Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становится не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надёждой и опорой. Каждый из нас вовлечён в культурное творчество.
Термин «культура» появился в Древнем Риме и применялся лишь для обозначения целенаправленного воздействия человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработки земли. Со временем его значение расширилось и связано оно уже не только с природой, но и с внутренним миром человека.

Файлы: 1 файл

В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

В настоящее время требуются  уже новые технологии соприкосновения  человека с природой. Это становится не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей  надёждой и опорой. Каждый из нас  вовлечён в культурное творчество.

 Термин «культура» появился  в Древнем Риме и применялся  лишь для обозначения целенаправленного  воздействия человека на окружающую  его природу: возделывание почвы,  обработки земли. Со временем  его значение расширилось и  связано оно уже не только с природой, но и с внутренним миром человека.

Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающая их среда, откуда она появилась, конечная она или беспредельна, наконец, как её обозначить или назвать. В наше время бытие трактуется как категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура –  «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая природа.

Характеристика феномена культуры невозможна без выяснения соотнесённости природного и культурного исследования философов, этнографов, культурологов показывают, что культура внебиологична, её нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вывести и построить, кроме как из природного. Поэтому и говорят о различии и единстве «природного» и «культурого».

Одна из первых формулировок, выражающих специфику культуры, звучала так: «cultura contra natura». Иными словами, культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не «само по себе», а в результате человеческой деятельности. Культура вместе с тем включает в себя и саму деятельность, и её продукты.

Культуру часто определяют как  «вторую природу». Такое понимание  восходит к античной Греции, в котрой Демокрит считал культуру «второй натурой». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создала человека, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу»- пространство культуры.

«Вторая природа»- выражение, подчёркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа»(хотя и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая- непосредственное потребление человеком природных ресурсов биохимическим, естественным образом. Вторая – главная форма- преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде- артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне ив дополнении к первой форме), так и потребности внеприродные- социальные. Результатом этого является «очеловечивание» природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности( в отличии от мира «девственной» природы). В этот новый, человеческий мир – «вторую природу» - входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отошений, совместная деятельность по преобразованию не только «первой» (её остаётся всё меньше и меньше), но и «второй» природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных появлений. Иногда этот термин просто отожествляют с понятием «культура», которую воспринимают как то, что «отвоёвано» трудом и духом человека у природы как «натуры».

Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он не стал бы человеком, остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не задана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе.

Однако,увеличивая свою власть над  природой, люди попадали во всё большую  зависимость от неё. В этом и заключается  диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во всё большую зависимость от неё как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идёт, прежде всего, о материальном обеспечении развития общества и его культуры1.

Однако, осознание того, что, в отличие  от животного, человек существует в  двух измерениях: материальнофизиологическом и социокультурном, духовном- привело  к расширению трактовки понятия  «человеческий дом». Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его природа, но и порождённая, созданная и создаваемая человеком культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин «экология»стал распространятся и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души», «экология культуры». Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов,свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, «второй природы», связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.

Культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в  себя не только культурное, но и природное  измерение. В человеке природное и культурное слиты в единое целое, поэтому культура – это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими формами жизнидеятельности2. Следовательно, культура неразрывно связана с тем, что называется «человеческим в человеке» и что отличает человека от всех других живых существ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация.

 

Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к  культуре, в усвоении накопленных  обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения ттой страны, в которой он живёт. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определённой ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Её уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определённой системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому  немыслима история: ребёнок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по- взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создаёт культуру, то культура создаёт человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определённые знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет программ действий. Эти программы он получает от культуры, учится жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта  личностью начинается с раннего  детства. Образцы поведения, которые  демонстрируют родители, сознательно  или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым своё поведение на многие годы вперёд. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, взрослые. Детство – важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она – процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передаётся из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств  оказывается погруженным в определённую культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкультурация.

Процессы социализации и инкультурации  заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности – будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, всё, что может пригодится в будущем – всё равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общество и культура. Социальные институты.

 

Преёмственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование – всё это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры. Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление , как социальные институты культуры. Термин «культурный институт» сегодня всё более широко входит в научный оборот. Он широко используется в различных контекстах представителями социальных и гуманитарных наук. Как правило, им пользуются для обозначения разнообразных и многочисленных культурных феноменов. Однако у отечественных и зарубежных исследователей культуры пока нет его единой трактовки, как и не существует в настоящий момент разработанной целостной концепции, охватывающей сущность, структуру и функции социального института культуры, или культурного института. Понятие «институт», «институализация» (от лат. institutum – установление, учреждение) традиционно используются в социальных, политических, юридических науках. Институт в контексте социальных наук предстаёт как компонент социальной жизни общества, существующей в виде организаций, учреждений, объединений (институт церкви); в другом, более широком смысле понятие « институт» трактуется как комплекс устойчивых норм, принципов и правил в какой-либо сфере социальной жизни3. Таким образом, социальные науки связывают понятие «институт» с высокоорганизованными и системными социальными образованиями, отличающимися устойчивой структурой. Ведь общество – это система отношений и институтов, то есть способа и средств социального воздействия на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении.

 

Глобальные проблемы современности  – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир  в целом, а вместе с ним – отдельные регионы и стран – проблемы бытия, места человека в мире, его связи с универсумом, пути достижения человеком гармонии с природой и социумом. Чем ближе к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения всё полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.Каждый из нас может приобщится ко всему человечеству в периоды его взлётов и падений, благоденствия и страданий только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсемесность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений.

Глобальные проблемы характеризуются  следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления требуются целеноправленные,согласованные действия и объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В – третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы.

Все глобальные проблемы современности  делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты  и первоочерёдности решения, а так же от того, какие причинно- следственные отношения существуют между ними в реальной жизни. Первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и поэтому их называют интернациональными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: 1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; 2) установление нового международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой,сырьевыми ресурсами. Сюда же относятся экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. Третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек- общество».

В поисках путей решения глобальных проблем современности определяющую роль играет умение человека прогнозировать будущее. Это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Первым шагом на пути преодоления общечеловеческих проблем связан с формированием нового мировоззрения, в основе которого должен быть положен новый гуманизм, включающий в себя чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, проистекающую из признания основных прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Деятельность человека очень разнообразна. В одном случае она пораждает  культуру, в другом – цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают культурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь».

Культура позволяет внести в  мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность, вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека : он её создал. В современном мире ценно то, что было в первые придумано. Повтор и копирование нами уже не ценится. Истинный художник или учёный – это всегда создатель нового, поэтому каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся за всем новым, что даёт нам огромный скачок в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник для вузов.- М.: Высшее образование, 2008. – 495 с.Кравченко, А.И. Культурология: учебник для вузов, 2010г.- 496с.
  2. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – М.: Центр, 2005.Соколова, Д.А. Мировая культура и искусство: учебник для вузов. 4-е изд., 2011г.
  3. Культурология. XXвек. Словарь . – СПб, 2004г.
  4. Солонин Ю.Н., Качан М.С. Культурология: учеб. – М.: Высшее образование, 2007

 

 

 

 

 

 

 

1 Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 8-е изд.- М.: Академический проект, 2008. – 496 с.

 

2 Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – М.: Центр, 2005

3 Культурология. XX век. Словарь. – СПб, 1997.

Информация о работе Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы