Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:59, творческая работа
Работа содержит краткие сведения о направлениях и эпохах в истории европейской культуры.
АВАНГАРДИЗМ
Cовокупное название сложившихся в 1900-е
годы художественных тенденций, для которых
характерно программное, выраженное в
полемически-боевой форме (отсюда само
имя, взятое из военно-политической лексики)
противопоставление себя прежним традициям
творчества, равно как окружающим социальным
стереотипам в целом. Как и предварившие
его направления модернизма, авангард
был нацелен на радикальное преобразование
человеческого сознания средствами искусства,
на эстетическую революцию, которая разрушила
бы духовную косность существующего общества,
— при этом его художественно-утопические
стратегия и тактика были гораздо более
решительными, анархически-бунтарскими.Не
удовлетворяясь созданием изысканных
«очагов» красоты и тайны, противостоящих
низменной материальности бытия, авангард
ввел в свои образы грубую материю жизни,
«поэтику улицы», хаотическую ритмику
современного города, природу, наделенную
мощной созидательно-разрушительной силой,
он не раз декларативно подчеркивал в
своих произведениях принцип «антиискусства»,
отвергая тем самым не только прежние,
более традиционные стили, но и устоявшееся
понятие искусства в целом. Постоянно
влекли авангард «странные миры» новой
науки и техники — из них он брал не только
сюжетно-символические мотивы, но также
многие конструкции и приемы. С другой
стороны, в искусство все активнее входила
«варварская» архаика, магия древности,
примитив и фольклор (в виде заимствований
из искусства негров Африки и народного
лубка, из других «неклассических» сфер
творчества, прежде выносимых за рамки
изящных искусств). Мировому диалогу культур
авангард придал невиданную остроту.
КУБИЗМ
Авангардистское течение в изобразительном
искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось
во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис
), в других странах. Кубизм выдвинул на
первый план формальные эксперименты
— конструирование объемной формы на
плоскости, выявление простых устойчивых
геометрических форм (куб, конус, цилиндр),
разложение сложных форм на простые.
ДАДАИЗМ
Авангардистское литературно-художественное
течение в 1916-22. Дадаизм сложился
в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек,
М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж.
Арп). Выразился в отдельных скандальных
выходках — заборных каракулях, псевдочертежах,
комбинациях случайных предметов. В 20-е
гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом,
в Германии — с экспрессионизмом.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Направление в литературе и искусстве
1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной
реальностью субъективный духовный мир
человека, а его выражение — главной целью
искусства. Стремление к «экспрессии»,
обостренному самовыражению, напряженности
эмоций, гротескной изломанности, иррациональности
образов, наиболее ярко проявилось в культуре
Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер,
В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в
Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П.
Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии,
австрийские композиторы А. Шенберг, А.
Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау,
Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма
возникли ранние образцы абстрактного
искусства (В. В. Кандинский ); у ряда художников,
прежде всего немецких, экспрессионизм
получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую
окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс ).
СЮРРЕАЛИЗМ
Направление в искусстве 20 в., провозгласившее
источником искусства сферу подсознания
(инстинкты, сновидения, галлюцинации),
а его методом — разрыв логических связей,
замененных свободными ассоциациями.
Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая
ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон,
Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж.
Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали,
П. Блум, И. Танги ) главной чертой сюрреализма
стала парадоксальная алогичность сочетания
предметов и явлений, которым виртуозно
придается видимая предметно-пластическая
достоверность.
ФУТУРИЗМ
Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe
тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль
пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe
ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния
кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию
тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo
и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa
cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти
движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй
жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe
кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx
пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx
oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Название
(от латинского "футурум" - "будущее")
особого модернистского течения в европейском
искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении
создать "искусство будущего", футуристы
встали в позу отрицания традиционной
культуры с ее нравственными и художественными
ценностями. Ими был провозглашен культ
машинной урбанизированной цивилизации
– больших мегаполисов, высоких скоростей,
движения, силы и энергии. Футуризм имеет
некоторые родственные черты с кубизмом
и экспрессионизмом. Используя пересечения,
сдвиги, наезды и наплывы форм художники
пытались выразить дробящуюся множественость
впечатлений современного им человека,
городского жителя. Футуризм зародился
в Италии.
ФОВИЗМ
Характерные особенности фовизма: предельно
интенсивное звучание открытых цветов;
сопоставление контрастных хроматических
плоскостей, заключенных в обобщенный
контур; сведение формы к простым очертаниям
при отказе от светотеневой моделировки
и линейной перспективы. Плоскостная трактовка
форм, насыщенность чистых цветов, энергично
подчеркнутый контур обусловливают декоративность
фовистской живописи. Её участников объединяло
в те годы стремление к созданию художественных
образов исключительно с помощью предельно
яркого открытого цвета. Развивая художественные
достижения постимпрессионистов, опираясь
на некоторые формальные приемы средневекового
искусства (витражи, романское искусство)
и японской гравюры, популярной в художественных
кругах Франции со времен импрессионистов,
фовисты стремились к максимальному использованию
колористических возможностей живописи.
Природа, пейзаж служили им не столько
объектом изображения, сколько поводом
для создания экспрессивных, напряженных
цветовых симфоний, не порывающих, однако,
связей с увиденной действительностью.
Основные цветовые отношения и мотивы
фовисты брали из природы, но предельно
усиливали и обостряли их, нередко использовали
цветной контур для отделения пятен цвета
друг от друга. Повышенная светоносность
("краски буквально взрывались от света",
— писал впоследствии А. Дерен) и выразительность
цвета, отсутствие традиционной светотеневой
моделировки, организация пространства
только с помощью цвета — характерные
черты фовизма.
ВОРТИЦИЗМ
Направление английского авангарда,
основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году.
Название вортицизм обязано своим происхождением
замечанию итальянского футуриста Умберто
Боччони о том, что любое творчество рождается
из вихря чувств (по-итальянски вихрь -
vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий,
угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся
как в живописи, так и в скульптуре, - стремился
передать процесс движения. Хотя вортицизм
не дожил даже до окончания Первой мировой
войны, он сыграл важную роль как этап
в процессе формирования абстрактного
искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)
КОНСТРУКТИВИЗМ
Направление в изобразительном искусстве,
архитектуре и дизайне 20 в., поставившее
своей целью художественное освоение
возможностей современного научно-технического
прогресса. В зодчестве тесно
примыкает к рационализму и функционализму.
Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе
кубизма и футуризма, разделившись вскоре
на два обособленных (хотя и постоянно
взаимодействующих) потока: «конструктивизм
социальный», тесно связанный с задачами
«социальной инженерии», создания нового
человека путем радикального преобразования
окружающей его предметно-материальной
среды (эта линия наиболее интенсивно
развивалась в Советской России 1920-х гг.,
в теории и практике ЛЕФа, в производственном
искусстве) и «конструктивизм философский»
(более характерный для капиталистических
стран), ставящий социально-преобразовательные
цели в более отвлеченно-созерцательном
плане (прежде всего — в различных видах
геометрической абстракции). Обе традиции
вошли в кинетизм, пародийно отразившись
в деконструктивизме.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм как
СУПРЕМАТИЗМ
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший;
первейший; последний, крайний, видимо,
через польское supremacja — превосходство,
главенство) Направление авангардного
искусства первой трети XX в., создателем,
главным представителем и теоретиком
которого был русский художник Казимир
Малевич.
АРТ ДЕКО
Арт деко (фр. art deco) - стилевое течение в
искусстве стран Зап. Европы и Америки
2-й четв. 20 в. для которого характерно:
сочетание монументальных утяжеленных
форм с изощренным украшательством; сочетание
элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма;
использование выразительных форм "технического
дизайна" (в основном материалы и стилистика
модных "обтекаемых форм", заимствованная
у новейших моделей автомобилей и локомотивов).
Получило название от Международной выставки
декоративного искусства и промышленности
(Париж, 1925), которая явилась отправным
пунктом его распространения и развития.
Экзотический и яркий, стиль Арт деко -
самый загадочный стиль XX столетия. Он
мгновенно покорил весь мир и до сих пор
остается источником вдохновения для
дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю
Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших
традициях арт деко.
КУБОФУТУРИЗМ
Локальное направление в русском
авангарде (в живописи и в поэзии)
начала XX в. В изобразительном искусстве
кубофутуризм возник на основе переосмысления
живописных находок сезаннизма, кубизма,
футуризма, русского неопримитивизма.
По внешнему виду кубофутуристические
работы перекликаются с созданными в то
же время композициями Ф. Леже и представляют
собой полупредметные композиции, составленные
из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных
полых объемных цветных форм, нередко
имеющих металлический блеск. Кубофутуристы
выдвинули "новые принципы творчества",
среди которых главными стали: утверждение
права поэта на расширение поэтического
лексикона за счет "произвольных и производных
слов"; усмотрение содержания слова
в его "начертательной и фонетической
характеристике"; акцентация внимания
на семантике приставок и суффиксов, на
значимости авторского письма: почерка,
помарок и виньеток в рукописи, как знаков
"творческого ожидания" и т.п.; отрицание
правописания во имя свободы личностного
выражения и знаков препинания для усиления
семантики "словесной массы"; повышенное
внимание к гласным как знакам времени
и пространства и к согласным как символам
цвета, звука, запаха; слово провозглашается
творцом мифа; в качестве новых и значимых
тем поэзии осмысливаются "ненужность,
бессмысленность, тайна властной ничтожности".
ПУРИЗМ
Течение во французской живописи конца
1910—20-х гг. Основные представители
- художник А. Озанфаном и архитектор Ш.
Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные
тенденции кубизма и других авангардистских
течений 1910-х гг., принятую ими деформацию
натуры, пуристы стремились к рационалистически
упорядоченной передаче устойчивых и
лаконичных предметных форм, как бы "очищенных"
от деталей, к изображению "первичных"
элементов. Для работ пуристов характерны
плоскостность, плавная ритмика лёгких
силуэтов и контуров однотипных предметов
(кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив
развития в станковых формах, существенно
переосмысленные художественные принципы
пуризма нашли частичное отражение в современной
архитектуре, главным образом в постройках
Ле Корбюзье. Пуризм - это искусство интеллектуальное
исключающее случайность и использующее
четкие геометрические формы. Озанфан
и Жаннере вдохновляются конструктивными
методами конечными целями и эстетикой
промышленных машин и утверждают "общую
грамматику чувствительности". Формы
и цвета упрощены а структуры основаны
на прямоугольниках и "правильных планах".
В темах преобладают натюрморты составленные
из повседневных предметов: тарелки стаканы
графины курительные трубки бутылки -
которые имеют функциональное значение
и трактованы экономично. Их простые и
стандартизированные формы могут легко
соединяться оставаясь при этом четкими.
Эти предметы изображаются в соответствии
с методами взятыми из промышленного рисунка
с использованием плана общего вида и
тени спроецированной по правилам перспективы.
Их органичное расположение производит
регенерацию форм.
НЕОПЛАСТИЦИЗМ
Неопластицизм - одна из ранних разновидностей
абстрактного искусства. Создан к 1917 году
нидерландским живописцем П. Мондрианом
и др. художниками входившими в объединение
"Стиль". Для неопластицизма характерно,
по словам его создателей, стремление
к "универсальной гармонии", выразившееся
в строго уравновешенных комбинациях
крупных прямоугольных фигур, четко разделенных
перпендикулярными линиями черного цвета
и окрашенных в локальные цвета основного
спектра (с добавлением белого и серого
тонов). Главной чертой неопластицизма
было строгое использование выразительных
средств. Для построения формы неопластицизм
допускает лишь горизонтальные и вертикальные
линии. Пересечение линий под прямым углом
- первый принцип. Около 1920 к нему добавился
второй который убирая мазок и подчеркивая
плоскость ограничивает цвета красным
синим и желтым т.е. тремя чистыми основными
цветами к которым можно добавить только
белый и черный. С помощью этой строгости
неопластицизм предполагал выйти за рамки
индивидуальности чтобы достигнуть универсализма
и создать таким образом новую картину
мира.
СОЦРЕАЛИЗМ
В 1934 состоялся Первый Всесоюзный съезд
советских писателей, который был призван
упорядочить работу «инженеров человеческих
душ». В качестве единственного художественного
метода признавался социалистический
реализм, принципы которого впервые были
сформулированы в «Уставе Союза писателей
СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма
стала партийность, социалистическая
идейность. Эстетическое понятие «реализм»
было волюнтаристски соединено с политическим
определением «социалистический», что
на практике вело к подчинению литературы
и искусства принципам идеологии и политики,
к выхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм
являлся универсальным методом, предписанным,
помимо литературы, музыке, кино, изобразительному
искусству и даже балету. Под его флагом
прошла целая эпоха в отечественной культуре.
ТРАНСАВАНГАРД
Термин «transavanguardia» (в дословном переводе
с итальянского «выходящее за пределы
авангарда», «поставангард») был впервые
использован в текстах известного итальянского
художественного критика Бонито Олива
(Bonito Oliva). Запущенное в искусствоведческий
оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард»
довольно быстро обогатилось новыми смыслами
и приобрело расширительное толкование,
став синонимом «постмодернизма». Нередко
этими категориями описываются все произведения
актуального искусства, в которых присутствует
элемент игры с художественной традицией.
Этого расширительного толкования термина
придерживался и сам его создатель.
Источник: http://www.museum-online.ru/
Информация о работе Краткие сведения о направлениях и эпохах в живописи