Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

В своей работе хотелось бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Содержание работы

1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Культурология.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

 

Далее свое влияние на римскую мифологию  оказала греческая. Дмитриева Н.А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Арес — марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)»[5].

 

 На дальнейшее  развитие римской мифологии оказали  влияние три фактора: демократизация  общества, обусловленная победой  плебса, победоносная римская агрессия  и знакомство с более развитыми  культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

 

 Идеологическим  же обоснованием сплоченность  гражданского общества стало  почитание предков и богов.  Причем отношение с богами  в новом обществе подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги.»[6]. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.

 

 Появление  раннего христианства было обусловлено  тем, что Рим постепенно захлестывала  волна всевозможных сектантских  учений, философских школ, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.

 

Древнеримская архитектура.

 

Что же касается римской архитектуры, то и здесь  не обошлось без заимствований.. Также  как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов.

 

Учителями римлян были этруски. Именно они научили  строить здания, но очень скоро  римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже  и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

 

Потому  не удивительно, что в римском  искусстве периода расцвета ведущую  роль играла именно архитектура, памятники  которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

 

Во всем древнем мире римская архитектура  не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.


Информация о работе Культура Древнего Рима