Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Для современного состояния мирового сообщества, которое справедливо называют техногенной цивилизацией, особую остроту и актуальность приобретает проблема отношения культуры и природы. Если ценою колоссальных усилий человечеству удалось в какой-то мере отодвинуть угрозу ядерного самоуничтожения, то угроза экологических и техногенных катастроф остается постоянной. Время от времени эта угроза оборачивается страшной реальностью, и пока нет оснований для надежды, что вероятность подобных событий будет уменьшаться.

Содержание работы

План
3
Введение
4
Культура - «вторая природа», ее связь с миром природы.
5
Человек как творец и творение культуры
6
Общество и культура
7
Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении.
9
Заключение
10
Список использованной литературы
11

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 29.28 Кб (Скачать файл)

Содержание:

План

3

Введение

4

Культура - «вторая природа», ее связь с  миром природы.

5

Человек как творец и творение культуры

6

Общество  и культура

7

Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении  и разрешении.

9

Заключение

10

Список использованной литературы

11


 

 

План

1.

Культура –  «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая  природа.

2.

Человек как творец и творение культуры. Социализация и инкультурация.

3.

Общество и культура. Социальные институты.

4.

Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении  и разрешении.


 

 

Введение

Иногда трудно ответить на самый, казалось бы, простой вопрос, к примеру, на вопрос о том, что  есть культура и каковы границы этого  мира, в отличие от мира природы. Вопрос о соотношении культуры и натуры - один из центральных для классической традиции. И ответ на него давали философия, история и другие области знания, в рамках которых вызревало классическое понимание культуры.

 Для современного состояния мирового сообщества, которое справедливо называют техногенной цивилизацией, особую остроту и актуальность приобретает проблема отношения культуры и природы. Если ценою колоссальных усилий человечеству удалось в какой-то мере отодвинуть угрозу ядерного самоуничтожения, то угроза экологических и техногенных катастроф остается постоянной. Время от времени эта угроза оборачивается страшной реальностью, и пока нет оснований для надежды, что вероятность подобных событий будет уменьшаться.

Разумное  осмысление и построение отношений  природного и культурного стало  особенно важным в наши дни, когда  все настойчивее звучат предупреждения о грозящей людям глобальной экологической  катастрофе. Активное, преобразующее  воздействие человека на свою планету  все более усиливается, но несомненно, что в этом процессе происходит отчуждение культуры от природы. Мы живем во все  более искусственном мире, в котором  возросшая мощь человека обращается против него самого. Сегодня особенно значимыми становятся нарастание экологической  составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической  культуры, т.е. умения найти «общий язык»  с природным миром, обеспечить эволюционное развитие культуры. Оптимальное соотношение культуры и природы станет, пожалуй, основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии.

 

  1. Культура - «вторая природа», ее связь с миром природы.

Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально  означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение природного объекта  под воздействием человека в отличие  от тех изменений, которые вызваны  естественными причинами. Уже здесь  язык выразил очень важную особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное  человеком. В таком понимании  культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает  как сотворенная человеком «вторая  природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный  человеком, в отличие от девственной  природы. Из этого определения вытекает также, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между  людьми, там имеется и культура.

Можно сказать, что для  философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы. Лес - это природа, а парк - явление культуры, ибо человек наложил на естественную природу печать своей деятельности, воплотил в нем определенный замысел. Но в ходе этого преобразования могут создаваться разнообразные объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе. Если парки, каналы, искусственные водоемы и даже плотины подобны тому, что имеется в природе без человека, то этого не скажешь о машинах, зданиях, искусственном волокне и т. д. Культура может все более уводить человека от мира природы, создавая особую искусственную среду. Но искусственная среда никогда не заменит живой природы, с которой человек не может терять связь без ущерба для своего физического и психического здоровья. От характера отношений культуры и природы во многом зависит ход человеческой истории.

«Вторая природа», как и  первая, является объективной и материальной. Ее отличие от первой только в том, что она создана человеком, является продуктом его деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это «только» столь огромно, что материальность культуры оказывается  весьма специфической.

 

  1. Человек как творец и творение культуры

Исходный пункт формирования культуры - и логически, и исторически - человек. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако пока что мы сделали  лишь первый шаг к правильному  пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное  отношение человека к миру? Как  оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения  к поколению? Ответить на эти вопросы  и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит  любое явление, любой предмет  с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для  человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе. 
Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для  него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку  им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы  все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий.

 

  1. Общество и культура

Культура и общество - это очень близкие, но не тождественные  системы, которые относительно автономны  и развиваются по своим законам.

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества:

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать.

Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию.

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями  этих подходов ведется о том, как  понимать общество: как надындивидуальную  объективную социальную структуру  или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными  институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и  используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

Социальные институты  культуры выполняют в обществе ряд  функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация - приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода - институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке - политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров - институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни - институт религии.

 

  1. Глобальные проблемы современности, роль культуры в их возникновении и разрешении.

Глобальные проблемы современности  – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир  в целом, а вместе с ним –  отдельные регионы и стран  – проблемы бытия, места человека в мире, его связи с универсумом, пути достижения человеком гармонии с природой и социумом. Чем ближе  к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и  мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей  и способов их разрешения все полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.

Каждый из нас может  приобщиться ко всему человечеству в периоды его взлетов и  падений, благоденствия и страданий  только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. Этимологический  термин «глобализация»  связан с  латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный  характер тех или иных процессов. Однако – глобализация процессов  – это не только их повсеместность, не только то, что они обхватывают  весь земной шар. Эта интернационализация  означает, что в современную эпоху  все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений.

Глобальные проблемы характеризуются  следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления требуются  целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий большинства  населения планеты. Во-вторых, глобальные проблемы по всей сути затрагивают  интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могу быть никем проигнорированы.

Все глобальные проблемы современности  делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты  и первоочередности решения, а также  от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в реальной жизни. Первую группу составляют проблемы, которые характеризуются  наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений  между различными государствами, и  поэтому их называют интернациональными. Здесь выделяют две наиболее значимые проблемы: 1) устранение войны из жизни  общества и обеспечение справедливого  мира; 2) установление нового международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают  в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей  энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами. Сюда же относятся  экологические проблемы, а также  освоение Мирового океана и космического пространства. Третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек – общество».

Информация о работе Культура – «вторая природа», ее связь с миром природы. Экологическая природа