Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 14:45, реферат
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Китайская культура своими истоками уходит в эпохи, отдалённые от нас тысячелетиями. Наряду с богатой политической историей, китайским народом была создана высокая культура, которая оказала огромное прогрессивное влияние на все народы Азии. Долгий путь её отмечен выдающимися изобретениями, яркими творческими достижениями, которые составляют большую часть сокровищницы всей мировой культуры. Культура Древнего Китая поистине прекрасна, ей можно наслаждаться долгое время и ни разу не усомниться в ее превосходности.
Культура Древнего Китая.
Высокая культура.
Работу выполнила студентка
1 курса отделения ДХО
Калинович Анна
ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Китайская культура своими истоками уходит в эпохи, отдалённые от нас тысячелетиями. Наряду с богатой политической историей, китайским народом была создана высокая культура, которая оказала огромное прогрессивное влияние на все народы Азии. Долгий путь её отмечен выдающимися изобретениями, яркими творческими достижениями, которые составляют большую часть сокровищницы всей мировой культуры. Культура Древнего Китая поистине прекрасна, ей можно наслаждаться долгое время и ни разу не усомниться в ее превосходности.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли. Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности – иньские гадательные надписи XIV-XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы - изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа.
В древнем Китае в качестве материала для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные и тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнём. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали ножом.
Создание письменности послужило основой для появления первых литературных памятников, началом развития литературы. До нас дошли рифмованные тексты на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н.э., которые обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в “Шицзин”. “Шицзин” – “Книга песен” является древнейшим памятником литературы человечества. Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел “Шицзина”, поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включённых во второй и третий раздел. Это в большинстве своём авторские стихотворения, основные темы которых – служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвёртом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.
Традиции “Шицзина” были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н.э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны.
Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлёта древнекитайской культуры. В IV в. до н.э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них – Сыма Сян-жу – были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта.
ИСКУССТВО
Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н.э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготавливались гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В чжоуский период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, всё чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся боле лёгкими и оригинальными по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы – стилизованные, меняется первоначальный стиль. Такие произведения искусства могли быть созданы только высококвалифицированными мастерами. В древнем Китае сложилась определённая группа лиц, обладавших специальным мастерством – “байгун”. Они из поколения в поколение передавали свои навыки и познания в области ремесла.
Наряду с остальными видами искусства музыкальное искусство возникло в очень отдалённое время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной “изысканной” музыки.
Архитектура древнего Китая первой половины I тыс. не столь богата и разнообразна и представлена зданиями, основу конструкции которых составляли не стены, а столбы. Стены сооружали из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства. Здание сооружалось на приподнятой платформе.
Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска, открытая в 1957г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображён драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н.э.
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
Сегодня можно судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н.э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.
Среди космогонических мифов, трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции – деление и превращение. Согласно первой из них, неодушевлённые вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента – светлое (мужское) начало ян и тёмное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюй Ва. По другой версии того же мифа, сама Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир.
Мифы о древнейших героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных “авторов” важнейших технических достижений глубокой древности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь путём трения; впервые построил шалаш из веток; изобрёл способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу хлебные злаки; открыл способ варить зерно на пару и т.д. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия – прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т.д. Эти детали мифов о первопредках тесно связаны с имевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда “люди знали лишь мать и не знали отца” – пережиточное отражение в сознании людей первоначальной матрилинейной филиации.
Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Считалось, если в Поднебесной вся власть принадлежит ванну, то и на небесах всё подчиняется Верховному божеству (Ди). Ди всемогущ – это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависит дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшие предки ванна, являющиеся его “слугами”. Предки ванна выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы ванна о ниспослании благоволения и помощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, Ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции ванна как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.
Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культа Верховного божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице – лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами.
Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой – трансформации представлений о Ди в культ Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию трактовка им значения этих культов стала каноном.
Наряду с этим в ханьское время развиваются народные верования, обнаруживающие значительную даосскую окраску. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Показателем общего подъёма культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется её прикладным характером. Составленный во II в. до н.э. трактат “Математика в девяти книгах” подобно “Началам” Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями учёных. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т.д.
С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники.
Весьма значительное развитие
получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские
врачи ещё в IV-III вв. до н.э. стали применять
метод лечения, получивший впоследствии
широкое применение в традиционной китайской
медицине, - иглоукалывание. Чрезвычайно
интересны рукописи медицинских сочинений,
найденные недавно в одном из ханьских
погребений начала II в. до н.э. Они включают
трактат по диетологии, руководство по
лечебной гимнастике, пособие по лечению
методом прижиганий и, наконец, сборник
различных рецептов. Обращает на себя
внимание тот факт, что в более поздних
медицинских сочинениях ханьского времени
магические приёмы лечения практически
уже не упоминаются. К III в. относится применение
знаменитым врачом Хуа То местной анестезии
при полостных операциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древняя эпоха для развития художественной культуры Китая и всей Восточной Азии имела такое же значение, что и греко-римский мир для Европы. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени. Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.
Я выбрала эту тему, потому что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.
Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.
Информация о работе Культура Древнего Китая. Высокая культура