Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:48, доклад
Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы.
Культура древнерусского
государства
(IX — 30-е гг. XIII в.)
Своими корнями
русская культура уходит в древнюю
языческую эпоху. Язычество —
комплекс первобытных воззрений, верований
и обрядов — имело свою историю. Поначалу
славяне, очевидно, одушевляли различные
стихии, поклонялись духам лесов, водных
источников, солнца, грозы и пр. Постепенно
стала проявляться тенденция к единобожию:
огромное значение приобрели Род — земледельческое
божество, управлявшее дождями, земными
водами, подземным огнем и пр. — и тесно
связанные с ним богини плодородия — рожаницы.
По мере становления
государственных отношений на первый
план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного
бога войны (первоначально почитался как
бог грозы). Свое художественное выражение
язычество нашло в народном фольклоре:
сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах
и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих
следы магических представлений.
В Х — XI вв. складывается
былинный эпос, связанный со становлением
Киевского государства, защитой его от
врагов. В Х в. на Русь проникает письменность
— кириллица, созданная византийскими
миссионерами Кириллом и Мефодием.
Принятие христианства
дало мощный толчок развитию культуры.
XI в. — время рождения древнерусской литературы.
Древнейшее из известных нам произведений
"Слово о законе и благодати" (ок.
сер. XI в.) будущего митрополита Илариона.
Оно содержит рассказ о том, как слово
Божие распространялось в мире, как оно
достигло Руси и утвердилось в ней.
Большую роль в древней
литературе играли жития святых; особенно
почитались на Руси князья Борис и
Глеб, сыновья Владимира, убитые своим
братом Святополком. Блестящим образцом
светской литературы стало "Поучение
Владимира Мономаха" (конец XI — начало
XII в.) — рассказ о своей жизни мудрого
государственного деятеля, боровшегося
за единство Руси.
Идея единения, преодоления
княжеских междоусобиц во имя
общерусских интересов
Самым значительным
памятником является "Повесть временных
лет", составленная ок. 1113 г. монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором.
По мере раздробления Руси летописание
теряло общерусский характер, дробясь
на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские
и пр.
С принятием христианства
получает развитие каменная, прежде всего
церковная, архитектура. Из Византии в
качестве образца был заимствован крестово-купольный
тип храма (четыре свода, сгруппированные
в центре храма, в плане давали крестообразную
структуру), однако на Руси он получил
свое развитие. Так, самый грандиозный
архитектурный памятник Киевской Руси
— 13-купольный Софийский собор в Киеве
(ок. 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную
композицию, которая так же, как и многоглавье,
была несвойственна византийским храмам.
По несколько упрощенному
образцу киевской Софии Софийские
соборы были построены в Новгороде и Полоцке
(сер. XI в.). Постепенно русская архитектура
получает все большее многообразие форм.
В Новгороде в XII—XIII вв. создается множество
церквей — Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы,
Параскевы Пятницы и пр., которые при небольших
размерах и максимальной простоте убранства
обладают поразительной красотой и величественностью.
Во Владимиро-Суздальском
княжестве складывается своеобразный
тип архитектуры, отличавшейся изяществом
пропорций и нарядностью декора, в частности
белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский
соборы во Владимире, церковь Покрова
на Нерли.
В период расцвета Киевской
Руси первое место принадлежало монументальной
живописи — мозаике и фреске. В киевской
Софии мозаики покрывали купол (Христос
Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта,
т.е. молящаяся); остальная часть храма
была покрыта фресками — сцены из жизни
Христа, изображения проповедников и пр.,
а также светские сюжеты: групповые портреты
Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной
жизни.
Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время новгородская школа ("Спас Нерукотворный", "Успение", "Ангел Златые Власы").