Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:57, контрольная работа
Для современного состояния мирового сообщества, которое справедливо называют техногенной цивилизацией, особую остроту и актуальность приобретает проблема отношения культуры и природы. Если ценою колоссальных усилий человечеству удалось в какой-то мере отодвинуть угрозу ядерного самоуничтожения, то угроза экологических и техногенных катастроф остается постоянной. Время от времени эта угроза оборачивается страшной реальностью, и пока нет оснований для надежды, что вероятность подобных событий будет уменьшаться.
План
3
Введение
4
Культура - «вторая природа», ее связь с миром природы.
5
Человек как творец и творение культуры
6
Общество и культура
7
Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении.
9
Заключение
10
Список использованной литературы
11
Содержание:
План |
3 |
Введение |
4 |
Культура - «вторая природа», ее связь с миром природы. |
5 |
Человек как творец и творение культуры |
6 |
Общество и культура |
7 |
Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении. |
9 |
Заключение |
10 |
Список использованной литературы |
11 |
План
1. |
Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая природа. |
2. |
Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация. |
3. |
Общество и культура. Социальные институты. |
4. |
Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении. |
Введение
Иногда трудно ответить на самый, казалось бы, простой вопрос, к примеру, на вопрос о том, что есть культура и каковы границы этого мира, в отличие от мира природы. Вопрос о соотношении культуры и натуры - один из центральных для классической традиции. И ответ на него давали философия, история и другие области знания, в рамках которых вызревало классическое понимание культуры.
Для современного состояния мирового сообщества, которое справедливо называют техногенной цивилизацией, особую остроту и актуальность приобретает проблема отношения культуры и природы. Если ценою колоссальных усилий человечеству удалось в какой-то мере отодвинуть угрозу ядерного самоуничтожения, то угроза экологических и техногенных катастроф остается постоянной. Время от времени эта угроза оборачивается страшной реальностью, и пока нет оснований для надежды, что вероятность подобных событий будет уменьшаться.
Разумное осмысление и построение отношений природного и культурного стало особенно важным в наши дни, когда все настойчивее звучат предупреждения о грозящей людям глобальной экологической катастрофе. Активное, преобразующее воздействие человека на свою планету все более усиливается, но несомненно, что в этом процессе происходит отчуждение культуры от природы. Мы живем во все более искусственном мире, в котором возросшая мощь человека обращается против него самого. Сегодня особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры, т.е. умения найти «общий язык» с природным миром, обеспечить эволюционное развитие культуры. Оптимальное соотношение культуры и природы станет, пожалуй, основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии.
Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение природного объекта под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже здесь язык выразил очень важную особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем слово «культура»
получило более обобщенное значение
и им стали называть все созданное
человеком. В таком понимании
культуры действительно отражаются
ее существенные черты. Культура предстает
как сотворенная человеком «
Можно сказать, что для
философского понимания культуры ее
определение как «второй
«Вторая природа», как и первая, является объективной и материальной. Ее отличие от первой только в том, что она создана человеком, является продуктом его деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это «только» столь огромно, что материальность культуры оказывается весьма специфической.
Исходный пункт формирования культуры - и логически, и исторически - человек. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Однако пока что мы сделали
лишь первый шаг к правильному
пониманию и определению
Отношение человека к миру
определяется смыслом. Смысл соотносит
любое явление, любой предмет
с человеком: если нечто лишено смысла,
оно перестает существовать для
человека. Что же такое смысл для
культурологии? Смысл - это содержание
человеческого бытия (в том числе внутреннего
бытия), взятое в особой роли: быть посредником
в отношениях человека с миром и с самим
собой. Именно смысл определяет, что мы
ищем и что откроем в мире и в самих себе.
Смысл надо отличать от значения, т. е.
предметно выраженного образа или понятия.
Даже если смысл выражается в образе или
понятии, сам по себе он вовсе необязательно
является предметным. Например, один из
самых важных смыслов - жажда любви - вовсе
не предполагает предметный образ какого-либо
человека (иначе каждый из нас заранее
знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл
адресован не только разуму, но и неконтролируемым
глубинам души и непосредственно (помимо
нашего осознания) затрагивает наши чувства
и волю. Смысл не всегда осознается человеком,
и далеко не всякий смысл может быть выражен
рационально: большинство смыслов таится
в бессознательных глубинах человеческой
души. Но и те другие смыслы могут стать
общезначимыми, объединяя многих людей
и выступая основой их мыслей и чувств.
Именно такие смыслы образуют культуру.
Человек наделяет этими смыслами
весь мир, и мир выступает для
него в своей универсальной
Культура и общество - это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.
Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества:
Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать.
Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию.
Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).
Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.
Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.
Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:
Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:
Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:
Глобальные проблемы современности – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним – отдельные регионы и стран – проблемы бытия, места человека в мире, его связи с универсумом, пути достижения человеком гармонии с природой и социумом. Чем ближе к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения все полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.
Каждый из нас может приобщиться ко всему человечеству в периоды его взлетов и падений, благоденствия и страданий только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако – глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они обхватывают весь земной шар. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений.
Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные проблемы по всей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могу быть никем проигнорированы.
Все глобальные проблемы современности делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в реальной жизни. Первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и поэтому их называют интернациональными. Здесь выделяют две наиболее значимые проблемы: 1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; 2) установление нового международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами. Сюда же относятся экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. Третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек – общество».
Информация о работе Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая природа