Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”. Поэтому отдельную грань (изобразительное искусство) рассмотрим.
Введение 3
Глава I 4
1.1 Исторические предпосылки 4
1.2 Идеологическая основа 6
1.3 Философия 7
1.4 Антиномии 8
1.5 Специфические черты 10
Глава II. Изобразительное искусство барокко в некоторых странах. 11
2.1 Искусство Италии 11
2.2 Искусство Фландрии 12
2.3 Искусство Испании 13
2.4 Искусство Германии 15
2.5 Русское искусство барокко 16
Заключение 17
Список литературы: 19
2) эффектное, театральное, помпезное изображение;
3) обязательное присутствие архитектурного фона;
4) яркость, контрастность колорита;
5) динамика изображения.
Например: “Сотник перед Христом”.
Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо - художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.
К стилю барокко относится
творчество Алессандро Маньяско, но в
его произведениях чисто
1. Гиперболизм в изображении;
2. Искажение пропорций;
3. Мрачная, холодная красочная гамма;
4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:
1. Жесткость, плотность фактуры;
2. Пластическая моделировка;
3. приближение фигуры к переднему плану;
4. Цельность, строгая соотнесенность частей;
5. Детализация.
Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла”
Первая буржуазная революция, ставившая целью освобождение народа от власти церкви, разделила страну на две части: юг (Фландрия, современная Бельгия) и север (Голландия). Огромный социальный и духовный подъем, пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. В начале XVIIв. происходит восстановление страны от разрухи. Культовая архитектура воспринимает черты и формы итальянского барокко: декоративное оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением скульптур, пластической орнаментации. Например, церковь св. Карла Барромея в Антверпене (1614-1621гг.), архитектор П.Хёйсенс (церковь Иль Джезу).
Скульптура сочетает в себе народную традицию и итальянскую пластику барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа, Лукас Файдхербе...
В целом в искусстве Фландрии было преобладание живописи, определяющей пути развития скульптуры, архитектуры, художественной промышленности. Представители:
Антонио ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность, барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф.Снайдера”.
Непревзойденным Мастером эпохи стал Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Органично претворил наследие итальянского Возрождения: единство мира, жизнеутверждение, прославление человека как центра мироздания; новой культурной эпохи: высший динамизм, пластичность, резкость, разомкнутость композиции, страдание и горе в тематике, монументальность, декоративность, торжественность; национальные традиции: реализм. Явился творцом парадного портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например: “Охота на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”...
“Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - Бог”
Делакруа.
Более жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом - земельной аристократией.
Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.
Среди представителей:
Доменико Теотекапуле (Эль Греко) - художник рубежа XVI-XVIIвв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на масляничной горе”.
Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения...
“Портрет поэта Эрсильи-и-
“Портрет кардинала Тавера”,
“Портрет неизвестного”.
Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были
1. Франческо Сурбаран
(1598-1664) - “Отрочество Богоматери”,
“Младенец Христос”. Главное в
его картинах - ощущение святости,
чистоты; простое
2. Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин - мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них - истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.
Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес - великий полифонист живописи.
“Завтрак”, “Портрет Оливареса “, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья”), “Пряхи”.
Художником, завершившим “золотой век” испанской живописи, был Бартолелло Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. “Девочка с фруктами”, “Мальчик с собакой”.
Но в зрелые годы творчества
все чаще обращался исключительно
к библейским сюжетам: ”Святое семейство”,
“Бегство в Египет”. В этих работах
он выступает как блестящий колори
Если скульптура и архитектура были прочно связаны с немецкой национальной традицией, то положение живописи оставалось достаточно сложным. Ослабление национальной традиции является трагической характерной чертой того времени. Закономерным следствием этого была ориентация живописцев на иные европейские школы.
Барокко наиболее ярко представлено в творчестве художника-монументалиста Франца Антона Маульберга. Он пишет широко, темпераментно, свободной кистью, насыщая колорит цветовыми аккордами, дающими мощный декоративный эффект. Он, прежде всего, живописец, которого не очень волнует психологизм, детализация в изображении, но очень интересуют цветовые пятна, превращающиеся в цветовую фантасмагорию. Например, “Крещение евнуха”.
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв. Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.
В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны.
Большое значение для
дворцовых интерьеров имела монументально-
В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной культуры.
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм,
приведший к усилению
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность,
театральность,
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов...
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
«Лети душа, лети, долой пределы
Земного бытия, круг жизни разорви,
Отбрось утехи дальнего удела,
Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса,
Там обручились вечность и краса.»
фон Хоффмансвальдау“Мир”.
Информация о работе Культура барокко. Изобразительное искусство