Культура древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В Нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причём урожай был очень обильным – до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню. Культура развивалась изолированно, традиционность была характерной её чертой.

Содержание работы

Введение
Древнее царство.
Среднее царство
Новое царство
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

           

                                            План

 

                   Культура Древнего Египта

Введение

 

  1. Древнее царство.

 

  1. Среднее царство

 

  1. Новое царство

 

Заключение

 

Список использованной литературы

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

 

     [ Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, одно из древнейших государств в мире. Слово «Египет» происходит из древнегреческого наименования «Айгуптос». Современные египтяне, говорящие по-арабски, называют свою страну «Миср». Древние египтяне называли её «Кемс» (Чёрная) по цвету тёмной почвы.] ( 4;c.165 – 172)

      Природные  условия стали существенным фактором  развития древнеегипетской цивилизации.  В Нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причём урожай был очень обильным – до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню. Культура развивалась изолированно, традиционность была характерной её чертой.

     [Культура древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпоху

  1. Древнего царства 29 – 23 в до н.э.(1 - 6 династии)
  2. Среднее царства 21- 18 в до н.э. ( 11 – 13 династии)
  3. Новое царство 16 – 13 в до н.э. (18 – 20 династии)] (5;c.283 – 295)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Древнее царство

 

   Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания – культ фараона. Фараона считали родоначальником всех египтян, и вместе с тем наследником бога, создателем и владыкой мира. Поэтому фараон обладает властью над целым космосом. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. От него зависело благополучие страны.

   Решающую роль  на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью религии, обоготворявшей силы природы и земную власть.

   Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для все природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Природа обновляется ежегодно, а Нил, развиваясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь благоденствие. Но когда он возвращается в свои берега, наступает засуха, которая, однако, не есть смерть – ведь на следующий год Нил разольётся снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, отрицающие смерть как конец существования человека. После смерти человека ждёт воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. И живые должны позаботиться о сохранности тела умершего, а средством для этого служило бальзамирование. Так возникло искусство изготовления мумий.

   В конце концов сформировался культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Этот культ был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Прежде всего нужно было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела.

    И хотя смерть  признавалась одинаково противоестественной  для всех египтян, надёжные  гробницы и недоступные склепы, снабженные «всем необходимым»  для умершего, строились только для богатых и власть имущих, а пирамиды – только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь «великими богами».

    И хотя пирамид  Египте немало, но самые знаменитые  из них это три пирамиды, которые находятся в пригороде Каира – местечке Гизе пирамида фараонов Хеопса, Хафра и Менкаура.

    Самая грандиозная – пирамида Хеопса: её высота 146,6 м, длина стороны основания – 233 (чтоб обойти её, надо пройти около 1 км). Она сложена из 2 300 000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес пирамиды около 7 млн. тонн. Подсчитали, что, для того чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. Тогда пирамиды строили голыми руками на протяжении 20 лет, и 10 лет ушло на постройку дорогу от каменоломен к пирамидам. До сих пор остаётся загадкой, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. А высота, как уже отмечалось, 146,6 м, что приблизительно равно 50-этажного дома, которые даже при современной технике редко где строят.

   [Любопытное вычисление было произведено Наполеоном в его египетский поход. Пока его сподвижники лазали на самую высокую пирамиду, Бонапарт подсчитал, что из камня, из которого были сложены эти три пирамиды вышла б стена вокруг всей Франции вышиной в 3 м и толщиной в 30 см.] ( 3; c. 63 – 78 )

   Вход в пирамиду находился на северной её грани, внутрь вёл низкий коридор, причем угол наклона пола коридора был равен тому углу, под которым можно было увидеть Полярную звезду, куда, по представлению древних египтян, направлялась душа умершего. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон как живой бог имел несколько душ. Одна из них – Ка – продолжала оставаться в теле и после смерти; причём благополучие в загробной жизни зависело от степени сохранности тела усопшего, именно поэтому тело бальзамировали: внутрь его вливали особый состав, который растворял ткани (внутренние органы, за исключением сердца, предварительно извлекали и хранили в специальных сосудах); далее тело на 71 день погружалось в щелочной раствор, затем обвивалось льняными промасленными лентами, достигавшие иногда до 100 м в длину, между слоями помещались драгоценности и амулеты. После этого мумию помещали в саркофаг.

    На случай, если мумия не сохранится, в гробницу ставили каменные или деревянные скульптуры – двойники (т.е статуи, передавшие портретные черты умершего). В них должна вселяться душа – Ка. Также изготавливались погребальные маски (часто из золота), также воспроизводившие черты умершего.

    Однако к  концу Древнего царства древнеегипетскую  культуру постиг кризис. Братоубийственная  война, распад государства, голод  и лишения, усиление роли местных  центров и их правителей, все  больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоёв населения – всё это вело к упадку культуры.

    В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию путём восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни. Одновременно в недрах египетской культуры зрела иная система мировосприятия – представления о загробном мире, всегда занимавшие центральное место в египетской религии, подвергались сомнению. Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на вечность только всепобеждающего слова, а не каменных гробниц – всё это свидетельства раскола культуры. В это смутное время египетская культура уже не представляет как единое целое – сакральные (священные) элементы сосуществуют здесь с неортодоксальными (нетрадиционными). И эта двойственность сохранилась в египетской культуре на всех последующих этапах её развития.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Среднее царство

 

   Эпоху Среднего  царства нередко называют классической, она характеризуется новым расцветом  египетской культуры, продолжавшей тенденции развития культуры Древнего царства. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I объединил Египет и восстановил единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, которая по праву считается классическим периодом египетской культуры.

   Фиванские фараоны провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык и наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи. Вслед за этими изменениями начались стремительный расцвет, переосмысление роли фараона в египетском обществе: теперь фараон всё более казался не только недосягаемым божеством, но и смертным человеком.

   Окончательно складывается среднеегипетский язык. Архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Интенсивно шло строительство и одновременно – развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты.

    Однако столетие, отделившие эпоху Среднего царства,  во многом изменили мироощущение  египтян. Распад страны, война  всех против всех – всё это  привело для развития индивидуализма.

    Теперь уже  не только фараон и вся вельможная  знать, но и простые смертные  начали претендовать на привилегии  в потустороннем мире. Так возникла  идея равенства после смерти. В ответ на это культ умерших  сразу же упростился. Гробницы  типа мастаба стали казаться излишней роскошью. Для гарантии вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты, испещренной магическими текстами.

    Однако фараоны  продолжали строить гробницы  в виде пирамид, желая подражать  могучими владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительство служил кирпич-сырец.

    Из архитектурных  построек этого этапа египетской  культуры особо выделяется заупокойный  храм при пирамиде фараона Аменемхета III, который вошёл в историю художественной культуры под названием лабиринт.

   Лабиринт –  храм многоколонный. Колонны его  стилизованы под растительные  формы, что соответствует символике  храма как дома бога солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колоны богато украшены цветным орнаментом и позолотой. Потолок расписан под звёздное небо с золотыми звёздами.

     По сравнению  с другими эпохами эта эпоха  египетской истории не может  похвастаться памятниками культуры. Потому что этот век оказался относительно короток: внутренний социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. кочевых племён гиксов положили конец Среднему царству.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Новое царство.

 

   Своего наивысшего расцвета Египет достиг в период Нового царства, начавшегося после изгнания в 1580 г. гиксосов из Египта.

   Новое царство  – это значительный этап не  только внутреннего развития  египетской культуры, но и небывалого  прежде интенсивного распространения её за пределами Египта, взаимодействия с культурами других народов. Египетская культура нашла поддержку в Ливии и Нубии, с культурой народов которых имело много общих корней – здесь экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.

   Памятники культуры  этой эпохи поражают смешением  стилей, внешней стилизацией, особым  изяществом и совершенством исполнения.

   Правители Нового  царства особенно почитали солнечного  бога Амона. С именем этого бога связано грандиозное строительство, которое началось в эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов.  Фараоны этой династии остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а также храмов, посвященных богу солнца Ра.

     Фиванские  фараоны Нового царства не  утратили веру божественную силу пирамид, просто её роль выполняла гора, возвышаясь над гробницей.

     Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшие друг над другом. Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика, этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. Рельефы композиции храма рассказывали рождении Хатшепсут от брака её матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение.

Информация о работе Культура древнего Египта