Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах ХХ в. в долине р. Инд – в районах Хараппы

Содержание работы

1. Культура Хараппы ……………………………………………......................3
2. Ведический период культуры Индии (литература, искусство, архитектура, наука) …………………………………………………………5
3. Религиозные системы Древней Индии (ведическая религия, брахманизм, буддизм, индуизм) ………………………………………………………....11
4. Тест ……………………………………………………………………..…..18
5. Библиография ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

культура древней индии.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Поражал своим совершенством  и изяществом дворец царя Ашоки. Три  зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые  золотыми виноградными лозами, подчеркивали монументальность форм и роскошь  отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.

Во многих древнеиндийских  текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. Так, царь Ашока был горд тем, что насадил рощи для отдыха простых людей.

Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии  – труды, посвященные вопросам теории литературы (особенно поэзии), тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Самая прославленная из них «Грамматика» Панини составлена в IV – III вв. до н.э.

Отличительная черта древнеиндийской культуры – почитание знаний. Зародившись  в глубокой древности, индийская  наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи.

Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору и т.д.

В сокровищницу мировой науки весомый вклад  внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, еще в период Хараппской культуры (III тыс. до н.э.) ими была сформулирована десятичная система исчисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н.э. индийцы знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического  корней, обладали умением исчислять число «пи», знали об эмпирических правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали неопределенные уравнения второй степени и др., повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьябхаты и Варахамихиры (V – VI вв. н.э.) и др.

Занятие химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам  была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Хотя религиозные предрассудки трактовали болезни как кару за греховность в жизни, выдающиеся древнеиндийские медики (Джавака, V – IV вв. до н.э., Чарака, I в. н.э.) умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.

 

3. Религиозные  системы Древней Индии (ведическая  религия, брахманизм, буддизм, индуизм).

Исследователям  Вед и ведической литературы не удалось  составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств, разобраться в их системе и взаимосвязи. Ведические боги порою сочетают в себе признаки и свойства божеств, повторяющиеся или дублирующиеся. Нет среди них упорядоченности и иерархии (соподчинения). Значительное большинство из них связано с природой. Другие олицетворяют определенные качества души. Ведическая мифология называет 33 земных, атмосферных и небесных высших бога. В ряде древних книг их – 333 или даже 3339. При этом верховным богом является тот, к кому в данный момент направлено обращение. Наиболее популярен в Ведах бог Индра, в имени которого олицетворяются сила, плодородие, мужское начало. Это творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Сопровождают его божества дождя и ветра. Бог Варуна – судья и хранитель закона – царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Агни – бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома – бог дождя и божественного напитка и др.

Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый человек Пуруша, расчлененный богами. За порогом смерти, по мнению ариев, - царство бога мертвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделенное здоровьем и красотой.

Во второй половине I тыс. до н.э. была завершена редакция Брахман – комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад (религиозных философских трактатов) и в их составе араньяк (лесных книг). В этих произведениях получил свое оформление брахманизм.

В начале I тыс. до н.э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведической религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н.э. составили религиозное течение – брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

Согласно новой  космогонической теории творец вселенной  Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части – небо и землю. В процессе последующего созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды, время, рельеф и т.д. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности (жар – холод, свет – тьма и пр.), животный и растительный мир.

Переход к брахманизму  еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога – хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) – теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (санскр. деяние, поступок).

Карма, хотя и  предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т.д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы – в хищное животное, вора – в крысу и т.п.

 Более успешную попытку преодоления в системе брахманизма варно-кастового строя, где путь к спасению был открыт только для брахманов-жрецов, осуществил буддизм, зародившийся также VI в. до н.э.

Буддизм – самая  ранняя по времени появления мировая  религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии  в Индии пришелся на V в. до н.э. – начало н.э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо – Сиддхартха Гаутама (623 – 544 гг. до н.э. по буддийской традиции, 563/560 – 483/480 гг. до н.э. – по оценке историков). Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды – Шакьямуни – «отшельник из Шакьев»). С самого детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой. На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось столь велико, что, оставив все – счастливую семью, роскошь и наслаждения, он отправился в длительное семилетнее странствие. Предаваясь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану, он стал Буддой (санскр. букв. просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником учения, получившего название буддизма. Более сорока лет проповедей создали много учеников и последователей учения Будды, среди которых появились и первые в религиозной жизни женщины.

Подвергнув  осуждению брахманизм за пристрастие  к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозной  жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в  учении Будды считаются «четыре  благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение – нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

Выдающийся  правитель династии Маурьев Ашока (273 – 232 до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы, созданы могущественные монашеские общины и др.

Не став господствующей религией в Индии, буддизм при династии Кушанов получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в  I – II вв. н.э. новую форму буддизма.

Теперь Будда  из учителя (гуру), указавшего путь к  спасению и первым вошедшего в  нирвану, окончательно превращается в божество. Культ могущественного Будды требует огромных храмов. Создается учение об аде и рае. Формируется культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. В этих целях значительно шире, чем раньше, используются произведения изобразительного искусства.

Роскошно и  пышно оформляются процессии  и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр.

Однако расцвет  буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных  слоев общества и разных народов  своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при династии Гуптов эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму.

Причина этого  видится в социальной основе индобуддийской духовной традиции. Варновый строй (деление общества по социальному происхождению) способствовал формированию профессиональных каст, которых в современной Индии насчитывается более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики, маляры и шоферы, гончары и плотники и пр.). Кастовый строй усилил отчужденность между социальными группами, практикуя запрет на межкастовые отношения: заключение браков вне своей касты, принятие пищи вместе с представителями других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное производство, связанное якобы с насилием (убой животных) и стоящее на низкой ступени социальной лестницы, стало считаться малодостойным занятием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив индийской сельской общины.

Уже при Гуптах, в IV – V вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в новых условиях (в частности, становления кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).

Особо почитается индусами триада богов: Брахма (бог  – творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). Цементируя религию культом Брахмы – Вишну – Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.

Так Вишну, способный  к перевоплощению, - активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива – суровое и довольно жестокое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображении Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест № 5

Выберите несколько  вариантов ответа.

Обозначьте  два правильных перевода на русский язык латинского слова, от которого получила свое название наука «культурология».

Информация о работе Культура Древней Индии