Культура Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:34, доклад

Описание работы

Культура Китая — одна из древнейших. Уже в VI–V тысячелетии до н.э. в долинах рек существовали поселения, окруженные рвами. В IV–III тысячелетии до н.э. возникла культура Яншао.

Файлы: 1 файл

28 к-ра Др Китая.docx

— 21.73 Кб (Скачать файл)

28  Древний Китай

 
Культура Китая — одна из древнейших. Уже в VI–V тысячелетии до н.э. в долинах рек существовали поселения, окруженные рвами. В IV–III тысячелетии до н.э. возникла культура Яншао. 
 
Уже в это время ремесленники умели изготавливать керамические изделия разных цветов с геометрическим узором, кубки и чаши, амфоры. 
 
В III–II тысячелетии до н.э. складывается Луншаньская культура, также связанная с изготовлением керамики. Имелись одомашненные животные, возделывались злаковые растения. 
 
Во II тысячелетии до н.э. образуется первое государство Шан-Инь (по названию династии «Шан» или «Инь») и складывается Инская культура. Изготавливаются бронзовые сосуды и орудия, мечи, арбалеты, колесницы. Строятся гробницы, входы в которые охраняют человекотигры, и пышные дворцы. Появляется иероглифическая письменность. Археологи в большом количестве находят гадальные кости — лопатки животных, черепашьи щитки, покрытые иероглифами. Их бросали в костер и по образующимся трещинам гадали, что ждет человека в будущем, что скажет бог (т.е. уже были представления о боге). 
 
В XII веке до н.э. государство Шан завоевывает племя Чжоу. О чжоусском периоде культуры Китая известно гораздо больше, чем о предыдущих периодах. Именно в это время складывают политические, философские и религиозно-этические системы, ставшие основным источником духовной жизни. 
 
В VI веке до н.э. сложилось учение полулегендарного философа Лао-цзы. Иероглиф, обозначающий его имя, переводится как «старый философ», «старый ребенок» (по преданию мать носила Лао-цзы в своей утробе более 70-ти лет и родила его знающим и мудрым). Прожил Лао-цзы около 200 лет. 
 
Его учение записано в книге «Дао-де-цзин» («Книга о Дао и де» или «Книга о пути и добродетели»). Это сборник парадоксальных афоризмов, мудрых, но порой загадочных изречений, философских идей. Например: «Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низкими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее. Из несовершенного происходит цельное. Из кривого — прямое. Из углубленного — гладкое. Из старого — новое. То, что сжимается — расширяется; то, что ослабевает — усиливается. То, что уничтожается — восстанавливается». 
 
Основное понятие Лао-цзы — понятие Дао («дорога, по которой ходят люди»), которое в дальнейшем приобрело более широкое содержание — образ жизни, метод, принцип, закон, «путь природы», «мать всех вещей». Дао соединяет в себе все противоположности, покрывает небо и землю. 
 
Чтобы постичь Дао не следует ничего изменять вокруг себя. Лучший способ познания — недеяние — у-вей. «Когда человек дойдет до неделания, то нет того, что бы не было сделано». Всякое стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Злом считает Лао-цзы и всякое знание: «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным… Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний — враг страны, а без их применения — счастье страны». 
 
Главная добродетель — воздержание. «Для того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание — это первая степень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». 
 
Лао-цзы утверждает равенство всех людей в мире; мудрец одинаково относится и к знатному, и к рабу. 
 
Учение Лао-цзы послужило основой, на которой развилась даосская религия. Она включила в себя чрезвычайно много народных религиозных верований, древние культы и обряды, божеств, духов, бессмертных и героев. Особо почитались: Хуанди, император, легендарный родоначальник китайцев; богиня Запада — Сиванму; первочеловек Паньгу; божества Тай-чу-Великое Начало и Тай-цзы-Великий Предел. Очень популярны восемь бессмертных — ба-сянь, с каждым из которых связаны удивительные легенды. В честь божеств и героев воздвигались многочисленные храмы. 
 
Важнейшей задачей даосы считали достижение практического бессмертия. По их представлениям тело человека подобно Вселенной, и в нем, как и в макрокосмосе, взаимодействуют божественные силы и духи, мужское (ян) и женское (инь) начала. Необходимо было создать для духов (36 тыс.) благоприятные условия, чтобы они стали преобладающими элементами тела, после чего тело дематериализовывалось и человек становился бессмертным. 
 
Ищущий бессмертья должен был отказаться от вина, мясной, грубой и пряной пищи и, в конце концов, научиться удовлетворять голод собственной слюной. Строгая диета сопровождалась обязательными физическими и дыхательными упражнениями. При этом даос должен был совершить 1200 добродетельных поступков (один неправедный сводил все предыдущие на нет). 
 
Даосами были накоплены ценные медицинские знания о строении и функционировании человеческого организма, о целебных свойствах растений и минералов. Даосские алхимики, пытаясь осуществить трансмутацию металлов, «открыли порох, изучили химические и физические свойства многих веществ». 
 
Широкое распространение получила астрология. Без предсказаний астролога китайцы не начинали ни одного серьезного дела и в личной жизни, и в политике. 
 
Даосская геомантия (фэн-шуй) установила глубокие связи между силами космоса, человеком и ландшафтом. Поэтому любое строительство велось только после консультации с даосом. Именно геоманты изобрели компас. 
 
Почти одновременно с философскими книгами Лао-цзы и его учеников в Китае появилась другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику совершенно иного учения — Конфуцию (Кун-цзы, 550–479 гг. до н.э.). Основное содержание учения Конфуция — это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций разработал систему ритуала, просуществовавшую до конца XX века, основные положения его этического учения являются регламентом поведенческих норм и правил современных китайцев.  
 
Конфуций происходил из обедневшего аристократического рода. В возрасте 19 лет поступил на государственную службу, но, разочаровавшись в ней, позже оставил это поприще и занялся преподаванием. О себе он сказал так: «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры». 
 
Обучение в школе Конфуция проходило в форме бесед, в которых излагались формы морали, политики, изучались язык и литература. Беседы были включены в книгу «Луньюй» («Рассуждения и беседы»), написанную последователями Конфуция. 
 
Центральное место в конфуцианстве занимает учение о цзюнь-цзы («благородный муж»). Это социальный идеал Конфуция, эталон для подражания, образ человека, обладающего совершенным поведением, честного, мудрого, справедливого; вся жизнь его — служение людям. 
 
Цзюнь-цзы должен обладать такими качествами, как жень — человеколюбие, гуманность. Конфуций трактовал жень очень широко — скромность, достоинство, бескорыстие. Сдержанность, любовь к людям. На этом основании было сформулировано «золотое правило нравственности»«: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».  
 
«И» — долг. Благородный человек накладывает на себя моральные обязательства и следует им. «Благородный человек думает о долге, низкий заботиться о выгоде, — говорил Конфуций, — …истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде… Познав истину утром, он может спокойно умереть вечером». 
 
«Ли» — ритуал, этикет, нормы нравственности, обряды. Ли имеет два значения — исполнение предписаний в поведении и сам ритуал поведения. Конфуций требовал неукоснительного соблюдения ли: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, или тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды — не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями. Уничтожьте обряд погребения и жертвоприношений — дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут. Уничтожьте обряд линь-цзынь — исчезнет различие между государем и чиновником, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия». 
 
Конфуций считал, что в соблюдении правил этикета большое значение имеет правильное выражение мыслей, «правильные имена», при помощи которых можно улучшить нравы. «…Когда имена неправильны, когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно, народу некуда поставить ноги и положить руки». 
 
«Сяо» — сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим по возрасту и должности; основа гуманности. Конфуций учил: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им усопшим жертвы с торжественностью — вот обязанности сыновнего благочестия». 
 
Почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях и прислуживать им, быть покорным их воле. «Если человек не любит родителей, не признает сыновних обязанностей, он — существо ненормальное. Не любить и не почитать отца и мать — это все равно, что сознательно сократить или погубить свою жизнь». 
 
Цзюнь-цзы должен был развивать в себе также добродетели чжи — знание и синь — верность. 
 
Не меньшее внимание Конфуций уделял государственному устройству. Общество делилось на тех, кто управляет — верхи, и на тех, кто трудится — низы. Каждый должен знать свое место: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником». Во главу угла ставились интересы народа, потом божества и государь. Одной из основ социального порядка было беспрекословное подчинение младших старшим: «Государство — это большая семья, а семья — малое государство». 
 
Со временем конфуцианство заняло ведущие позиции в Китае и сыграло решающую роль в судьбах страны. Оно повлияло на формирование китайской государственности и специфического китайского образа жизни. 
 
Сам Конфуций был обожествлен. К началу ХХ века в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция.  
 
Во II веке в Китай из Индии проникает буддизм. Здесь он подвергается серьезной китаизации. Позже (по легенде в начале VI в., с приходом из Индии Бодхидхармы) буддизм приобретает форму чань, делающую акцент на медитации и внезапном озарении. 
 
Вместе с даосизмом и конфуцианством буддизм составляет Сань-цзяо — принцип сочетания трех религий. 
 
Культура Древнего Китая, с ее традициями, философией, искусством, по праву входит в сокровищницу мировой культуры. 
 
Основные понятия представлены непосредственно в тексте лекции. 
 
 
Литература 
 

  1.  
    Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. — М.: Высшая школа, 1994.
  2.  
    История китайской философии: Пер.с китайск. / Под общ. ред. М.Л. Титаренко. — М.: Прогресс, 1989.
  3.  
    Конфуций. Я верю в древность. — М.: Республика, 1998.
  4.  
    Лао-цзы. Даодецзин: Пер. А.В. Кувшинова. — Новосибирск, 1995.
  5.  
    Сидихшенов В.Я. Китай: страницы прошлого. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Наука», 1987.
  6.  
    Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Е.А. Черкасова. — М.: Просвещение, 1991.

Информация о работе Культура Древнего Китая