Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:53, доклад
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.
ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ и вообще существующая
в этой стране КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ, ставшая
основой самой полезной в мире средиземноморской
кухни – это предмет особой национальной
гордости греков, наряду с Акрополем, Гомером
и Александром Македонским. Древнегреческая
диета состояла из продуктов, не повышающих
уровень сахара в крови, то есть не ведущих
к увеличению веса. Вот почему греки были
такими стройными и красивыми! И всё это
до сих пор для нас весьма полезно (и не
только в фитнес-клубах!) Древние греки
широко использовали в питании оливки
и оливковое масло. С древних времен в
Греции оливки консервировали морской
солью. В рассол для черных оливок добавляли
немного натурального винного уксуса
и оливковое масло. Различный вкус оливкам
придавали различными пряными травами
и специями. Оливки солили, мариновали
и использовали в качестве закуски, гарнира,
приправы к рыбе и многим другим блюдам
- добавка всего нескольких оливок придает
блюдам особый вкус. По современным воззрениям,
оливки выполняют функцию своеобразного
биохимического регулятора для усвоения
соли и жиров. Оливковое масло производили
из зрелых оливков методом холодного отжима
(современное Extra virgin). Такое масло исключительно
ценно и полезно для здоровья и содержит
максимум полезных веществ. Важно отметить,
что любое оливковое масло, в отличии от
других масел, при нагреве не выделяет
канцерогенных веществ! Хлеб тогда пекли
не белый, а грубый, из полуобработанной
муки (что способствовало лучшему перевариванию
остальных продуктов). В Древней Греции
первое упоминание о "кислом" хлебе,
т. е. хлебе из сброженного теста, относится
к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался
деликатесом, стоил значительно дороже
пресного хлеба, его употребляли только
состоятельные люди. Гомер, описавший
трапезы своих героев, оставил нам свидетельство
того, что аристократы Древней Греции
считали хлеб совершенно самостоятельным
блюдом. В те далекие времена на обед подавали,
как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный
на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое
из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу
при этом отводилась самая значительная
и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу
с мозгом человека, имея в виде ее значение
в жизни людей. Он говорит, что чем богаче
хозяин дома, тем обильнее угощение в его
доме белым хлебом. О том, с каким суеверным
почтением относились в Древней Греции
к хлебу, говорит и такой любопытный факт.
Эллины были твердо убеждены, что, если
человек поедает свою пищу без хлеба, он
совершает большой грех и будет непременно
наказан богами. Пекари Древней Греции
умели выпекать множество сортов хлеба,
используя при этом в основном пшеничную
муку. Часть хлебных изделий греки выпекали
из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов
готовили из муки грубого помола, с большим
количеством отрубей. Такой хлеб служил
основной пищей для простого народа. Булочники
Древней Греции торговали и сдобными хлебными
изделиями, в состав которых входили мед,
жир, молоко. Но такие "сладкие хлебцы"
стоили дороже обычного хлеба и относились
к лакомствам. Любопытно отметить, что
у суровых спартанцев хлеб считался величайшей
роскошью, и его ставили на стол только
в самых торжественных случаях. В Древней
Греции, как и в Древнем Египте, черствому
хлебу отводилась особая роль. Считалось,
что он помогает при заболеваниях желудка.
Его прописывали в качестве лекарства
больным, страдающим несварением желудка
и другими болезнями. Некоторые древние
считали, что одно только лизание корки
черствого хлеба способствует прекращению
болей в желудке. Почему хлеб называется
хлебом. Хлебопекам Древней Греции мы
обязаны и самим происхождением слова
"хлеб". Греческие мастера применяли
для производства этого продукта горшки
специальной формы, называемые "клибанос".
От этого слова, по мнению специалистов,
у древних готов было образовано слово
"хлайфс", которое затем перешло в
язык древних германцев, славян и многих
других народов. В старонемецком языке
существует слово "хлайб", которое
похоже на наш "хлеб", украинский
"хлиб" и на эстонский "лейб".
Поговорка относительно хлеба, который
всему голова, в Древней Элладе тоже была
в ходу: именно хлеб считался главным блюдом
на столе (потому, что его было мало), все
остальное полагалось только обильной
добавкой к дефицитному хлебу (но какой
добавкой!). Так что не один только хлеб
не ели. А что полагалось подавать к хлебу?
К хлебу подавали овощи и плоды, причем
особенно популярны были бобы всех видов
(из-за своей распространенности и дешевизны),
оливки и фиги (инжир). Масло употребляли
только оливковое, сливочного не было.
Охотно пили молоко, особенно овечье, а
также изготавливали из него белый, мягкий
овечий сыр, больше похожий на творог.
И, главное, ели много рыбы и морепродуктов
всех видов: устрицы, кальмары, мидии, морские
гребешки – недостатка полноценного животного
белка никогда не было! Ведь Греция омывается
морем, имеет множество островов, а в море
полно рыбы. Однажды греческий философ
Демонакс собрался в морское путешествие.
Погода не благоприятствовала ему – надвигалась
буря. Один из друзей обратился к Демонаксу:
«Разве тебе не страшно? Ведь корабль может
утонуть, и тебя съедят рыбы!» Философ
Демонакс только улыбнулся в ответ: «Я
столько рыб съел в своей жизни, что будет
вполне справедливо, если они, в конце-концов,
съедят меня». Искусство приготовления
рыбы высоко ценилось еще в античные времена.
Оно основывалось на опыте и кулинарном
мастерстве народов, живших на побережье
Средиземного моря. Как это ни парадоксально,
в ранней истории Древней Греции, окруженной
со всех сторон морями, был период (XI-VIII
века до нашей эры), когда рыба считалась
пищей только для бедных людей. Подтверждение
этому можно найти на страницах гомеровской
«Илиады». (Много позднее в Европе подобное
случилось с устрицами.) Развитие рыбной
кухни началось гораздо позднее, в период
расцвета Древней Греции. Уже мифы об аргонавтах
рассказывают о путешествиях греков за
рыбой к неведомым берегам Понта Эвксинского
(так называлось Черное море), так как на
греческих рынках ощущалась ее нехватка.
Больше всего ценились тунцовые рыбы,
второе место занимали осетровые, о чем
есть упоминание у Геродота: «Ловятся
для соления большие рыбы без позвоночника,
называемые осетрами». Персонажи комедии
Эпихарма «Званый обед у Гебы» — беззаботные
кутилы, боги и богини, большие любители
вкусной пищи,— особенное удовольствие
получают от морской рыбы. Они на дружеской
ноге с морским богом Посейдоном, который
доставляет им на судах большое количество
рыбы и моллюсков — божественный деликатес.
Секреты приготовления иных древнегреческих
блюд не разгаданы и по сей день. Как, скажем,
можно к столу подать целую рыбу, одна
треть которой была жареной, одна треть
— вареной, одна треть — просоленной?
Морская рыба была в почете и в Древнем
Риме (здесь ее солили, мариновали, коптили),
и в Азии. Греческий комедиограф Аристофан,
бывший одно время послом при персидском
дворе, писал, что царь персов выдавал
щедрое вознаграждение тому, кто изобретал
новое рыбное блюдо. Греки ели много мяса
дичи (зверей и птиц), которая в те времена
водилась в невообразимом изобилии. А
вот мяса домашних животных даже богатые
люди ели немного: слишком уж накладно
каждый день резать по барашку, дающему
столько молока и шерсти. Потому блюда
из баранины подавали только по праздникам,
когда богам приносили жертвы. Один из
древнегреческих мифов рассказывает о
том, как титан Прометей, принесший людям
огонь, разделал для жертвоприношения
барашка и разложил мясо на две кучки:
в первую свалил все кости, прикрыв их
сверху жиром, а во вторую - все мясо, прикрыв
его требухой и шкурой. После этого хитрый
Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать
кучку для себя. Тот, естественно, выбрал
кучку с жиром. И просчитался, но было уже
поздно. С тех пор хитроумные греки в жертву
богам приносили бесполезные отбросы
и кости, а все вкусное съедали сами, чтобы
добро не пропадало. Вообще, греки народ
очень сообразительный! Не было на столе
у древних греков целого ряда привычных
нам продуктов: риса, дынь и арбузов, персиков
и абрикосов, лимонов и апельсинов (прибыли
позже из Азии), помидоров, картофеля, кукурузы
(завезены из Америки). Тыквы и огурцы были
в диковинку и стоили дорого. Орехи, которые
мы теперь называем грецкими (т. е. греческими),
были привозным лакомством. Сахара не
было, вместо него использовали мед, который
гораздо полезнее сахарозы. И меда в Древней
Элладе было много. Крупу, которую мы называем
гречкой («греческой крупой»), греки не
знали (они и сейчас ее практически не
едят). А что древние греки пили? У них не
было ни чая, ни кофе, ни какао. Одно только
вино. Его всегда разбавляли водой в пропорции
1:2 (мера вина на две меры воды) или 1:3, для
этого даже существовали специальные
сосуды кратеры колоколообразной формы.
Но разбавляли вино водой совсем не для
того, чтобы не захмелеть: вином просто
старались обеззаразить колодезную воду.
Пили чаще всего не из чашек и кубков (хотя
и они тоже были), а из специальных сосудов
под названием «килик» - такое блюдце с
ручками на длинной ножке. После оливкового
масла вино — во все времена главный предмет
гордости в Греции. "Вино — души людской
зерцало", — сказал Алкей, знаменитый
поэт с Лесбоса. Греция - родина европейского
виноделия. На острове Крит виноград возделывается
уже четыре тысячи лет, на материковой
Греции - три тысячи. На террасах, насыпанных
по склонам гор, по всей Греции растет
виноградная лоза. В долинах ее сажают,
между плодовыми деревьями, и она тянется
с одного дерева на другое. Как и олива,
виноградная лоза неприхотлива и не нуждается
в искусственном поливе. Критяне привезли
виноград с побережья Малой Азии и окультурили
его. Они быстро узнали тайну винограда
- судя по подвалам кпосских дворцов, во
II тыс. до н. э. производство вина здесь
процветало. А миф рассказывает, что бог
виноделия Дионис женился на критской
царевне Ариадне. Ни один бог не почитался
в Греции так, как Дионис! В Древней Греции
к началу сбора урожая были приурочены
Праздники - Дионисии. Это было время безумных
плясок и бурного веселья. Дионис, или
Вакх, шествовал с веселой свитой, состоявшей
из козлоногих сатиров и вакханок. Вино
лилось рекой. Вакха чтил, в основном, простой
народ. Бог-освободитель давал им забвение
от забот и печалей. На ежегодных бурных
празднествах в его честь даже духи, как
считали эллины, отдавали должное молодому
вину, а потом, естественно, требовали
закуски. Поэтому нагулявшиеся жители
запирались в своих домах от греха подальше,
а для зaxмeлeвшиx духов на пороге оставляли
похлебку. Как уже было сказано, вино в
те времена разбавляли водой из расчета:
1 часть вина + 3 части воды, в крайнем случае
1:2. Смешивание равных по объему частей
считалось уделом "горьких пьяниц".
(Причем крепленого вина тогда еще не было.)
Афинский государственный деятель Эубулус
в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении
вина: "Я должен смешать три чашки: одну
во здравие, вторую за любовь и удовольствие,
третью - для хорошего сна. Выпив три чашки,
мудрые гости отправляются по домам. Четвертая
чашка уже не наша, она принадлежит насилию;
пятая - шуму; шестая - пьяному разгулу;
седьмая - подбитым глазам; восьмая - блюстителям
порядка; девятая - страданиям и десятая
- сумасшествию и крушению мебели." Самое
известное и древнее греческое вино –
РЕЦИНА. И по сегодняшний день это единственное
вино, обладающее сильным ароматом и привкусом
смолы (рецина в переводе с греческого
- смола). Название связано с древней традицией
герметически закупоривать амфоры с вином
смесью гипса и смолы. Так вино дольше
хранилось и впитывало запах смолы. В наше
время смолу специально добавляют в это
вино на стадии брожения. Правильнее сказать,
что Рецина не относится к категории вин.
Это белый или розовый напиток крепостью
11,5 градусов для повседневного употребления.
Пьется охлажденным, подается к закускам.
В Древней Греции культивировалось 150
сортов винограда, приспособленных к различным
почвам и климатическим условиям. Греки
предпочитали темное густое красное вино.
В больших сосудах (пифосах) его на шесть
месяцев ставили в погреба — сбраживать.
Потом вино закрепляли изюмом, который
всегда имелся в изобилии, или медом. Лучшими
считались самосские и родосские вина.
Ненамного уступали им и вина с островов
Хиос и Лесбос. И по сей день особенно славится
терпкое вино с острова Санторин (Тира)
из винограда, возделанного на вулканическом
пепле. В бокале доброго греческого вина
— глоток солнца и моря, дурман тысячелетий
и привкус вечной тайны Эллады. Уже в древности
существовало огромное разнообразие греческих
вин, начиная от легких белых, сладких
или сухих, до розовых и красных, полусладких
и сладких. Каждый город-полис производил
собственные вина. В Древней Элладе выращивали
и изюмные сорта винограда, а греческий
изюм с тех времен и до нашего времени
всегда признают лучшим в мире.
Акрополь – это не храм, это – место, где древние греки возводили храмы. Кстати, там же находились, как правило, и резиденции правителей. Короче, некий аналог русского Кремля. Название свое получил от сочетания двух греческих слов и переводится как «высокий город». В Древней Греции чуть ли не в каждом городе-государстве был свой акрополь. Был таковой и в Афинах. Его остатки можно увидеть и сейчас. Правда, от него осталось не так уж много – ряды колонн в разрушенных и разворованных храмах, несколько скульптур и фризов. Но зато они отражают многовековую культуру Греции и радуют глаз, как местных жителей, так и туристов.
Еще в архаичные времена на скалистом пологом холме появились первые сооружения. Мифы утверждают, что в глубокой древности, в момент зарождения Афин, город не имел названия. И тогда сошлись на крутом холме Афина и Посейдон в споре за право быть богами именно этого поселения. Выбор пал на Афину, подарившую людям оливковое дерево. В ее честь и назвали город. На протяжении веков строились здесь укрепления, дворцы тиранов, храмы. В III в. до н.э. скалу акрополя обнесли толстенными (около 5 м.) каменными стенами, за которыми можно было отлично перенести осаду или нападение.
Развалины Акрополя
Конечно же, на горе был храм Афины – покровительницы города. В VI в. до н.э. его построил тиран на месте царского дворца. Войны раз за разом уничтожали дворцы и прекрасные культовые сооружения. Известно, что легендарный персидский царь Ксеркс (тот, что имел дерзость высечь море), ворвавшись в захваченный город, срыл акрополь почти до основания, однако жители поклялись восстановить храмы из руин. Афинский акрополь Древняя Греция считала главным символом города. В 447 г. до н.э. великий Перикл начал восстановление храма Афины. Прекрасные бронзовые статуи устанавливал в храме архитектор того времени Фидий, увековечив свое имя и дав возможность и нам полюбоваться творением своих рук. Скульптура Афины Промахос, почти сотня метоп, высоченный фриз и фронтонные скульптуры его авторства дошли до наших дней. Однако, художник оказался менее удачлив, нежели его работы. Фидий был изгнан из города, которому он принес славу, обвиненный в чем бы вы думали? Да-да! В безбожии и воровстве.
Века накладывали отпечаток на Парфенон (именно так по-гречески назывался храм Афины). В V в. н.э. он стал даже христианским храмом (статуя Афины Парфенос была вывезена в Константинополь), ну а 10 веков спустя – мечетью.
В акрополе были и другие храмы. Например, Ники Аптерос. Это еще одна из ипостасей богини Афины, Победительницы, точнее – Бескрылой Победы. На фризе храма изображены военные сцены. Он тоже дожил до наших дней в сильно разрушенном виде.
Современный вид Акрополя
Храм Эрхетейнон посвящен, разумеется, снова Афине, Посейдону, который, споря с богиней за покровительство, высек своим трезубцем воду из скалы (угадывается некая аналогия с библейским Моисеем), и царю Эрхетею, воспетому в легендах. От храма также остались только несколько колонн и кариатид.
Впрочем, сейчас уже трудно сказать кто, куда и каким образом вывозил, тащил предметы из храмов Акрополя, но их можно увидеть не только в Музее Акрополя, но и во французском Лувре, и в Лондонском Британском музее.