Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:15, контрольная работа
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
Культура Древней Индии
Контрольная работа
Культурология
Содержание
Введение
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Актуальность темы заключается в осмыслении многообразия и уникальности культуры Древней Индии, отдаленной от нас временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.
Индия с очень раннего времени находилась в тесных историко-культурных контактах со многими странами Востока и античным миром. И по праву одной из самых ярких страниц ее истории считается хараппская цивилизация, которая в настоящее время предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной основе, ее города Мохенджо-Даро и Хараппа насчитывали до 100 тысяч человек в каждом. В эту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились административные власти, но большинство населения - земледельцы и скотоводы - продолжало жить в сельской местности. О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства.
Объект исследования: культура Древней Индии.
Предмет исследования: особенности культуры и религии Древней Индии.
Методы работы: анализ, синтез, обобщение, индукция.
Цель данной контрольной работы - выяснить, в чем заключается уникальность культуры Древней Индии.
Для того чтобы достичь данной цели необходимо решить некоторые задачи, такие как:
Теоретической базой контрольной работы послужила книга Г. Бонгард-Левина и Г. Ф. Ильина «Индия в древности». Она представляет собой обобщающий труд по истории и культуре древней Индии. Авторы использовали разнообразные источники - материалы эпиграфики, нумизматики, памятники словесности. В работе излагается политическая и социальная история, рассказывается о становлении мифологических и религиозных представлений, философских идей, об искусстве и науке рассматриваемого периода. Новейшие археологические исследования позволили воссоздать облик одной из древнейших цивилизаций востока - хараппской. Использованы материалы журнала «Вестник древней истории», труд Е.Ю. Ванина «Средневековое мышление. Индийский вариант», а также учебное пособие по культурологии под редакцией П.С. Гуревич.
Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что её принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.
Однако археологические раскопки на северо-западе Индии открыли культуру, которая получила название «протоиндийской», или цивилизации долины Инда. При раскопках были обнаружены древние города Мохенджо-Даро, Хараппа (откуда еще одно название этой культуры - хараппская) и др., «возраст» которых составляет 4-5 тыс. лет. Археологические исследования позволили установить, что во второй половине III - первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала высокоразвитая городская цивилизация, охватывавшая территорию от гор Симла на севере до Аравийского моря на юге. Эта цивилизация погибла по не ясным причинам в начале 11 тыс. до н. э. С тех пор проблемы этой цивилизации находятся и центре внимания историков и археологов многих стран мира.
Открытие и исследование
Хараппской цивилизации явились
ярким доказательством
Одна из самых древних цивилизаций, Индия, сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро, но археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества.
Характерной особенностью феодализма в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты - замкнутые группы населения, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. Принадлежность к ним членов общества определялась их происхождением и наследовалась[2, с.35].
Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. С середины II тыс. до н. э. начинается проникновение в Индию арийских племен. Арийские народы говорили на одном праязыке, древнейшей дошедшей до нас формой этого языка был санскрит - язык индоариев. Санскритские корни сохранились во всех языках индоевропейской семьи, к которой относятся греческий, латинский, германские, романские и славянские языки. Арии - носители высокоразвитой материальной культуры использовали плуг, сооружали ирригационные устройства, выплавляли металлы, были искусными ремесленниками.
При индоариях сложилась жесткая система Варн. Слово «варна» означает цвет, вид, разряд. Общество было разделено на особые социальные слои (Варны), каждый из которых имел четко обозначенный круг прав, обязанностей, норм поведения. Высшей Варной были брахманы, затем следовали кшатрии (воины), ниже по положению были вайшья - рядовые общинники, ремесленники. Эти три Варны включали индоариев, принадлежавшие к ним назывались дважды рожденными, так как проходили обряд второго рождения - вхождения в Варну, после чего человек мог продолжать дело своих отцов и получал всю совокупность прав члена своей Варны. Низшей Варной были шудры - неполноправные. Она сформировалась из местного населения, подчиненного ариями. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».
Обозначившиеся со временем границы между Варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной Варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах.
Таким образом, установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь тормозили экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.
Деление общества на Варны освящалось религией. Религией той эпохи был ведизм. С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли памятники древнеиндийской литературы - веды, созданные на древнеиндийском языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.
Самым древним сборником гимнов богам была Ригведа. Существуют четыре веды - Ригведа (Книга гимнов), Самаведа (Книга напевов), Яджурведа (Книга жертвоприношений), Атхарваведа (Книга заклинаний). Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Ригведа. Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам [1, с.26].
Главным богом был Индра, бог-громовержец, воин; особо почитался бог огня Агни (в русском слове «огонь» - отзвук его имени), мировой порядок хранил бог Варуна. При сравнении ведической религии с религиями других народов, имеющих индоевропейское происхождение, обнаруживается много сходства, что свидетельствует об общем основании индоевропейских представлений о богах, происхождении мира и людей. Например, имя бога неба Дьяус слышится в латинском слове «бог» - deus, а Дьяуспатер (небо-отец) - в имени главного бога римского пантеона - Юпитер.
Изучение религии и культуры эпохи Вед помогает понять пути формирования многих народов, отыскать глубочайшие корни мировой истории и культуры.
Подлинными энциклопедиями
индийской жизни являются две
великие эпические поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата» - самые известные древнеиндийские эпосы, написанные на санскрите. «Рамаяна» содержит 24 000 стихов в семи книгах и 500 канто и рассказывает историю Рамы (воплощение индуистского бога-спасителя Вишну), чья жена Сати была похищена демоном Равана, повелителем Ланки. Этот эпос сыграл главную роль в становлении роли дхармы как основной идеал ведущей силы для индуистского жизненного пути. Ранние тексты Махабхараты датируются 400 годом до н. э. и предположительно достигли своей конечной формы в IV веке н. э. в начале эпохи существования государства Гуптов[1, с.33].
Уже более двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои - Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») - обожествлены и считаются воплощением Вишну - одного из важнейших божество современного индуизма[3, с.244].
В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра» (санскр. - пятикнижие), основанный на фольклоре памятник санскритской повествовательной литературы (ок. 3- 4 вв.). Составляющие «Панчатантру» книги басен, сказок, притч и новелл нравоучительного характера, построенные по типу обрамленной повести, отражают жизнь Индии, сатирически рисуют социальные отношения. Памятник имеет свыше 200 переводов и переложений в литературах Азии и Европы. Достаточно рано с ним познакомились и в России.
Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.
На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры.
В Древней Индии началась развиваться поэзия, сангит, - в ведийской литературе собрание стихотворных ведийских текстов, в отличие от прозаических частей ведийских сборников. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев. Калидаса-драматург выше Калидасы-эпика и лирика. Во главе их стоит «Узнанная Шакунтала» или просто «Шакунтала». Это история взаимной любви царя Душьянты и Шакунталы, дочери нимфы Менаки и мудреца Вишвамитры.
Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.
Тысячелетняя культурная
традиция Индии сложилась в тесной
связи с развитием религиозных
представлений ее народа. Главным
религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения
Индии). Корни этой религии уходят в глубокую
древность.