Культура древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - раскрыть главные особенности древнегреческой культуры. Проанализировать складывание политической системы и политической культуры древней Греции. Рассмотреть развитие и становление архитектуры, религии, философии и науки. Доказать, что без развития культуры, самой Древней Греции просто бы не было, а был бы бесконечный каменный век, ничего логичного и разумного. Описать нравственные проявления человека той поры, его быт и увлечения (досуг) и праздники. А так же показать уникальность работ величайших мыслителей и философов того времени, труды которых изменили историю человечества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
3
Основные особенности древнегреческой культуры ……………………
4
Политическая культура архаического периода и в «классический период» древней Греции………………………………………………….

4
Мифы и религия древней Греции………………………………………..
7
Наука и философия ……………………………………………………….
9
Письменность и язык……………………………………………………...
12
Литература, поэзия и театр ………………………………………………
13
Архитектура ……………………………………………………………….
15
Скульптура и живопись …………………………………………………..
18
Быт нравы и праздники жителей древней Греции……………………
19
Заключение………………………………………………………………..
22
Список литературы……………………………………………………….
24

Файлы: 1 файл

Культурология Культура древней Греции.docx

— 68.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  культурологии

тема: Культура древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

3

Основные особенности  древнегреческой культуры ……………………

4

Политическая культура архаического периода и в «классический  период» древней Греции………………………………………………….

 

4

Мифы и религия древней Греции……………………………………….. 

7

Наука и философия ……………………………………………………….

9

Письменность и язык……………………………………………………...

12

Литература, поэзия и театр  ………………………………………………

13

Архитектура ……………………………………………………………….

15

Скульптура и живопись …………………………………………………..                                          

18

Быт нравы и праздники жителей древней Греции……………………

19

Заключение………………………………………………………………..

22

Список литературы……………………………………………………….

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

Все большее число людей  осознает, что приобщение к историческому  прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Одной из крупнейших цивилизаций  древнего мира была древнегреческая  цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.  «Без того фундамента, который был заложен Грецией, не было и современной Европы». Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. 

Цель контрольной  работы - раскрыть главные особенности древнегреческой культуры. Проанализировать складывание политической системы и политической культуры древней Греции. Рассмотреть развитие и становление архитектуры, религии, философии и науки. Доказать, что без развития культуры, самой Древней Греции просто бы не было, а был бы бесконечный каменный век, ничего логичного и разумного. Описать нравственные проявления человека той поры, его быт и увлечения (досуг) и праздники. А так же показать  уникальность работ величайших мыслителей и философов того времени, труды которых изменили историю человечества.

Каждая глава базируется на результатах  изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

 

 

 

    1. Основные особенности древнегреческой культуры.

Греция четко делится  на три части:  северную, охватывающую Фессалию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько  периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

На рубеже III-II тысячелетия до н.э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к семитской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего,  догреческого народа,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

  Итак, в  районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;  и элладская  -  в собственно  Греции.  Отражением критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

    1. Политическая культура архаического периода

 и в «классический  период» древней Греции.

Политическая система Архаического периода. Во главе расселявшихся по Балканам племен (фил) стояли выборные вожди индоариев - базилевсы; к моменту начала оседлости их власть уже передавалась из рук в руки членам своего клана. Некогда общие для сородичей куски земель полуострова со временем стали приобретаться за деньги или присваиваться по праву силы, и часто это присвоение обосновывалось декларациями о защите территорий от зарящихся на них соседей. К VIII в. до н.э. формой стиля политической системы греков стали полисы - разбросанные на несколько десятков квадратных километров поселения, в географическом центре которых какой-либо городок стягивал к себе все силовые нити управления близлежащими деревнями. Первоначально власть в полисах принадлежала родовой аристократии племен; с развитием товарно-денежных отношений она понемногу перешла к наживавшим огромные богатства торговцам и ростовщикам. Процессы резкого обнищания жителей полисов уже в VII в. до н.э. приводили к власти обещавших восстановление принципов общественной справедливости тиранов. После воцарения тиран, при помощи убийств и ссылок, расправлялся с прежними правителями; отменял кабальные долги сограждан, раздавал бесплатный хлеб или строил водопроводы. Через какое-то время, однако, срабатывал один из законов общежития «Ното Sopiens» - погрузившись с головой в муть околодворцовых интриг, правитель забывал о вызвавшем его к политической жизни народе и брал на вооружение методы предшественников - раздавал «доходные» посты ближайшим друзьям и сородичам и вместе с ними же законодательно блокировал всякие попытки прихода к власти новых лиц. Впрочем, тираны иногда оправдывали предназначение и своей деятельностью внушали гражданам полиса ощущение политической и экономической стабильности.

Политическая культура в «классический» период истории. Тирания оказалась неустойчивой формой политического устройства - тираны сменяли друг друга и редко кто из них засиживался на троне до смерти от старости. Эпоха «смутного времени» терзала греческие государства в течение долгих VII и VI столетий до Н.э. В поисках выхода из политического кризиса жители столицы земель Аттики в 594 г. до н.э. предприняли попытку реформирования системы собственных гражданских нрав. По проекту избранного архонтом Афин Солона были отменены все долги горожан и запрещена возможность самозакладов. Все афиняне, в зависимости от имущественного положения, приписывались к какому-либо из 4 классов. Занимать государственные должности могли представители лишь трех классов, а выдвинуть свою кандидатуру на пост архонта имели право только именитые люди разряда пентаксио-медимнов; в суде присяжных за вердикты голосовали и бедняки класса фетов. После преобразований Клисфена, Перикла и прочих архонтов и стратегов система демократии в Афинах выглядела следующим образом. Политические права имели все свободнорожденные мужчины старше 20 лет (переселенцы из других полисов, женщины и рабы гражданами не считались). Высшим должностным лицом мог стать каждый из граждан, но статус руководителя позволял только лишь выражать настроение масс родовых фил. Из числа «свободных» составлялась народная «экклесия», принимавшая решения по всем делам жизни Афин. Народный суд заседал каждый день, и любой гражданин при необходимости обвинял кого угодно в преступлениях (в случае «передергивания» фактов обличитель сам становился объектом суда); голосование по приговору было тайным. Впервые в истории культуры граждане государства, пусть небольшого, смогли создать новую модель немонархических отношений своей общины. Идиллические ощущения афинянами процессов выстраивания правового государства смазывались, конечно, сценами междоусобных стычек политических антагонистов, результатами которых становились порой убийства авторитетнейших граждан.

Афинская модель государственности, вызывавшая симпатию у многих соседей, не была монопольной формой «посттиранического» обустройства греческих полисов. Жители Спарты, например, завоевав всю Южную Грецию, объявили свободными только спартиатов, Периэки (население полисов, добровольно вошедших в образованный Спартой Пелопоннеский союз) пользовались ограниченными правами, среди которых была возможность занятия ремеслом и торговлей. Илотами спартиаты называли население государств, захваченных силой; илота без угрозы судебного преследования мог убить каждый «свободный». Система военно-демократического устройства общества долгое время поддерживала ритм его стабильного существования, несмотря даже на то обстоятельство, что Спартой управляли две царские династии. Оба монарха, имея лишь номинальную власть, входили в законодательный совет «старейших» воинов.

4. Мифы и религия древней Греции.

Говоря о мифах, хочу отметить, что важным явлением в культуре древних греков была мифология, которая прошла своеобразную эволюцию. На начальном этапе древние греки обожествляли землю. Земля была как бы сущностью всего. Также в древнегреческой мифологии отображаются демоны и чудовища, которые могли в любой момент проникнуть в жизнь человека, а потом бесследно исчезнуть. Спустя какое-то время в мифологии появляются боги-покровители. С их появлением начинается истребление старых богов, которым вероятно древние греки поклонялись ранее. По не писанным законам жизни общество, как и культура, никогда не стоит на месте, оно развивается и меняется, меняются и взгляды на мир. В ту пору судьба предстает жестоким элементом она беспощадна к обычному смертному, даже боги мифического Олимпа претерпевают ряд жизненных испытаний и неудач, а иногда и горе. Религия влияла и на архитектуру тех времён почти все достижения греческой архитектуры того времени связаны со строительством храмов.

Космогонические представления  греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос  (бог  земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса - Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера - под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги - третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыкой  подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия - богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

От брака Зевса и  Геры родились Геба - богиня юности, Арес - бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также покровительствовавший   ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса. Сестра Аполлона Артемида  - богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса - богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины - богиня победы Ника, символ мудрости Афины - сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.

Для  греческого  религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила - Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера - с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида - с Делосом, Аполлон - с Дельфами, Зевс - с Олимпией и т. д.  Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Религиозным важнейшим элементом  в жизни древних греков было жертвоприношение. Создавались храмы, куда обычный человек мог прийти и принести жертву богу, а взамен попросить бога выполнить его просьбу. Жертвенные приношения почти всегда сопровождали общественную жизнь, Если происходило важное событие, например: победа над врагом или эпидемия, люди шли и приносили жертвы богам. В качестве жертв выступали обычно овцы и свиньи. Бывало, что в жертву приносили людей. К самому процессу жертвоприношения древние греки относились очень серьезно, и подготовка к ритуалу шла очень тщательно.

Информация о работе Культура древней Греции