Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:00, контрольная работа
Задание 1. Основные этапы развития древнеримской культуры.
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня.
Тема № 10
Культура Древнего Рима
Задание 1. Основные этапы развития древнеримской культуры.
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.
Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.
Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».
Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых
странах он начинается раньше (в III в. —
Индия, Китай), а в других (европейских)
заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет
культуру Средневековья, культуру монотеистических
религий — христианства, ислама и будди
Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.
В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.
В культуре этого периода происходят
глубокие изменения. В ней активно возрождаются
идеалы и ценности греко-римской античности.
Хотя позиции религии остаются достаточно
прочным, она становится предметом переосмысления
и сомнения. Христианство пережив
Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.
Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.
XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.
В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.
И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.
В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опира
В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.
Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.
В культурном плане содержание эволюции
составляли две основные тенденции - интеллектуализация исекуляри
Наука и культура
В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.
Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.
К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего ктелевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача.
В современную культуру входят три основные
составляющие: традиционно-
Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.
Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности.
В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.
Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
- В области каких наук проявили себя римляне?
-Какие выдающиеся
- Какие технические новшества
появились в древнеримской архи
- В области каких наук проявили себя римляне?
Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I – II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птоломея. «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший. Больших успехов добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма.
Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит и Тит Ливий. Крупный римский историк Тацит – автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.
Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла – юриспруденция – наука о праве. Уже с III века до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста. Во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а I веке до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая в судебных процессах.