Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:34, доклад
Культура Китая — одна из древнейших. Уже в VI–V тысячелетии до н.э. в долинах рек существовали поселения, окруженные рвами. В IV–III тысячелетии до н.э. возникла культура Яншао.
28 Древний Китай
Культура Китая — одна из древнейших.
Уже в VI–V тысячелетии до н.э. в долинах
рек существовали поселения, окруженные
рвами. В IV–III тысячелетии до н.э. возникла
культура Яншао.
Уже в это время ремесленники умели изготавливать
керамические изделия разных цветов с
геометрическим узором, кубки и чаши, амфоры.
В III–II тысячелетии до н.э. складывается
Луншаньская культура, также связанная
с изготовлением керамики. Имелись одомашненные
животные, возделывались злаковые растения.
Во II тысячелетии до н.э. образуется первое
государство Шан-Инь (по названию династии
«Шан» или «Инь») и складывается Инская
культура. Изготавливаются бронзовые
сосуды и орудия, мечи, арбалеты, колесницы.
Строятся гробницы, входы в которые охраняют
человекотигры, и пышные дворцы. Появляется
иероглифическая письменность. Археологи
в большом количестве находят гадальные
кости — лопатки животных, черепашьи щитки,
покрытые иероглифами. Их бросали в костер
и по образующимся трещинам гадали, что
ждет человека в будущем, что скажет бог
(т.е. уже были представления о боге).
В XII веке до н.э. государство Шан завоевывает
племя Чжоу. О чжоусском периоде культуры
Китая известно гораздо больше, чем о предыдущих
периодах. Именно в это время складывают
политические, философские и религиозно-этические
системы, ставшие основным источником
духовной жизни.
В VI веке до н.э. сложилось учение полулегендарного
философа Лао-цзы. Иероглиф, обозначающий
его имя, переводится как «старый философ»,
«старый ребенок» (по преданию мать носила
Лао-цзы в своей утробе более 70-ти лет и
родила его знающим и мудрым). Прожил Лао-цзы
около 200 лет.
Его учение записано в книге «Дао-де-цзин»
(«Книга о Дао и де» или «Книга о пути и
добродетели»). Это сборник парадоксальных
афоризмов, мудрых, но порой загадочных
изречений, философских идей. Например:
«Из бытия и небытия произошло всё; из
невозможного и возможного — исполнение;
из длинного и короткого — форма. Высокое
подчиняет себе низкое; высшие голоса
вместе с низкими производят гармонию,
предшествующее подчиняет себе последующее.
Из несовершенного происходит цельное.
Из кривого — прямое. Из углубленного
— гладкое. Из старого — новое. То, что
сжимается — расширяется; то, что ослабевает
— усиливается. То, что уничтожается —
восстанавливается».
Основное понятие Лао-цзы — понятие Дао
(«дорога, по которой ходят люди»), которое
в дальнейшем приобрело более широкое
содержание — образ жизни, метод, принцип,
закон, «путь природы», «мать всех вещей».
Дао соединяет в себе все противоположности,
покрывает небо и землю.
Чтобы постичь Дао не следует ничего изменять
вокруг себя. Лучший способ познания —
недеяние — у-вей. «Когда человек дойдет
до неделания, то нет того, что бы не было
сделано». Всякое стремление что-либо
сделать, что-либо изменить в природе или
в жизни людей осуждается. Злом считает
Лао-цзы и всякое знание: «Кто любит народ
и управляет им, тот должен быть бездеятельным…
Трудно управлять народом, когда у него
много знаний. Поэтому управление страной
при помощи знаний — враг страны, а без
их применения — счастье страны».
Главная добродетель — воздержание. «Для
того, чтобы служить небу и управлять людьми,
всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание
— это первая степень добродетели, которая
и есть начало нравственного совершенства».
Лао-цзы утверждает равенство всех людей
в мире; мудрец одинаково относится и к
знатному, и к рабу.
Учение Лао-цзы послужило основой, на которой
развилась даосская религия. Она включила
в себя чрезвычайно много народных религиозных
верований, древние культы и обряды, божеств,
духов, бессмертных и героев. Особо почитались:
Хуанди, император, легендарный родоначальник
китайцев; богиня Запада — Сиванму; первочеловек
Паньгу; божества Тай-чу-Великое Начало
и Тай-цзы-Великий Предел. Очень популярны
восемь бессмертных — ба-сянь, с каждым
из которых связаны удивительные легенды.
В честь божеств и героев воздвигались
многочисленные храмы.
Важнейшей задачей даосы считали достижение
практического бессмертия. По их представлениям
тело человека подобно Вселенной, и в нем,
как и в макрокосмосе, взаимодействуют
божественные силы и духи, мужское (ян)
и женское (инь) начала. Необходимо было
создать для духов (36 тыс.) благоприятные
условия, чтобы они стали преобладающими
элементами тела, после чего тело дематериализовывалось
и человек становился бессмертным.
Ищущий бессмертья должен был отказаться
от вина, мясной, грубой и пряной пищи и,
в конце концов, научиться удовлетворять
голод собственной слюной. Строгая диета
сопровождалась обязательными физическими
и дыхательными упражнениями. При этом
даос должен был совершить 1200 добродетельных
поступков (один неправедный сводил все
предыдущие на нет).
Даосами были накоплены ценные медицинские
знания о строении и функционировании
человеческого организма, о целебных свойствах
растений и минералов. Даосские алхимики,
пытаясь осуществить трансмутацию металлов,
«открыли порох, изучили химические и
физические свойства многих веществ».
Широкое распространение получила астрология.
Без предсказаний астролога китайцы не
начинали ни одного серьезного дела и
в личной жизни, и в политике.
Даосская геомантия (фэн-шуй) установила
глубокие связи между силами космоса,
человеком и ландшафтом. Поэтому любое
строительство велось только после консультации
с даосом. Именно геоманты изобрели компас.
Почти одновременно с философскими книгами
Лао-цзы и его учеников в Китае появилась
другая группа философских сочинений,
восходящая к родоначальнику совершенно
иного учения — Конфуцию (Кун-цзы, 550–479
гг. до н.э.). Основное содержание учения
Конфуция — это учение о правилах поведения,
о правильной жизни. Это система политической
и частной этики. Конфуций разработал
систему ритуала, просуществовавшую до
конца XX века, основные положения его этического
учения являются регламентом поведенческих
норм и правил современных китайцев.
Конфуций происходил из обедневшего аристократического
рода. В возрасте 19 лет поступил на государственную
службу, но, разочаровавшись в ней, позже
оставил это поприще и занялся преподаванием.
О себе он сказал так: «В пятнадцать лет
я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем
возрасте я утвердился; достигнув сорока,
освободился от сомнений; в пятьдесят
познал веление Неба; в шестьдесят мой
слух обрел проникновенность; с семидесяти
лет я следую желаниям сердца, не нарушая
меры».
Обучение в школе Конфуция проходило в
форме бесед, в которых излагались формы
морали, политики, изучались язык и литература.
Беседы были включены в книгу «Луньюй»
(«Рассуждения и беседы»), написанную последователями
Конфуция.
Центральное место в конфуцианстве занимает
учение о цзюнь-цзы («благородный муж»).
Это социальный идеал Конфуция, эталон
для подражания, образ человека, обладающего
совершенным поведением, честного, мудрого,
справедливого; вся жизнь его — служение
людям.
Цзюнь-цзы должен обладать такими качествами,
как жень — человеколюбие, гуманность.
Конфуций трактовал жень очень широко
— скромность, достоинство, бескорыстие.
Сдержанность, любовь к людям. На этом
основании было сформулировано «золотое
правило нравственности»«: «Чего не пожелаешь
себе, того не делай другим».
«И» — долг. Благородный человек накладывает
на себя моральные обязательства и следует
им. «Благородный человек думает о долге,
низкий заботиться о выгоде, — говорил
Конфуций, — …истинный цзюнь-цзы безразличен
к еде, богатству, жизненным удобствам
и материальной выгоде… Познав истину
утром, он может спокойно умереть вечером».
«Ли» — ритуал, этикет, нормы нравственности,
обряды. Ли имеет два значения — исполнение
предписаний в поведении и сам ритуал
поведения. Конфуций требовал неукоснительного
соблюдения ли: «Если не соблюдать издревле
установленных обрядов, или тем более,
отменить их, то все перемешается и возникнут
нестроения. Уничтожьте брачные обряды
— не будет супругов, и разовьется разврат
со всеми его преступлениями. Уничтожьте
обряд погребения и жертвоприношений
— дети не будут заботиться об усопших
родителях, да и живым служить перестанут.
Уничтожьте обряд линь-цзынь — исчезнет
различие между государем и чиновником,
удельные князья будут своевольничать,
возникнут притеснения и насилия».
Конфуций считал, что в соблюдении правил
этикета большое значение имеет правильное
выражение мыслей, «правильные имена»,
при помощи которых можно улучшить нравы.
«…Когда имена неправильны, когда речь
противоречива, дела не завершаются успехом;
когда дела не завершаются успехом, не
процветают правила поведения и музыка,
наказания и штрафы налагаются неправильно,
народу некуда поставить ноги и положить
руки».
«Сяо» — сыновняя почтительность, уважение
к родителям и старшим по возрасту и должности;
основа гуманности. Конфуций учил: «Всегда
выражать полное уважение к родителям;
доставлять им пищу самую любимую; скорбеть,
когда они больны; до глубины души сокрушаться
при их кончине; приносить им усопшим жертвы
с торжественностью — вот обязанности
сыновнего благочестия».
Почтительный сын должен всю жизнь заботиться
о родителях и прислуживать им, быть покорным
их воле. «Если человек не любит родителей,
не признает сыновних обязанностей, он
— существо ненормальное. Не любить и
не почитать отца и мать — это все равно,
что сознательно сократить или погубить
свою жизнь».
Цзюнь-цзы должен был развивать в себе
также добродетели чжи — знание и синь
— верность.
Не меньшее внимание Конфуций уделял государственному
устройству. Общество делилось на тех,
кто управляет — верхи, и на тех, кто трудится
— низы. Каждый должен знать свое место:
«Пусть отец будет отцом, сын — сыном,
государь — государем, чиновник — чиновником».
Во главу угла ставились интересы народа,
потом божества и государь. Одной из основ
социального порядка было беспрекословное
подчинение младших старшим: «Государство
— это большая семья, а семья — малое государство».
Со временем конфуцианство заняло ведущие
позиции в Китае и сыграло решающую роль
в судьбах страны. Оно повлияло на формирование
китайской государственности и специфического
китайского образа жизни.
Сам Конфуций был обожествлен. К началу
ХХ века в Китае насчитывалось около 1500
храмов в честь Конфуция.
Во II веке в Китай из Индии проникает буддизм.
Здесь он подвергается серьезной китаизации.
Позже (по легенде в начале VI в., с приходом
из Индии Бодхидхармы) буддизм приобретает
форму чань, делающую акцент на медитации
и внезапном озарении.
Вместе с даосизмом и конфуцианством буддизм
составляет Сань-цзяо — принцип сочетания
трех религий.
Культура Древнего Китая, с ее традициями,
философией, искусством, по праву входит
в сокровищницу мировой культуры.
Основные понятия представлены непосредственно
в тексте лекции.
Литература