Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышлениеМифология — эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества

Файлы: 1 файл

Культура Древней Греции.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Культура  Древней Греции


Культура  Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.

Мифология.


Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышлениеМифология — эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового обществаВ основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.[уточнить (не указан комментарий)]

Философия


Реальная наука  для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.Продолжателем милетской школы выступил великий деалетик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот  в древнегреческой философии  от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни  и смерти, смысла существования, предназначения человека.Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

2      В V и IV веках д. н. э. в ряде древнегреческих городов стали возникать различные формы народногосамоуправления. Наибольшую известность приобрела афинская демократия, которая начала формироваться в 507 году д. н. э. в Афинах и которая продержалась почти два столетия. Объектом самоуправления в этой системе был город-государство. Гражданством обладало всё непорабощённое население, унаследовавшее его от родителей, однако полноценными гражданами были только взрослые мужчины. Верховным органом власти была Экклесия, где мужчины собирались для голосования путём поднятия рук и где принималось то решение, за котороые проголосовало большинство собравшихся. Вопросы на голосование выставлялись буле, состоявшим из представителей территориальных округов (демов). Вторым по важности политическим институтом был народный суд присяжных (дикастерий). Особенностью афинской демократии были тесная связь политики с религией, малый масштаб общественной жизни, относительно слабая роль письменности и упор на армии. В 321 году до н. э. Древняя Македония ввела имущественные ограничения, тем самым лишив подавляющее большинство населения Афин права на участие в голосованиях.Отношение к демократии в Афинах с самого начала было неоднозначным. С точки зрения сторонников, воля народа придавала легитимность принятым на собраниях декретам, которые начинались словамидр.-греч. ἔδοξεν τῆι βουλῆι καὶ τῶι δήμωι — «по решению буле и народа»[2]. С точки зрения критиков, народ был ненадёжной, подчинённой сиюминутным интересам, подверженной эмоциям и манипулируемой толпой. Известным примером творимого толпой произвола стал смертный приговорСократу. Не случайно Платон в восьмой книге «Государства» утверждает, что избыточная демократия неминуемо влечёт за собой тиранию. В то же время Фукидид в его «Истории Пелопоннесской войны» приводит страстную речь Перикла в защиту демократии.

Современницей афинской демократии была Римская республика. Несмотря на свой стремительный территориальный рост, её правление сохранило основные черты города-государства. Легитимность древнеримского государства также была основана на народной воле: его армии воевали «от имени Сената и народа Рима». Гражданство можно было получить посредствомнатурализации, путём освобождения от рабства или унаследовав от родителей. Для участия в голосовании необходимо было личное присутствие на Форуме, что фактически исключало из числа полноправных граждан тех, кто жил за пределами Рима. Голосования проводились в четырёх представительных органах власти: Comitia Tributa был открыт для всех граждан, Concilium Plebis представлял интересы плебеев,Comitia Centuriata состоял из депутатов от армии, а Comitia Curiata включал представителей от знати из трёх родов и участвовал в формировании Сената. В большинстве случаев депутатами становились по жребию, а не по результатам голосования. При подсчёте голоса вначале группировались (по роду или центурии), а потом определялось решение, которое поддерживает большинство групп. Следует отметить, что из-за наличия могущественного Сената, в который входили преимущественно патриции, представительные органы не обладали верховной властью в республике.Античные демократии существовали также за пределами Европы. На протяжении нескольких столетий после своего завоевания Александром Македонским в 331 году до н. э., парфянский город Сузы имел самоуправление наподобие греческих городов-государств.Античные демократии предоставляли своим гражданам возможность для участия в самоуправлении, однако они не гарантировали свободу слова или вероисповедания, защиту права на собственность и не налагали конституционные ограничения на правительство[3]. Их институты исчезли вместе с падением Римской республики. Хотя спустя почти тысячу лет в некоторых городах-государствах и сельских общинахпозднего Средневековья вновь стали появляться элементы самоуправления, оно не ассоциировалось с идеей демократии. Эта идея обратила на себя внимание только в эпоху Возрождения наряду с другим наследием античности и в итоге оказала значительное влияние на западноевропейскую мысль[4].

 

Большефилософы  стремились выяснить, из каких элементов сотворено в этом мире. Фалессчитал, что из воды, Гераклит - из огня,Анаксимандр - Своздуха. Позже Демокрит (460-370 ггдо н.э.) создал учение об атомах - мельчайшие частицы, из которыхсостоит вся природа. Сократ ввел само понятие «философия» - «любовь кмудрости », и всех мыслителей того времени стали называть философами. Посвободомыслие Сократа обвинили в «поклонении новым богам», осужден насмерть, и он принял яд. Не написав ни строчки, Сократ свои мыслипередал следующим поколениям через своего выдающегося ученика - Платона,продолжил его дело.

Грециябыла  родиной математики. Одним из первых математиков считаютФалеса. Он объяснил возникновение жизни в мировом океане без помощи богов, атакже движение планет, вычислил высоту египетских пирамид. С помощьюматематических расчетов предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.Фалес и Пифагор сформулировала первые теоремы.В Элладеродилась еще одна наука - история. ее отцом называютГеродота (484 – бл. 426 до н.э.). Ученый посетил Египет,Сицилию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Он поставил целью описать славныедеяния греков, чтобы они остались в памяти потомков. Его девьятитомнатруд рассказывала о греко-персидские войны, историюЕгипта, население Северного Причерноморья. Еще одним историком был Эратосфен (бл. 279-194 ггдо н.э.). Он установил время первой Олимпиады и Троянской войны.Ему принадлежит создание нового календаря, который имеет 365 дней и високосный год.Этим календарем, с некоторыми, пользуются и поныне.Основоположникоммедицины был Гиппократ (460-370 гг до н.э.). По егомнению, медицина должна способствовать сохранению здоровья и продлению жизни. Гиппократпытался установить причины болезни, чтобы вылечить ее. Он считал, чтоосновной принцип врача - «Не навреди!" Высокие моральные принципы Гиппократа,его ответственное отношение к больным стали образцом для врачей всего мира.И сейчас все, кто посвящает себя этой важной профессии, приносят клятвуГиппократа. 

 

2. Древнегреческое искусство

Достояниедревнегреческой  архитектуры наиболее ярко воплощены  в греческих храмах, которые идоныне являются примерами изысканности и красоты. Древнейшие храмы строились из дерева икирпича-сырца. Деревянными были колонны и крыша. Впоследствии этот материал был замененнадежным и прочным - камнем. Основой храма служил подготовленныйплощадка. На нем с внешней стороны устанавливали колонны. Они состояли изтрех частей: базы (опоры), ствола и капители (верхней части). Сверху наколонны опирался крышу.

Вгреческой  архитектуре преобладали два  стиля - дорический иионический.

Дорическомприсущи простота, лаконичность, массивность. Он олицетворял силу, мужество,надежность. Особенностью этого стиля было то, что колонны не имели базы, а устанавливалисьсразу на площадку. их ствол покрывали вертикальные желобки - каннелюры. Обычно желобков было не больше 20. Капительсостояла из двух элементов: круглой каменной подушки - эхина - и квадратнойплиты - абаки, лежавшую на подушке.

Ионическийстиль был сложнее дорического. Колонны  ионического стиля были изящными истройными и состояли из большего количества деталей. В отличие от дорических,они имели базу, а количество желобков увеличилось до 24. Так же, как и дорические,капители ионических колонн состояли из эхина и абаки, но были болееорнаментированы. Абака напоминала закрученный свиток или бараний рог. Оба стилеразвивались параллельно, их даже пытались совмещать. В V в. до н.э.на основе ионического возник коринфский стиль. Он был еще изысканнымпредыдущих. Колонны стали еще стройнее,капитель выше, чем в ионическом. Она напоминала перевернутый вверх колокол.Эхина украшали тонкие мелкие завитки, напоминающие листья лотоса.

Шедеврыархитектуры  украшали Афинский Акрополь. На небольшой площадке(300x130 м) греческие художники построили великолепные храмы и скульптуры.Сначала те, кто поднимался на Акрополь, проходили Пропилеи - Парадныйвход на Акрополь. Он имел два дорических портики, к которымпристроено библиотеку и картинную галерею. Далее виднелся второй поразмером храм - Эрехтейон, Посвященный легендарномуцарю Эрехтей. Украшением Акрополя были такженебольшой, но изысканный храм богини победы Ники и самое большое здание Афин - храмПа)

Портик - Размещена перед входом в здание открытагалерея, образованная колоннами или столбами, поддерживающими перекрытия. 

 

Внутриокруженного портиками храма возвышалась 12-метровая скульптура богини Афины. Основастатуи была сделана из дерева. Лицо покрывали пластины слоновой кости. Наодежда и вооружение богини скульптор Фидий потратил около 2 т золота. ФризПарфенона украшала скульптурная композиция длиной 160 м - торжественнаяшествие афинян.

Не  толькоАфины, но и другие города Греции имели собственные архитектурные шедевры. Чудом светагреки называли храм Артемиды в Эфесе. Он был построен на месте болот.Чтобы защитить храм от землетрясений, греческие архитекторы положили в основумного смешанной с углем шерсти. Но они не смогли его защитить от злогочеловека. В 356 г. до н.э. храм был подожжен Геростратом и погиб впламени пожара. Другим чудом света эллины считали храм Зевса Олимпийского. Егоукрашала статуя Зевса из золота и слоновой кости, которая достигала 18 м в высоту. Попомощью лифта Зевсу подносили ритуальную пищу.В VI в.до н.э. древние греки сделали еще один гениальное изобретение - театр. Театральноеискусство выросло из праздников в честь бога Диониса.Первый театр появился в Афинах. Сначала представления происходили на площади. Впоследствиина южном склоне Акрополя построен каменный театр. По расчетамархитекторов он должен вместить всех жителей города. т.е. около 17 тыс.человек. Театр состоял из трех частей: Театрон - Мест для зрителей, орхестры -места для хора, скены - Места,где размещались декорации и выступали актеры.

Информация о работе Культура Древней Греции