Крешение Руси - момент культурно-исторического выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

Содержание работы

Введение 3
1. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора 4
1. 1. Предпосылки принятия Русью христианства 4
1. 2. Причины принятия восточного христианства 5
1. 3. Значение принятия христианства для отечественной
культуры 6
2. Социокультурное своеобразие восточного христианства 8
3. Государство и церковь в истории России
3. 1. Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве 10
4. Православная церковь и армия 12
Заключение 14
Библиографический список 15

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение                                                                                                      3

1.  Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора     4

1. 1.   Предпосылки  принятия Русью христианства                                 4

1. 2.   Причины принятия восточного  христианства                                5

1. 3.   Значение принятия христианства  для отечественной                   

культуры                                                                                                       6

2.   Социокультурное  своеобразие восточного христианства           8

3.   Государство и  церковь в истории России                                                                        

3. 1.  Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве                                                                                              10

4.  Православная церковь и армия                                                      12

Заключение                                                                                               14

Библиографический список                                                                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение  на Руси православия как особой ветви  христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

Русь времен Владимира  была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она  стремилась войти в этот мир и  стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие  верования. В течение длительного  времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.

Сегодня нет никаких  сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в  культурном. По существу, история русской культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. Принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов.

1.   Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора

 

1. 1.   Предпосылки принятия Русью христианства

 

Проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:

речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного  объединения разрозненных восточнославянских племен;

речь шла о геополитическом  самоопределении древнерусской  народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;

вместе с направленностью  национальных выявлялось направление  собственного территориально-государственного и национально-культурного развития

Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства. В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскими культурными людьми в Х веке вполне понятно. Здесь сказались:

ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы;

признание объединяющих, сплачивающих людей функций христианской церкви;

очеловеченность христианских представлений о Боге и его отношениях с людьми, делавших религию душевно близкой и органичной людям различного социального, этнического, языкового происхождения.

1. 2.   Причины принятия восточного христианства

 

Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной "предрасположенностью" древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.

Летопись не содержит убедительной мотивации именно этого  решения. Очевидно, в глубине осуществленного  Русью культурно-исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных мотивов принятия нужного на том этапе для Руси решения, и ни одного из них не следует отвергать, стремясь рассматривать их в совокупности, в единстве.

Мотив 1. На первом плане  мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор своего исторического развития.

Мотив 2. При этом Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера.

Мотив 3. Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте. Если судить по тексту "Повести временных лет", посланцы папы римского старательно доказывали минимальности своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм.

Мотив 4. Предпочтение восточной  ветви христианства было связано  также и с факторами культурно-политического  характера. Принятие западной ветви  христианства означало для Руси признание над собой власти папы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению.

Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную  модель преодоления язычества в  формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

 

1. 3.   Значение принятия христианства для отечественной культуры

 

С принятием христианства Русь также переживает эпоху освоения античности, но не через римские  ценности, а через живую культуру Греции, во многом сохраненную Византией. Через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля. Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Русское православие как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыллености в основание нашей культуры.

Христианство принесло с собой письменность. При этом, если богословские книги на Западе писали на латыни, то на Руси стала использоваться азбука славянского языка - кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием. Вместе с этим, на большую высоту поднялась вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература.

В целом, принятие христианства на Руси способствовало:

включению Руси в европейский  христианский мир, появлению возможности  играть в нем видную роль;

установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;

созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;

укреплению молодой  русской государственности;

гуманизации всего древнерусского общества;

становлению городской  культуры в преимущественно сельскохозяйственную по роду жизнедеятельности в стране:

развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.

 

 

2. Социокультурное своеобразие восточного    христианства

 

Принятие той или  иной религии в качестве государственной  и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере  веры, но и во всей духовной жизни.

Любая национальная культура заимствует только те элементы других культур, к восприятию которых она  уже подготовлена всем ходом собственного развития. Восточное христианство - православие - включило в свою сферу  все слои русского народа, все общество, но не захватывало человека целиком. Проникновение православия в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало времяпровождение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обиходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях.

Социокультурные особенности восточной ветви христианства заключались в нескольких моментах.

1. Православный смысл  земного существования. В восточно-христианской  культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существование человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм.

2. Соборность. С православием  на русскую почву была перенесена  и идея соборности, под которой  понимается коллективное жизнетворчество  и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.

Православный тип человека. Православие, духовно организуя  религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой  системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека.

В православии очень  сильно выражена эсхатологическая сторона  христианства, описывающая конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов.

Русский человек не живет  настоящим, а только прошлым или  будущим. В прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей  жизнедеятельности. Постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения.

Поэтому если добродетелями  западного человека являются энергичность и интенсивность, восточного человека - точная середина, посредственность, бесшумность, то добродетели русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.

 

 

 

       3.   Государство и церковь в истории России

 

Западное христианство исторически сложилось как подобие  государства в государстве, со своей  жесткой иерархией, властным единоначалием, строгой внутриконфессиональной дисциплиной. Отсюда - конкурентная борьба католической церкви с монархами западноевропейских государств за влияние в вопросах экономических, социальных, политических, идеологических. Отношения церкви и светского государства строились в форме последовательного противостояния и взаимоограничения во всех сферах общественной жизни, что способствовало развитию правовой регламентации как светской, так и духовной жизни в Западной Европе.

Высокий уровень организованности и управляемости института Римской католической церкви обеспечивал мобильность и динамизм церковной политике, быстро приспосабливающейся к меняющимся историческим обстоятельствам и находившейся лишь в относительной зависимости от традиций первоначального христианства.

 

3. 1.  Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве

 

Восточное христианство сложилось как система независимых  друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой  в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Поэтому в восточно-христианской традиции отношения церкви и светской власти принципиально отличались от государств Западной Европы.

Это выражалось в следующем:

в православии церковь  понималась как духовная опора сильной  централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась  церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей;

православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозные  традиции раннего христианства, решала все основные вопросы богословской, богослужебной и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности.

Отсюда возникает необходимость  сильной централизованной монархической  власти, освященной церковными полномочиями. Автокефальный, то есть самостоятельный  статус различных церквей восточного христианства означал их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV веке церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства.

Информация о работе Крешение Руси - момент культурно-исторического выбора