Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 23:17, реферат

Описание работы

Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

Содержание работы

Введение.
1. Этрусская культура.
2. Царский период.
2.1. Легенда о Ромуле и Реме.
2.2. Религия.
3. Период республики.
3.1. Ранняя Республика.
3.2. Поздняя Республика.
4. Период империи.
4.1. Ранняя империя.
4.2. Поздняя империя.
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Факультет Прикладного Баклавариата

 

Кафедра:    Гуманитарных дисциплин

 

 

 

  • Реферат

 

По дисциплине  «Культурология»

 

  • На тему «Культура Древнего Рима»

 

 

 

                                       

                                         Выполнил:

 

                                                                Студент группы   ПБ-12

 

                                                               очной формы обучения

 

     факультета Прикладного Баклавариата

 

                                                                                 Коробков Андрей Владимирович

 

                                                                Научный руководитель:

 

                                                                       Зотиков Алексей Алексеевич

 

 

  •  

  •  

  • Москва – 2014

    План:

     

    Введение.

    1. Этрусская культура.

    2. Царский период.

    2.1. Легенда о Ромуле и Реме.

    2.2. Религия.

    3. Период республики.

    3.1. Ранняя Республика.

    3.2. Поздняя Республика.

    4. Период империи.

    4.1. Ранняя империя.

    4.2. Поздняя империя.

    Заключение

    Введение.

     

    Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

    Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

    1. Этрусская культура.

     

    На территории Апеннинского полуострова Этрусская цивилизация – древнейшая. В I тыс. до н.э. в Средней и Северной Италии этруски ещё до римлян создали федерацию городов – государств. Каменные стены и здания, чёткая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок.

    Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, распространенный в большей части Европы и мира, - этрусского происхождения.

    Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика, особенно характерны зачернённые при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Изобразительному искусству этрусков присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализма. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

    Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако расшифровать удалось только несколько слов, язык этрусков до сих пор непонятен.

    В этрусской религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полёту птиц, толкование различных знамений – необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

    Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой колонизации(VIII – VI вв. до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества всё больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них, латины, занимало Лаций – территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим – будущая столица громадной империи.

    2. Царский период.

     

    2.1. Легенда о Ромуле  и Реме.

     

    Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои – города на северо-западном побережье Малой Азии – некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея – Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея – Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём.

    Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян – тога, форма дома с атрием – внутренним двориком – и т.д.

     

    2.2. Религия.

     

    Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.

    Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны – души умерших, гении – духи – покровители мужчин, лары – хранители домашнего очага и семьи, пенаты – покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры – души непогребенных покойников, лемуры – призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

    Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица.

    По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

    3. Период Республики.

     

    3.1. Ранняя Республика.

     

    В эпоху ранней Республики (конец VI – начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

    К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра – по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

    В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

    С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступление сенаторов в сенате, должностных лиц – в комициях (народных собраниях) требовали знаний  и искусства убеждать слушателей.

    В эпоху ранней республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укреплённые военные лагеря с чёткой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооружёнными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами  были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец – тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф – торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

     

    3.2. Поздняя Республика.

     

    С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всём Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура, например, Суллы (138-78 до н.э.) или Цезаря (100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом – наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

    В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных волн в эпоху поздней Республики (начало III – конец I в. до н.э.) начинается складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделённым особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит своему делу – республике.

    Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой  соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих её сторон.

    Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера – с Зевсом, Нептуна – с Посейдоном, Плутона – с Аидом, Марса – с Аресом, Юноны – с Герой, Минервы – с Афиной, Цереры – с Деметрой, Венеры – с Афродитой, Вулкана – с Гефестом, Меркурия – с Гермесом, Дианы – с Артемидой и т.д. Культ аполлона был заимствован ещё в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое – в будущее), как божество входа и выхода, а затем – всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершённый обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

    Информация о работе Культура Древнего Рима