Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах ХХ в. в долине р. Инд – в районах Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV – середина II тыс. до н.э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III – II тыс. до н.э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Содержание работы

1. Культуры « Хараппа» и «Мохенджо - Даро» . Эпическая литература. 2. Религии Древней Индии. Формирование буддизма. Индуизм. 3. Тест. Установите соответствие между сословиями в Древне Индии и их названиями: 1. Брахманы а) Воины 2. Кшатрии б) Земледельцы, ремесленники и торговцы. 3. Вайшьи в) Жрецы 4. Шудры г) Зависимые ремесленники и земледельцы. 4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                                     1. Культуры « Хараппа» и «Мохенджо - Даро» . Эпическая литература.                                                                                                                    2. Религии Древней Индии. Формирование буддизма. Индуизм.                                                                                                                             3. Тест. Установите соответствие между сословиями в Древне Индии и их названиями: 1. Брахманы         а) Воины                                                                                                                            2. Кшатрии                     б) Земледельцы, ремесленники и торговцы.                                                                  3. Вайшьи                       в) Жрецы                                                                                                                 4. Шудры                        г) Зависимые ремесленники и земледельцы.                                                                                                                                  4. Список литературы.

 

  1. Культура Хараппы и Махенджо-Даро. Эпическая литература.

О заселении территории Индостана  еще в глубокой древности свидетельствуют  многочисленные находки, характеризующие  довольно высокий для своего времени  уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах ХХ в. в долине р. Инд – в районах Хараппы,  давшей название всему культурному периоду (IV – середина II тыс. до н.э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III – II тыс. до н.э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство городского поселения  поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные  кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов  закруглены на перекрестках – видимо, для более удобного поворота повозок  и людей; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока – самая совершенная  городская канализационная система  Древнего Востока того времени; специальные  помещения для омовений в жилых  домах и городская «баня» с  бассейном и подогревом воздуха.

Многочисленные археологические  находки свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер. III – сер. II тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди них каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.).

Индия является родиной шахмат. Игра в шахматы символизирует  военное действие, в котором участвуют  войска. Древнее индийское войско представляло картину, в центре которой  находится царь – главный военачальник, впереди стоят пешие воины (пешки), рядом с царем находятся слоны, за ними – конница, по краям –  ладни (ладьи).

Также обнаружены изделия  гончарных мастеров, уже тогда  применявших специальную обработку  в печах и искусное орнаментирование.

В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

О религиозных воззрениях известно мало. Не удалось обнаружить храмовых помещений. Но найденные многочисленные изображения богини-матери, мужского божества – прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитание животных и растений, широкая  практика омовения, различные виды захоронений (могилы, урны) и др. позволяют  воспринимать их как значительную часть  религиозного ритуала.

К протоиндийской культуре частично восходит ряд идей и образов  дравидской мифологии. В центре ее, при отсутствии пантеона и развитых образов богов, лежит представление  о противоречивой жизненной энергии, способной либо обеспечить процветание, продолжение рода, либо приносить  бедствия и несчастья. Эта жизненная  сила наиболее ярко проявилась как  сакральная (священная) сила предводителя племени – царя. Велика роль и  богини-созидательницы, богини-матери.

В первой половине II тыс. до н.э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой цивилизации назвать природную катастрофу – гигантское землетрясение, последующий разлив или изменение русла р. Инд. Выдвигаются и другие версии. Например, собственные внутригосударственные социальные сдвиги или завоевание другими племенами, стоявшими на более низком уровне развития. Но бесспорным остается факт – культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

По одной из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена Ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи преимущественно скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индоарии дополнили земледелием, применяя более тяжелый плуг с запряженными несколькими парами быков. Наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие искусственного орошения (рис, кунжут, сахарный тростник и пр.), расширялись хлопковые плантации.

Индоарии этого периода – преимущественно сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и др. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием  величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных  верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды (букв. знание) – памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тыс. до н. э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.

Значимость «священного  знания» Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней  Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом  устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем  жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Целесообразность этих дополнений вызывалась усложнением религиозного культа, потребностью в пояснении ряда текстовых неясностей, наконец, необходимостью адаптации к меняющимся общественным отношениям. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвященные различным вопросам ведической теологии. В частности, в Упанишады вошли своеобразные наставления, написанные философами и составившие основу всего духовного развития страны. Араньяки, в свою очередь, стали связующим звеном между Брахманами и Упанишадами, соединив ритуальную и философскую стороны религии. Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные  героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война  потомков Бхараты»), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна («Сказание о подвигах Рама»), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты оформились во второй половине I тыс. до н. э. Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Порою здесь фантастические сцены чередуются с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. Герои этих произведений – Кришна и Рама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Интересно, что известная заповедь: «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», встречающаяся в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и др., впервые прозвучала в строках Махабхараты. Действительно, Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости, поражающими своей емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.

Весьма ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных  областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии  и др.), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника),  ремесел (устройство гидравлических машин и  пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение  положения многих звезд) и т.д.

Самостоятельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийская  драматургия. Постепенно индийская  драма из пантомимы с комментариями  сказителя превратилась в театральное  действо при участии говорящих  актеров. Наиболее выдающимся писателем  был Калидаса (353 – 420 н.э.), известный  как лирический поэт, создатель эпических  поэм и драматург, сохранивший в  своем творчестве тесную связь с  фольклором. Ему принадлежит написанная на санскрите романтическая драма  «Узнанная по кольцу Шакунтала».

Литературные источники  и более поздние изображения  свидетельствуют о довольно высоком  уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы  деревянных хижин – круглых в  плане, с полусферическими покрытиями, а позднее – овальных и прямоугольных  в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры  и других построек. Среди культовых  сооружений с широким применением  камня наибольшего распространения  получили ступа (мемориальное сооружение, хранящее останки Будды), стамбаха (колонна, поставленная в месте добродетельных деяний Будды) и пещерный храм.

В годы правления Ашоки было построено около 80 тысяч ступ. Ступа отражала модель мироздания, для нее характерны величавая простота и совершенство форм. Она имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами». Наиболее известной и красивой является ступа в Санчи (III – II вв. до н.э.).  Сложенная из крупного кирпича в виде чаши, она имела каменные ворота. Ворота представляли собой два каменных столба, которые были украшены рельефами, изображающими сюжеты из «Махабхараты» и из жизни Будды.

На верхней перекладине  ворот показано поклонение слонов священной  смоковнице, под которой Будда  произнес свою первую проповедь, вторая перекладина представляет поклонение буддийским символам. Третья – встречу  Гаутамы с отшельником, открывшим ему глаза на человеческие печали и страдания.

На воротах также изображены духи плодородия – девушки якшини, в образе которых представлен идеал женской красоты: юная женщина с тонкой талией, высокой пышной грудью, украшенными браслетами руками, крепкими ногами, массивными бедрами.

Стамбахи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Более тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской морали – о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и старшим.

В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. Так, пещерный комплекс (чайтья – пещерный храм, вихара – общежитие буддийских монахов) в Аджанте представляет великолепное единство архитектуры, скульптуры, живописи.

Поражал своим совершенством  и изяществом дворец царя Ашоки. Три зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые золотыми виноградными лозами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.

Во многих древнеиндийских  текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные  парки. Так, царь Ашока был горд тем, что насадил рощи для отдыха простых людей.

Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии  – труды, посвященные вопросам теории литературы (особенно поэзии), тщательно  разработанных грамматик санскритского  языка. Самая прославленная из них  «Грамматика» Панини составлена в IV – III вв. до н.э.

Информация о работе Культура Древней Индии