Культура древних славян и Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 07:10, реферат

Описание работы

Источниками древнеславянской культуры были:
а) Трипольская культура (4 тыс. – 2 тыс. лет до н.э. ) (с. Трипилье на Киевщине);
б) Усатиевская культура (конец 3 – начало 2 тыс. до н.э.) (с. Усатово под Одессой);
в) Скифо-сарматская культура (7 – 2 вв. до н.э.). Именно она стала одним из источников славянского культурного наследия.
После них остались огромные каменные статуи изображавшие воинов. Украинцы наследовали у них сапоги, белую сорочку, казацкую шапку.

Содержание работы

Формирование и развитие древнерусской культуры.
Культура Киевской Руси.

Файлы: 1 файл

Kultura_drevnikh_slavyan_i_Kievskoy_Rusi.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И КИЕВСКОЙ РУСИ

 

План:

  1. Формирование и развитие древнерусской культуры.
  2. Культура Киевской Руси.

 

1

Источниками древнеславянской культуры были:

а) Трипольская культура (4 тыс. – 2 тыс. лет до н.э. ) (с. Трипилье на Киевщине);

б) Усатиевская культура (конец 3 – начало 2 тыс. до н.э.) (с. Усатово под Одессой);

в) Скифо-сарматская культура (7 – 2 вв. до н.э.). Именно она стала одним из источников славянского культурного наследия.

После них остались огромные каменные статуи изображавшие воинов. Украинцы наследовали у них сапоги, белую сорочку, казацкую шапку.

С началом греческой  колонизации Причерноморья (6 в. до н.э.) огромное влияние на скифов имела  античная культура.

г) Античная культура явилась прямым источником украинской культуры. Её носителями были города-полисы на побережье Чёрного и Азовского морей – Тира (Белгоро-Днестровский), Ольвия в гирле Южного Буга, Херсонес, Феодосия, Пантиконй (Керчь) и др.

Памятники искусства  греческих колоний дошли до наших  дней в форме скульптур, надгробных рельефов на мифологические и бытовые сцены, мраморных резных саркофагов, ювелирных изделий.

Огромное влияние на становление культуры Киевской Руси имела Византийская культура, для которой характерны:

  • синтез западных и восточных элементов культуры;
  • торжественность, помпезность, величественность.

В Византии широкое распространение  получили науки (философия, математика, медицина, история), архитектура и монументальная живопись (фрески, мозаика, резьба по камню), музыка и литература.

Период раннего  средневековья – это время формирования славянских объединений, зарождения и утверждения славянских государств, формирования языка и национальных культур.

Уже в 5-6 вв. на территории современной  Украины сформировалось два больших  славянских объединения – славины и анты. По мнению М.Грушевского, последние – предки украинцев. Основой их экономики было земледелие и скотоводство. Из летописей известно, что 14 разных племенных групп объединяются в союзы – княжества, которые стали основой возникновения государственности и украинской культуры.

С 8 века начинается подъем ремесла. Происходит разделение металлургии и кузнечного ремесла. Одним из элементов материальной и духовной культуры является жилье. У наших предков строительство дома, выбор места были регламентированы множеством обрядов и ритуальных действия.

Основным строительным материалом было дерево. Характерным для жилья  славянских домов было то, что они  углублялись в землю на 30-80 см. Затем делались деревянные срубы, крыша покрывалась либо соломой, либо деревом. Обязательным атрибутом жилья была печь. Посуда изготавливалась либо из глины, либо из дерева.

В восточнославянской религии  выделяются две черты: обожествление  сил природы и культ рода. Ранней дохристианской религией был языческий  политеизм или многобожие. Пантеон языческих богов формируется на базе материалистических представлений. На первом месте стоял Вседержитель, обобщающий Бог, он же отец Природы и Владыка света, волею которого определяется судьба всего и всех. Далее идет Бог света Сварог и его сын, особенно почитаемый на Руси Дажбог.

Особо почитаемым был Бог грома  и молний Перун, который обладал  неограниченной силой и мог покарать любого человека. Две силы шли рядом  с человеком – Белобог и Чернобог, которые отображали добро и зло. Первый рожден светом, второй – тьмой, первый создавал, второй – разрушал.

Восточные славяне особо почитали женские божества, начиная с Матери – Земли, отождествляющей все  живое на Земле.

Основной пантеон богов сопровождала целая нить малых божеств. Например, Мокша – жена Перуна, богиня урожая, покровительница семьи. Додоха – богиня весны, Морена – богиня зимы, смерти, ночи. Ее чучело весной сжигали или бросали в воду. Домашние духи – Домовой – хозяин хаты, покровитель рода, семьи; Кикимора – дворовый дух, селится в курятниках, уничтожает кур; Бабай – охотится за маленькими непослушными детьми; Леший – дух хозяина леса и его зверей; Лешачиха – особенность: длинные груди, закинутые за плечи; Анчутка – крылатый болотный злой дух. Позднее – черт Карачун – злой дух, ныне – неожиданная смерть.

Особый почет восточные славяне  отдавали деревьям, которые символизировали  род. Первое место занимал дуб  – символ мудрости, береза – символ чистоты. По всей видимости, с тех  давних времен пошла традиция Зеленой  недели, когда каждое жилье украшают зеленью, символом чистоты, силы духа, единства с природой.

Рядом с материальными божествами восточные славяне верили в существование  особенной сущности – души, которая  продолжала существовать после смерти.

Народное творчество славян хорошо отражено в их фольклоре, который прославлял труд и быт людей. Это нашло свое отражение в т.н. календарной и обрядовой поэзии. К первой относятся образцы народного творчества, связанные со сменой времен года, ко второй – народное творчество, связанное с обрядами – свадьбой  и похоронами. Народные идеалы нашли свое отражение во многих сказках и легендах.

Культура восточных славян способствовала возникновению и  развитию культуры Киевской Руси.

 

2

Культура Киевской Руси по своему происхождению и характеру  была европейской, но со значительным влиянием культуры Востока. Она представляла собой сложную картину борьбы старого и нового, язычества и христианства. Вместе с принятием христианства произошли качественные изменения в мировоззрении и быте русичей; новая религия широко открыла двери влиянию Византии во всех областях жизни; появляются церковные книги на староболгарском языке. Церковь настойчиво боролась с вековыми традициями украинского народа, однако  была вынуждена приспосабливаться, ассимилировать языческие культы, обряды, культуру быта, вбирая в себя их наилучшие элементы. До наших дней дошли древние обычаи и традиции наших предков, связанные с христианскими нормами. Рождение мира празднуется как Рождество Христово, при этом готовят кутью и двенадцать блюд с разнообразной едой, поют колядки и щедривки; с церковными праздниками связаны и иные праздники украинцев – Масленица, празднования Купала на Иванов день.

В Древней Руси издавна существовало богатое устное творчество – фольклор. Особое распространение получило песенное творчество, сказки, загадки, предания и былины, легенды, магические заклинания и заговоры. Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах. Эти древние обычаи, традиции и народное творчество оказали огромное влияние на древнерусскую культуру, в частности на литературу.

Славянскую азбуку создали  Кирилл и Мефодий в 9 веке. Она  получила название кириллицы. Именно ей написаны наиболее известные памятники  славянской письменности – «Велесова  книга» - первоисточник славянской письменности. Она написана алфавитом, близким к кириллице, в ней описана история дохристианской Руси от 650 г. Н.э. до времени Аскольда (конец 9 века).

При Киево-Печерском монастыре  существовали школы высшего типа, где наряду с богословием изучались  философия, риторика, грамматика. В  центре научных интересов стояла природа. Например, «Физиолог» - сборник коротких рассказов о реальных и фантастических животных и растениях; «Шестоднев» - посвящен отдельным явлениям природы. В этот период зарождаются медицинские знания. Первым врачом-украинцем считается чернец Киево-Печерского монастыря Агапит, который врачевал «зельем» и мог делать хирургические операции.

По мнению академик Д.С.Лихачева, почти все литературные памятники  периода Киевской Руси имеют одну тему, один сюжет. Этот сюжет – история, а тема – смысл человеческой жизни.

Одним из свидетельств высокого уровня развития культуры Киевской Руси было появление оригинальных литературных произведений: исторических, философско-публицистических, юридических, художественных и церковных. Появление литературных произведений связано с распространением письменности и устным народным творчеством. В древнерусском фольклоре большое внимание уделялось возвеличиванию простого человека крестьянина-пахаря (напр., Микула Селяниковича) и воина-патриота, бескорыстного защитника Русской земли, вдов и сирот (напр., Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Устное народное творчество оказало  огромное влияние на язык, стиль  и форму древнерусской литературы. Возникновение первого исторического  произведения относят к ранним временам правления Аскольда, т.е. ко второй половине ІХв. Это была так называемая «Летопись Осколда». В 1072-1073 гг. игумен Киево-Печёрского монастыря Никон составил летописный свод в которм находились сказания о походах на греков киевских князей Аскольда, Олега, Игоря и Святослава.

В 1113 г. написана «Повесть временных  лет», автором которой является монах Нестор. Это был первый общерусский летописный свод и литературно-энциклопедическое произведение по отечественной истории. К сожалению оригинальных литературных памятников ХІ – ХІІ вв. сохранилось немного. Наиболее выдающиеся среди них «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» детям Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» и др. Выдающимся памятником древнерусской юридической литературы является «Русская правда» - сборник законов, составленный в ХІ – ХІІ вв. на основе обычного права восточных славян. Много литературных произведений вошло в «Киево-Печерский патерик» составленный в конце ХІІ –начале ХІІІ вв. монархами монастыря. В него вошли жития святых, поучения, рассказы и многое другое.

Древнерусская архитектура формировалась  под влиянием византийского и  частично романовского искусства. Особое внимание уделялось строительству оборонных линий с городами-крепостями, которые должны были защищать Киевские земли. Такие линии строились, главным образом, из земли и дерева. Широкое распространение при строительстве этих линий получили земляные валы с частоколом и рвом. Перед городами возводились ворота, а над парадными возводилась надвратная церковь (Напр., золотые ворота в Киеве, Епископские ворота в Переяслове). Обязательным элементом обороны городских ворот был подъёмный мост через ров. Древнерусские города состояли из двух основных частей: детинца (кремля) и окольного града. Размеры первого от 0,2 до 10 га, а второго – 50-120 га. Большие города застраивались по радиально-кольцевой системе.

В основу храмовых сооружений был взят т.н. крестоугольный тип храма. Основной чертой таких храмов являлось то, что их внутреннее пространство, перекрытое сводами, в плане имело форму креста, над средней частью которого возвышался главный купол. Первым каменным сооружением (989 – 996 гг.) была церковь Богородицы, как её называли в народе Десятинная церковь. Наиболее выдающимся архитектурным сооружением первой половины ХІ в. является Софийский собор в Киеве.

Говоря о музыкальной  культуре Киевской Руси, следует отметить, что все важные события древнерусской жизни связаны с музыкой. Праздники сопровождались обрядовыми песнями, музыкой, танцами и зрелищами. Существовали и профессиональные исполнители – певцы былин и преданий. Наиболее ярким их представителем был Боян – певец ХІ в., живший при дворе князя Святослава. При исполнении песен он аккомпанировал себе на гуслях. Особой популярностью в народе пользовались скоморохи-затейники, выступавшие на праздниках и торгах. Важное место в развитии древнерусской музыкальной культуры занимало церковное пение – составная часть церковной службы.

Живопись ограничивалась преимущественно религиозной тематикой, в которой важное место занимали – иконы. Одна из наиболее известных на Руси иконописных мастерских ХІ- ХІІ вв.находилась в Печерском монастыре в которой творил известный мастер иконописи Алимпий.

Высокого уровня развития в Киевской Руси достигло прикладное искусство, предметы которого часто служили не только украшениями, но и, как амулеты-обереги. О прикладном искусстве того времени наиболее полное представление дают ювелирные изделия. Древнерусские мастера знали разнообразные технические приёмы обработки цветных металлов – зернь, скань, чернь, художественное литьё и инкрустацию. Большое распространение получили серебряные изделия с чернью – чёрной пастой, напоминающей эмали. В этой технике изготовлялись многие ювелирные изделия: серебряные свадебные серёжки – колты, перстни, запястья, кресты, кубки и т.д. Высокого мастерства достигли мастера в изготовлении изделий, украшенных разноцветными эмалями и в художественном литье. Среди других художественных промыслов из области декоративно-прикладного искусства можно назвать стеклянное и керамическое производство, художественную резьбу по камню, дереву, кости.

Итак Киевская Русь просуществовала  более тё столетий. Она была колыбелью  древнего украинского этноса и его  культуры, оказала значительное влияние  на культуру соседних народов.

«История Киевского государства», - как справедливо пишет Б.Д.Греков,- «…это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии».


Информация о работе Культура древних славян и Киевской Руси