Основные черты древнеегипетского
искусства, зародившиеся еще в архаический
период, — это прежде всего величественность,
монументальность форм, строгость и четкость,
скупость, почти примитивность линии и
рисунка, фронтальная развернутость изображения.
До нас дошло довольно много памятников
архитектуры, произведений изобразительного
искусства египтян, так как мастера широко
использовали в работе очень прочные породы
камня (базальт, диорит, гранит), которым
была богата страна. Гораздо меньше сохранилось
памятников архитектуры и искусства Древней
Месопотамии. Применявшийся для работ
материал (сырая и обожженная глина) оказался
недолговечным. В искусстве двух цивилизаций
весьма много общих черт. Это — теснейшая
связь с религией, функция возвеличивания
и упрочения царской власти и тысячелетняя
верность традициям, заложенным культурой
шумеров. Архитектура. В древнеегипетском
искусстве ведущая роль принадлежала
архитектуре, теснейшим образом связанной
с религией, и особенно с заупокойным культом.
Для сохранения остатков фараонов и вельмож
уже в Древнем царстве сооружались величественные
усыпальницы — пирамиды, строительство
которых требовало большого технического
совершенства.
Заключение
В заключении работы и анализа
культурного наследия Древнего Востока,
необходимо отметить, что именно здесь
были заложены основные элементы современной
цивилизации. На Востоке человек сделал
решительный шаг из первобытной эпохи
к цивилизации; высокого уровня достигла
материальная и духовная культура
общества. Однако те принципы, на которых
она базировалась: абсолютная деспотия,
власть религии, традиционность, застылость
всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации
к закату и гибели. Новый мощный рывок
развития человечества связан с миром
античности, унаследовавшим достижения
восточных культур.
Художественная культура Древнего
Востока воплощает в себе высокое
синтетическое целое. Но искусство пока
еще не было захвачено религиозной, философской,
морально-этической системами, прочими
общественными структурами.
Потребность зафиксировать устоявшиеся
принципы и нормы культуры толкала народы
Древнего Востока, в частности египтян,
к созданию развитой системы канонов,
предписывающих художнику правила пользования
пропорцией и цветом, схемы изображения
людей и животных. Канон становится важнейшим
эстетическим принципом, определяющим
творческую деятельность мастера. Древнеегипетский
художник выступал в роли хранителя священных
законов, наиважнейшим из которых являлось
разграничение посредством искусства
кратковременной жизни, земной и вечной.
Произведение искусства получало в связи
с этой установкой особую функцию перевода
образов и сюжетов реальной действительности
в предельно обобщенную идеальную форму,
лишенную сиюминутности, созданную для
бессмертия.
Отсутствие завершенной собственно
эстетической системы не означало,
что древние не понимали специфических
задач искусства. Еще шумеры считали, что
художественная культура способна доставить
человеку удовольствие от приобщения
к высшим духовным ценностям.
Список литературы
- Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М; 1990
- Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М; 1979
- Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская литература // История мировой литературы, т.1. М; 1983
- Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика.
М; 1961
- Васильев Л.С. История религии Востока.-М.,1998.
- Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. М; 1987
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М; 1991
- Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М; 1994
- Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1998
- Ерасов Б.С. Культура,религия и цивилизация на Востоке.-М.,1990.
- История Древнего Востока. Т.1. Месопотамия. М; 1983
- История культуры народов мира: Ассирия; Вавилон; Персия: Первые
сверхдержавы: Обычаи и нравы; Костюм;
Украшения и др. - 144 с.
- Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М; 1983
- Культурология:Учебное пособие./Под ред.А.А.Радугина.-М.,2001.
- Мировая культура Египет Вавилон Ассирия Олма-Пресс 2000
- Мифологии древнего мира. М; 1977
- Поэзия и проза Древнего Востока. М; 1973 (БВЛ)
- Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. -М: Центрполиграф, 2004.-234с
- Силичев Д.А. Культурология:Учебное пособие.-М.,1998.
- Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М; 1992
- Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета,
2003
- История Древнего Востока./Под ред.
В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003
- Столяров Д. Ю., Кортунов В.В. Культура древних
цивилизаций