Культура Древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к её изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Содержание работы

Введение
1.Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры
2.Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство
3.Культура Древнего и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи, письменность и литература, архитектура искусство, исторические памятники
4.Культура Ассирии: военное устройство, государственность, письменность, литература, архитектура, искусство
5.Мифология Месопотамии
Заключение

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине  культурология

на тему: Культура Древней Месопотамии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса 4141 группы

Ф.И.О. Минина Мария Игоревна

Шифр 12044

                                                  Проверил: Михайлова Надежда Дмитриевна

 

  

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение

1.Возникновение  и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры

2.Культура Шумеро-аккадского  государства: клинопись, наука,  мифологические сказания, архитектура,  искусство

3.Культура Древнего  и Нового Вавилона: Кодекс Хаммурапи,  письменность и литература, архитектура  искусство, исторические памятники

4.Культура Ассирии:  военное устройство, государственность,  письменность, литература, архитектура,  искусство

5.Мифология Месопотамии

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Древней  Месопотамии

Введение

Культура относится  к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась  вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его  от всех других живых существ и  природы в целом. Однако интерес  к её изучению и осмыслению как  особого явления действительности сложился относительно недавно. В течении длительного времени –целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосозноваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Культурология –  гуманитарная наука изучающая культуру как систему, т.е. в целом. Она возникла на рубеже 19-20 веков и получила широкое  признание в странах Европы и  всего мира. В нашей стране культурологи стала развиваться в начале 90 годов.В целом же культурология ещё не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура  Двуречья

Культура Месопотамии  возникла примерно в то же время, что  и Египетская. Она сложилась в  долинах рек Тигр и Евфрат и  существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную  часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала  несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 – 23 века до н.э., когда происходит возвышениесемитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

 

 

2.Культура  шумеро-аккадского государства

Основу экономики  шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской  культуры стал «Землевладельческий  альманах», содержащий наставления  по ведению земледелия – как сохранять  плодородие почвы и избежать её засорения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале 3тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце 2тыс. до н.э. вступили в железный век.

С середины 3тыс. до н.э. в производстве посуды применяют  гончарный круг. Успешно развиваются  другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен  имеют место, как между шумерскими городами, так и с другими странами – Египтом, Ираном, Индией, государствами  малой Азии.Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретённая шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во 2тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.Система религиозно - мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. В тоже время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город – государство имел своего Бога покровителя. Вместе с тем были Боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико – неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые звёзды были связаны с отдельными звёздами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «Бог». Большое значение в шумерской религии имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из которых была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе, - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства, и все сооружения создавали из кирпича – сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины 3тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке и посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. Оба храма – прямоугольные в плане, выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки медных бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Всё это делало храм праздничным и нарядным.В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки – зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик – «жилище Бога». Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упомянутого «земледельческого альманаха», самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который всё видел, всё испытывал, и всё познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.К концу 3тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его, в конце концов, покоряет Вавилония.

3. Культура Древнего и Нового Вавилона

История Вавилонии распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину 2тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину 1тыс. до н.э.Своего наивысшего подъёма Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи. От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи – стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2м), на котором изображён сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Хамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре. При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царём любимой жене, чтобы облегчить её по горам и садам своей родины.

Не менее известным  памятником является также Вавилонская  башня. Это был самый высокий  в Месопотамии зиккурат (90м),состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Марудака – главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был восхищен её величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию, они разрушили Вавилон и все находившиеся в нём памятники.Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в астрономии и математике. Вавилонские учёные с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звёздного неба. Ещё более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

4. Культура Ассирии

Треть могущественная держава Месопотамии – Ассирия  – возникла в 3тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине 2тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она  оказалась на перекрёстке караванных путей, и торговля сделала её богатой  и великой. Столицами Ассирии  были последовательно Ашшнур, Калах и Ниневия. К 8веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего востока.В художественной империи Ассирии – как и во всём Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.В 7 веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержавшую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всём Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной степени касавшиеся всего Двуречья.Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия математика – этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

 

5.Мифология  Месопотамии

Древнейшие мифы Двуречья – это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычные античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски и миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах.

Жители поклонялись  множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это  боги неба и земли, воды и различных  стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.Представление о мироустройстве у шумеров происходит из того, что первоначально всё то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавила в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего – Намму, которая произвела из себя Ана («небо») и Ки («земля, низ») и поселила их раздельно. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль – бог воздуха и ещё семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги процветания. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали её. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо виде твердого небесного свода, а Энлиль опустил плоское подножье в низ, и появилась земля – «плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана». Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур, где повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны – Нанна.

Энки – владыка пресноводного подземного океана, ему предписывается начало землетрясения. Миф об Энки говорит: «До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами- не пройти через неё, не проскакать. Не было ни какого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провёл по земле первые борозды и засеял их зёрнами.C развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов - покровительство городам и ремёслам, человеко подобие, способность принимать облик и человека, и зверя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура древней Месопотамии  характеризуется высоким уровнем  науки, литературы и искусства, с  четким преобладанием религиозной  идеологии. 
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская. Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их архитектура поражала - именно они первые построили ступенчатую пирамиду. Они создали такие инновации как рецептурные справочники, библиотечные каталоги, первые календари. Шумеры создали великий памятник мировой культуры - «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)— древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает горечь потери друга и неотвратимость смерти. Написана клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. 
Позднее области Шумера и Аккада объединил Вавилон, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. 
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и «изобрели» семидневную неделю. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, с оракулами и судьбоносными предсказаниями. Культура Месопотамии богата и необычна, таинственна и многогранна... Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в истории культура народов Передней Азии. А ведь с нее, по существу, начинается "биография" искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые культуры. Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый для разных видов искусства стиль. 
Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.

Информация о работе Культура Древней Месопотамии