раскинулись обширные равнины. Здесь жили племена земледельцев, охотников и собирателей.    Индейцы - общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др., конца XV века), считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке свыше 30 млн. чел. (оценка на середину 1960-х гг.). Языковая дробность индейцев очень велика. Языки индейцев изучены неравномерно. Религиозные верования индейцев в прошлом - различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у плёмен, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.  Индейцы Северной Америки предстают как одна из самых удивительных народностей. Антропологи до сих пор спорят об их происхождении, выдвигая множество самых невероятных версий, приписывая первооткрывательство то народам Сибири, то скандинавам, то австралийским аборигенам. Самое интересное, что любая из этих теорий имеет полное право на бытие и вполне закрепляется теми или иными археологическими находками. Индейцы, а именно инки, считаются самой большой этнической общностью в мире, образовавшей когда-то собственное государство (тоже, кстати, самое крупное из существовавших на планете). Не смотря на значительное количество артефактов, оставленных древнеиндейскими цивилизациями, вопросов в этой области возникает куда больше чем ответов. Куда исчезли ацтеки и инки? Что осталось от великих искусств и знаний, которыми когда-то обладали индейцы майя? Кто перенял некогда великую культуру?        Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый "Берингийский мост" - древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н.э. и 12 тыс. лет до н.э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия. До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.          Судьба всех индейских племен заслуживает отдельного разговора. Удивительно хотя бы то, что за почти 500 лет колонизации и жестокой борьбы за выживание, североамериканские индейцы все-таки сумели сберечь основные и самые важные обычаи своих предков. Конечно, далеко не все племена сохранились многочисленными до наших дней, тем не менее, союз индейцев Северной Америки все еще является одной из крупнейших организаций по защите коренных этнических групп. Только благодаря этой и подобным организациям стали возможны исследования индейской культуры и многочисленных обычаев: одно дело вести раскопки в мертвом городе, шаг за шагом разрывая себе путь к смутным догадкам, и совсем другое восстанавливать истинный ход событий, основываясь на живой культуре, пусть даже она и пережила множество изменений за прошедшие века.

 

2. Истоки индейской культуры.

Высокие культуры исконных американцев и все их замечательные успехи, как в материальной, так и в духовной области возникли на основе самобытного развития.           Первая сложившаяся уже в Америке культура (существовавшая примерно за 15 тысяч лет до н. э.) — культура фолсомская, названная так по месту, где были найдены ее следы, не отличается слишком заметным прогрессом сравнительно с позднепалеолитической культурой обитателей пещеры Сандиа. Центром фолсомской культуры был североамериканский юго-запад (штат Нью-Мексико). Впрочем, следы этой культуры обнаружены почти на всей территории нынешних Соединенных Штатов. Это по преимуществу кремневые наконечники копий, которыми фолсомские охотники убивали бизонов.        Первой земледельческой культурой в Америке была культура кочизи. В это время три или три с половиной тысячи лет назад впервые начали выращивать кукурузу. Она возмещала индейцам доколумбовой Америки отсутствие всех других видов зерновых, которыми обладал Старый Свет. И в это же время обитатели другой части Северной Америки, края Великих озер, впервые, пока что холодным способом, пробуют обрабатывать металл. Сначала это медь, которую индейцы находили в чистом виде. Между тем индейское население субарктических областей Северной Америки (нынешних Канады и Аляски) все еще остается на уровне примитивной культуры, основу которой составляет исключительно охота на крупных животных (теперь это главным образом карибу) и рыболовство.   Вслед за первой североамериканской земледельческой культурой — культурой кочизи — на обоих побережьях Северной Америки в историю этой части Нового Света вошла культура куч раковин или, скорее, кухонных куч. Индейские рыбаки, жившие здесь многие и многие сотни лет назад, бросали на эту свалку остатки пищи, костяные иглы, ножи и другие инструменты, часто сделанные из раковин (отсюда и второе название культуры). И теперь такие кучи раковин для американистов — богатое, ценное свидетельство о жизни тогдашних индейцев.   Непосредственно за кочизи на юго-западе Северной Америки возникает новая земледельческая культура, в основе которой также лежало возделывание кукурузы — культура баскет мейкерз — «корзинщиков» (примерно 200 год до н. э. - 400 год н. э.). Она получила свое название от особого вида водонепроницаемых корзин, имевших форму горшка, которые «корзинщики» плели, чтобы варить в них кашеобразную еду. «Корзинщики» еще жили в пещерах. Но внутри этих пещер они уже строили настоящие дома. Основным местом обитания этих индейцев была Аризона. Здесь, особенно в Каньоне мертвого человека, в различных пещерах были найдены их многочисленные следы. Дерево построек «корзинщиков» близ Фолл-Крик в южном Колорадо можно отнести (при допущении некоторых отклонений) к 242, 268, 308 и 330 годам н. э.        В эпоху, когда на североамериканском юго-западе доживала свой век культура «корзинщиков», складывается новая культура, культура жителей скальных городов, которые возводили свои «города» под естественными отвесными стенами песчаника или туфа, либо в глубоких каньонах рек североамериканского юго-запада, либо, наконец, прямо в скалах, Их дома, при постройке которых широко использовались пещеры, созданные самой природой, разрастались по горизонтали и по вертикали, втискивались в углубления скал и громоздились друг на друга. Для возведения стен, как правило, применялись адобы — высушенные на солнце кирпичи. Такие поселения мы находим на североамериканском юго-западе в каньонах нескольких больших рек. В этих индейских городах рядом с прямоугольными жилыми помещениями мы всегда находим круглые постройки. Это святилища, носившие у индейцев название пива. Они же являлись и своего рода «мужскими клубами». Хотя строили их исключительно женщины, входить в эти капища им было запрещено. Строители этих поселений в скалах и в глубоких колорадских каньонах возводили не город, а один большой дом. Каждое помещение лепилось вплотную к другому, ячейка к ячейке, а все вместе они представляли собой гигантскую постройку, похожую на пчелиные соты и насчитывавшую несколько десятков, а то и сотен жилых помещений и святилищ. Так, например, дом-город Пуэбло-Бонито в каньоне Чака имел 650 жилых помещений и 20 святилищ, или кив. Этот полукруглый дом-город, в стенах которого можно было бы разместить всех жителей небольшого чешского городка, был крупнейшим сооружением всей доколумбовой Северной Америки.            Большое число святилищ (кив) в каждом из таких домов-городов свидетельствует о важном факте: развитие земледелия здесь шло рука об руку с развитием религии. Ни один из скальных городов не имеет собственной агоры, некоего сборного пункта для решения общественных вопросов. Однако в каждом из них — десятки храмов.    Спустя несколько столетий эти люди оставляют свои удивительные города, выдолбленные в скалах или укрытые под утесами юго-западных каньонов, и переселяются — в буквальном смысле слова — ближе к солнцу. Свои новые поселения (мы теперь называем их пуэбло, так же как и дома-города в каньонах рек) они строят на плоских, круто обрывающихся возвышенностях, именуемых месами (mesa — по-испански «стол»). Новые пуэбло тоже растут, как пчелиные соты. Жителей таких пуэбло, независимо от их языковой принадлежности, мы обычно называем общим именем индейцы пуэбло. Это и есть последняя, высшая ступень в развитии доколумбовых культур Северной Америки. Индейцы пуэбло — косвенные наследники жителей скальных городов, а также представителей значительно менее известных земледельческих культур — хохокам и моголъон.  Однако уровень развития земледелия у индейцев пуэбло неизмеримо выше, чем у их предшественников. Они сооружали разветвленные оросительные системы, которые в этой довольно засушливой области имели огромное значение. Основной земледельческой культурой была все та же кукуруза (они выращивали более десяти ее сортов), кроме того, выращивались тыква, красный стручковый перец, салат, фасоль, а также табак. Поля возделывались деревянной мотыгой. Наряду с этим индейцы пуэбло приручали собак и разводили черепах. Охота стала для них лишь дополнительным источником пропитания. Они охотились на оленей, а чаще на полностью вымерших ныне животных, немного напоминавших южноамериканскую ламу. Охота была одним из мужских занятий. Мужчины также ткали и изготовляли оружие. Женщины же возделывали поля. Постройка жилищ была тоже исключительно женским делом. Индейцы пуэбло были замечательными гончарами, хотя, как и все остальные группы индейского населения Америки, до прихода первых европейцев они не были знакомы с гончарным кругом. Производством керамики мужчины и женщины занимались сообща.        В пуэбло женщины играли значительную роль. В эпоху появления первых испанцев практически во всех индейских племенах полностью преобладал матриархат. Обрабатываемые угодья находились в совместном пользовании и распределялись поровну между женщинами — главами семейств. После свадьбы муж переселялся в дом своей жены, но лишь на правах гостя. «Развод» осуществлялся без всяких затруднений. После разрыва супружеских уз из дома должен был уйти муж. Дети же оставались у матери.           Жители каждого пуэбло делились на ряд родовых групп. Названия им давались обычно по имени какого-либо животного или растения. И этот тотем все члены рода считали своим древним предком. Несколько родовых групп составляли фратрию — родовое объединение, которое также носило имя животного или растения. Собираясь по фратриям, жители пуэбло совершали религиозные обряды, во время которых обычно изображался весь жизненный цикл того или иного тотемного животного, например антилопы. В жизни индейцев пуэбло религия занимала исключительное место. Религиозные представления были неразрывно связаны с земледельческими навыками. Когда у матери появлялся ребенок, она первым делом мазала рот новорожденного кашицей из кукурузной муки. Отец той же кашицей рисовал на всех стенах жилища священные знаки. Точно так же и все остальные важнейшие события жизни в сознании индейца пуэбло были связаны с кукурузой. Главными божествами считались солнце и мать-земля. Немалую роль играли совместно отправляемые религиозные обряды - ритуальные танцы. Важнейшим из них был так называемый танец змей - ритуальный акт поклонения змеям - легендарным прародителям индейцев. Священнослужители танцевали, зажав в зубах гремучую змею. По окончании обряда женщины обсыпали гремучих змей зернами кукурузы.  Особое значение для индейцев пуэбло имела и до сих пор имеет так называемая качина. Это нечто вроде танцевальной драмы, которая исполнялась в обрядовых масках, изображавших те или иные божества. Миниатюрные воспроизведения этих божеств представляют собой «детские качины» — куклы. Получая в подарок такие куклы, индейские дети должны были заранее учиться распознавать персонажей обрядовых танцев.  Все религиозные обряды совершались или на площади пуэбло, или в киве. Внутри святилища находился своеобразный алтарь с изображениями тотемных животных той или иной фратрии. Например, в «змеиной киве» главным украшением была завеса с пришитыми к ней полыми телами змей, сделанных из ткани. Во время обряда жрец, находившийся за завесой, просовывал руку в тело такой змеи, заставляя ее шевелиться.  Вплоть до середины XIX столетия жители пуэбло североамериканского юго-запада не соприкасались тесно с белыми и таким образом сохранили без существенных изменений характерные черты своей культуры, которая в течение последних шести—восьми веков не претерпела никаких качественных преобразований.

 

3. Народности, создавшие государство.

Дальше других в своем развитии цивилизационном  продвинулись майя, ацтеки и инки, создавшие свою государственность.    Майя – группа индийских народов, живших на территории юга современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Белиза. Считается, что предки майя пришли в эти места с севера в IV – III тыс. до н. э. Первая значительная цивилизация майя сложилась на рубеже нашей эры. Это было несколько десятков городов-государств, наиболее известными из которых были: Вашактун, Яшчилан, Тикаль, Паленке, Копан и др. В VII – IX вв. почти все города-государства майя погибли в результате внутренних кризисов, а также из-за нашествия вражеских племен. Большинство городов жители покинули навсегда, в другие, как например Чичен-Ицу (что означает «у колодца Ицу») на полуострове Юкатан, вернулись спустя столетия. В X – XI вв. он стал крупнейшим культурным центром майя. В XII в. этот город был захвачен войсками могущественного соседнего города-государства Майяпана. В середине XV в. это вызвало восстание жителей, зависимых от Майяпана городов. Майяпан был захвачен и разграблен. Образовалось несколько враждующих между собой государств, и началась смуты и братоубийственных войн. Дополненная эпидемиями конца XV в., она привела к опустошению и окончательному упадку некогда цветущих городов. Такой увидели цивилизацию майя европейцы в 40-е гг. XVI в. Основным хозяйственным занятием майя было подсечно-огневое земледелие, организованное в целом на довольно примитивном уровне. Майя не знали скотоводства и не имели одомашненных животных. Единственным прирученным зверем у них была собака, мясо которой употреблялось в пищу. Пищу животного происхождения они получали также от охоты на диких зверей, птиц и от рыбной ловли.      Хозяйственным достижением майя было изобретение вертикального ткацкого станка, с помощью которого они делали прекрасные узорчатые ткани из волокна хлопка или агавы. Развито было и гончарное дело, и их керамическая утварь украшалась художественной выпуклой лепкой и цветной росписью.         Изделия из метала они получали от соседних племен в обмен на продукты земледелия и ткани. Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао. В обществе майя существовало значительное социальное и имущественное неравенство. Наверху социальной иерархии находились верховные правители городов, власть которых была неограниченной. Рядом с ними стояли их приближенные – советники, жрецы, наместники завоеванных территорий. Нижние ступени занимали зависимое население и рабы.  Майя первыми в Америке разработали усовершенствованную форму иероглифического письма. Они писали на листах бумаги, сделанных из растительного волокна. Великолепные математики и астрологи, майя составили два календаря. Изучив движение Земли вокруг Солнца, они точно высчитали годовой цикл, состоявший из 365 дней. Другой – священный 260-дневный календарь применялся для предсказаний. Его умели читать только жрецы, которую играли важную роль в жизни общества.  Особенностями религиозного культа майя были кровавые самоистязания – через раны, полагали майя, человеку передаются энергия и знания богов, человеческие жертвоприношения – люди должны были отблагодарить богов за дарованную им жизнь, и каннибализм – майя были уверены, что, поедая жертвенного соплеменника, они приобретут все его достоинства. Поэтому для жертв выбирались лучшие из лучших – молодые, здоровые, красивые. Масштабы человеческих жертвоприношений были очень велики, и, действуя так, майя лишали себя будущего.  Другим крупным народом, создавшим раннюю городскую цивилизацию Америки, были тольтеки. Во II – I вв. до н. э. они начали строить город Теотиутакан – он находился на территории современной Мексики, в долине Мехико. Эпоху расцвета Теотиутакан переживал в III – IV вв. н. э. Он занимал площадь 25 кв. км и насчитывал 50-80 тыс. жителей. Пирамиды, площади, мастерские, жилые дома и рынки располагались по строгому плану. Стены величественных зданий, дворцов и храмов были покрыты штукатуркой и расписаны фресками, как правило, на мифологические сюжеты. Главным божеством тольтеков был богочеловек Кецалькоатль («пернатый змей»).       Государство тольтеков перестало существовать около X  в. в результате вторжения соседских племен, голода и эпидемии чумы. Наследниками культуры Теотиукана стали ацтеки.      Ацтеки появились в долине Мехико в XII  в. в числе прочих кочевых племен, завоевали и ассимилировали местное население и стали возводить свою генеалогию к покоренным ими тольтеками. Около 1325 г. ацтеки основали город Теночтиплан. Город делился на четыре стороны света, и на двадцать малых кварталов, соответствующих делению ацтеков на племена и рода. Период независимого существования этого государства был недолгим: уже в 1519 – 1521 гг. оно было завоевано испанцами.    Основной отраслью экономики ацтеков было ирригационное и чинамповое земледелие. Они умели строить системы оросительных каналов. Ацтеки делали плоты, на них выкладывали жидкую землю с тиной и сажали туда деревья, которые пускали корни и закрепляли «плавающие огороды». Такие плоты называли чинампасами. Именно от ацтеков европейцы узнали о шоколаде. Ацтеки знали свойства каучука и умели делать мячи для ритуальных игр.           У ацтеков были развиты разнообразные ремесла, в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, одежды и головных уборов, полихромной и резной керамики, ковка меди и золота, резьба по камню, составление мозаик из драгоценных камней, в том числе из бирюзы и нефрита.          Разнообразие производимых ремесленных изделий стимулировало обмен. Крупнейшим торговым центром был рынок в Теночтитлане, где продавцы каждого товара занимали свой особый ряд.  Своеобразием отличались образ жизни и мировоззрение ацтеков. От майя ацтеки унаследовали письменность, календарь и способ летоисчисления, у них существовала развитая мифология и разработанные религиозные культы. Их ювелиры делали изумительные по красоте украшения, строители возводили грандиозные храмы, купцы организовывали торговлю, вовлекая в нее даже очень удаленные от себя племена.  В 1519 г. испанский конкистадор Эрнан Кортес со сравнительно небольшим войском отправился к берегам Мексики в поисках золота и богатств. Вступив в столицу ацтеков, он был поражен ее богатством. Правитель ацтеков Монтесума II поначалу не знал, как следует вести себя по отношению к иностранцам. Монтесума принял его за бога Кецалькоатля, о возвращении которого говорило древнее пророчество. Ореол божественности испанцев был развеян, когда в 1920 г. ацтекам удалось выгнать их из Теночтитлана. Но с помощью врагов ацтеков – покоренных ими народов – испанцы разгромили ацтеков.        Государство инков, занимавшее в конце XV в. область Центральных Анд, складывалось постепенно. Первый период, начавшийся в I тыс. до н. э. и продолжавшийся до первых веков нашей эры, был временем разложения родовой и формирования сельской общины, и складывания союзов племен. Второй период, длившийся примерно с V по XV вв. стал временем возникновения и развития государства инков. Особую роль в его становлении сыграли племена мочика, аймара и кечуа.   Мочика умели возводить большие здания из необожженного кирпича, к которым вели мощеные дороги. Они занимались интенсивным поливным земледелием и построили сложную систему каналов, тянущиеся на многие сотни километров, по которым к полям подводилась вода. Не имея гончарного круга, они лепили керамические сосуды вручную в виде разнообразных фигур. Мочика построили ступенчатые пирамиды – уака. Самая большая из них, пирамида Солнца, имела высоту 41 м.   Народ аймара в VIII – IX вв. создал самую высокую культуру доинкского периода, названную Тиауанакской по имени стоянки, которая находилась в Боливии в 21 км к югу от озера Титикака. Племена аймара создали комплекс зданий, в который входят Ворота Солнца. Одно из самых замечательных памятников Древней Америки, он представляет собой мощную арку из каменных глыб, каждая весом около 100 тонн.   В XIII в. образуется государство инков. Первоначально название инков носило одно из племен языковой группы кечуа, близкой аймара и мочика. Впоследствии термин инка стал обозначать титул правителя, правящий слой в государстве и народ в целом.        Третий период в истории цивилизации инков – XV – середина XVI вв. – явился временем расцвета их государства. С XV в. инки вели активные завоевательные войны, в результате которых смогла подчинить себе племенные союзы всей области Анд. Уже к началу XVI в. территория государства увеличилась более чем в четыре раза, а население составило 6 млн. человек – величину, очень значительную для той эпохи.   Государство инков – оно называлось Тауантинсуйу – было централизованным, с сильной единоличной властью правителя. Во главе государства стоял «Верховный», его называли Сапа Инка. По своему положению он фактически являлся императором или диктатором, обладавшим неограниченной властью. Первым Сапа Инкой стал в 1390-х годах Рипак Юпанки, который взял на себя имя верховного бога Виракочи. Резиденция Сапа Инки находилась в городе Куско, столице империи. Это был крупный культурный, административный и религиозный центр, в котором проживало около 200 тыс. жителей.     Верховный инка и все высшие должностные лица, находясь в Куско, наблюдали за ситуацией в стране и жестко ее контролировали. Государство, созданное инками, носило деспотичный и кастовый характер. Привилегированный слоем были собственно инки. Они не работали и не платили налогов. От государства инки получали в собственность земельные наделы и работников – рабов для выполнения сельскохозяйственных и ремесленных работ.         Следующей общественной группой, занимавшей промежуточное положение в империи, была родовая знать покоренных племен. Им также принадлежали значительные участки земли, которые обрабатывали крестьяне-общинники.          Люди покоренных племен составляли большую часть населения империи. В их временном пользовании были наделы земли, размер которых зависел от количества детей в семье и их пола: на мальчиков полагались участки вдвое больше, чем на девочек.      Основой экономики было сельское хозяйство. Основой пищевого рациона была кукуруза, из зерен которой варили кашу, пекли лепешки, делали масло и различные напитки, в том числе крепкие алкогольные и пиво. Важным занятием были разнообразные ремесла. В обществе отсутствовал слой свободных ремесленников. Изготовлением орудий труда, керамической посуды, разнообразных тканей из хлопка и шерсти, ковров, ювелирных украшений, как правило, занимались сами крестьяне – члены земледельческой общины. Инки в огромных количествах добывали серебро. Из бронзы – сплава меди и олова – они делали ножи, булавки, иглы, колокольчики, серпы, прочие инструменты.      Слабое развитие торговых связей в государстве инков объясняется тем, что деспотическое государство со значительным господствующим классом, ведущим праздную жизнь и не участвующем в созидательном труде, присваивало себе практически весь продукт труда рабов, крестьян и ремесленников, оставляя им слишком мало излишков для обмена. Таким образом, в экономике появились противоречия и экстенсивный характер цивилизации инков.          Такие противоречия существовали и в других сферах жизни. Несмотря на интерес астрономии и создание своего календаря, инки не научились точно измерять время суток, которое они определяли просто по положению светил на небосклоне. Общей системы образования не было, и в школе учились только мальчики из знатных семей. За четырехлетний срок обучения они должны были освоить язык кечуа – устный, письменности у них не было, календарь, религиозный комплекс и кипу, применяемую для ведения статистической отчетности. Кипу представляла собой бахрому из шерстяных или хлопчатобумажных веревок, которые завязывали в узелки. Кипу являлась системой передачи сведений, однако ничего общего с письменностью не имела.          Не записаны были и законы, выработанные правителями инков и отличавшиеся особой жестокостью. Их главное назначение заключалось в том, чтобы закрепить подчинение покоренных народов и предупредить восстания. Обычными наказаниями в империи были пытки и смертная казнь. Однако, несмотря на жестокость наказаний, восстания покоренных народов в государстве инков не было редкостью. Именно используя недовольство и возмущение индейцев, испанские конкистадоры в 1532 – 1536 гг. смогли быстро завоевать, казавшееся прочным инкское государство. Испанцам помогла только что закончившаяся гражданская война между верховным правителем Хуаскаром и его двоюродным братом Атауальпа, в результате которой к власти пришел Атауальпа. Испанцы, заманив его якобы для переговоров, взяли в плен и умертвили, но заставили инков собирать золото на выкуп.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Индейцы — единственные исконные обитатели всей западной половины нашей планеты. Когда в 1492 году в  Новом Свете появились первые европейцы, этот гигантский континент отнюдь не был необитаемым. Его населяли своеобразные, удивительные люди.     В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями.       Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытнообщинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.        Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки. Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейецв прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов).

 

Список  литературы

1.   Бурстин А. Американцы: колониальный опыт. М.: Просвещение, 1993.- 301с.                               2.   Индейцы Америки/ Под ред.С.А.Токарева – М.: Из – во АН, 1986.- 256с. 3.   Исторические судьбы американских индейцев.- М.: Наука, 1985.-360с.    4.   Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. – 576 с.                   5.  Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. Ред. коллегия: С.А. Арутюнов, С.И. Брук, Т.А. Жданко и др. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 624 с.   

 


Информация о работе Коренные американцы