Реферат по теме
Культура Европы в эпоху средневековья
Володихина Марта
Введение
Средние века...
При мысли о них перед
нашим умственным взором вырастают
стены рыцарских замков и громады
готических соборов, вспоминаются
крестовые походы и усобицы, костры инквизиции
и феодальные турниры — весь хрестоматийный
набор признаков эпохи. Но это признаки
внешние, своего рода декорации, на фоне
которых действуют люди. Каковы они? Каков
был их способ видения мира, чем они руководствовались
в своем поведении? Если попытаться восстановить
духовный облик людей средневековья умственный,
культурный фонд, которым они жили, то
окажется, что это время почти целиком
поглощено густой тенью, отбрасываемой
на него классической античностью, с одной
стороны, и Возрождением — с другой. Понятие
“средний век” , возникшее несколько
столетий назад для обозначения периода,
отделяющего греко-римскую древность
от нового времени.
Общая характеристика культуры средневековья
Цивилизация европейского средневековья
представляет собой качественно своеобразное
целое, являющееся следующей после Античности
ступенью развития европейской цивилизации.
Переход от Античного мира к Средним векам
был связан с падением уровня цивилизации:
резко сократилась численность населения
(со 120 млн. чел. в период расцвета Римской
Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.) , пришли
в упадок города, замерла торговля, примитивный
государственный строй пришел на смену
развитой римской государственности,
всеобщая грамотность сменилась неграмотностью
большинства населения. Но в то же время
нельзя рассматривать Средние века как
некоторый провал в развитии европейской
цивилизации. В этот период сформировались
все европейские народы (французы, испанцы,
итальянцы, англичане и др.) , сложились
основные европейские языки (английский,
итальянский, французский и др.) , образовались
национальные государства, границы которых
в целом совпадают с современными.
В результате варварских
завоеваний на территории Западной
Римской империи образовались
десятки варварских королевств. Вестготы
в 419 г. основали в Южной Галлии королевство
с центром в Тулузе. В конце V - начале VI
века Вестготское королевство распространилось
на Пиренеи и в Испанию. Столица его была
перенесена в город Толедо. В начале V в.
свевы и вандалы вторглись на Пиренейский
полуостров. Свевы захватили северо-запад,
вандалы некоторое время жили на юге -
в современной Андалузии (первоначально
называлась Вандалусия) , а затем основали
королевство в Северной Африке со столицей
на месте древнего Карфагена. В середине
V. в. на юго-востоке современной Франции
образовалось Бургунское ко- ролевство
с центром в г. Лионе. В Северной Галлии
в 486 г. возникло королевство франков. Его
столица находилась в Париже. В 493 г. остготы
захватили Италию. Их король Теодорих
царствовал более 30 лет в качестве "короля
готов и италиков". Столицей государства
был город Равенна. После смерти Теодориха
остготскую Италию завоевала Византия
(555 г.) , но ее господство было непродолжительным.
В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды.
Столицей нового государства стал город
Павия. На территории Британии к концу
VI в. образовалось семь варварских королевств.
Созданные германскими племенами государства
непрерывно воевали между собой, их границы
были непостоянны, а существование большинства
из них недолговечно.
Во всех варварских королевствах
германцы составляли меньшинство
населения. (от 2-3% в остготской Италии
и вестготской Испании до 20-30%
в государстве франков) . Поскольку
в результате удачных завоевательных
походов франки расселились впоследствии
на значительной части территории бывшей
Западной Римской империи, доля германских
народов в среднем несколько увеличилась,
но концентрация франков в Северной Галлии
сократилась. Отсюда следует, что история
средневековой Западной Европы - это история
по преимуществу тех же самых народов,
что населяли ее в эпоху античности. Однако
общественный и государственный строй
на завоеванных территориях существенно
изменился. В V-VI вв. в пределах варварских
королевств сосуществовали германские
и позднеримские институты. Во всех государствах
была проведена конфискация земель римской
знати - в больших или меньших масштабах.
В среднем, перераспределение собственности
затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные
владения раздавались королями своим
дружинникам, которые тут же переводили
оставшихся в римских виллах рабов в положение
зависимых крестьян, уравнивая их с колонами.
Мелкие наделы получали рядовые германцы-
общинники. Первоначально община сохраняла
собственность на землю. Таким образом,
на территории варварских королевств
сосуществовали крупные вотчины новых
германских землевладельцев, в которых
работали превратившиеся в крепостных
крестьян бывшие римские колоны и рабы
(по происхождению - часто коренные жители
этих мест, обращенные в свое время в рабство
за долги, так как отмененное в Риме долговое
рабство сохранялось в провинциях) , римские
виллы, где прежние землевладельцы продолжали
вести хозяйство позднеримскими методами,
и поселения свободных крестьянских общин,
как германские, так и общин коренного
населения. Для государственного строя
также был характерен эклектизм.
В городах продолжали существовать
римские городские комитеты, которые
теперь подчинялись варварскому
королю. В сельской местности
функционировали народные собрания
вооруженных общинников. Сохранилась
римская система налогообложения, хотя
налоги были уменьшены и поступали королю.
В варварских государствах сосуществовали
две системы судопроизводства. Действовало
германское правоварварские "правды"
(для германцев) и римское право (для римлян
и местного населения) . Имелось два типа
судов. На территории ряда варварских
государств начался синтез позднеримских
и германских институтов, но в полной мере
этот процесс, результатом которого явилось
становление западноевропейской средневековой
цивилизации, развернулся в пределах государства
франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось
в обширную империю (в 800 г. Карл Великий
был коронован в Риме папой как "император
римлян") .
Империя объединила территории
современной Франции, значительную часть
будущих Германии и Италии, небольшой
район Испании, а также ряд других земель.
Вскоре после смерти Карла Великого это
наднациональное образование распалось.
Верденский раздел империи (843 г.) положил
начало трем современным государствам:
Франции, Италии и Германии, хотя их границы
тогда не совпадали с теперешними. Становление
средневековой европейской цивилизации
происходило также на территориях Англии
и Скандинавии. В каждом регионе Западной
Европы обозначенный процесс имел свои
особенности и протекал разными темпами.
В будущей Франции, где римские и варварские
элементы были уравновешены, темпы оказались
самыми высокими. И Франция стала классической
страной средневекового Запада. В Италии,
где римские институты преобладали над
варварскими, на территориях Германии
и Англии, отличавшихся преваливарованием
варварских начал, а также в Скандинавии,
где синтеза не было вообще (Скандинавия
никогда не принадлежала Риму) , средневековая
цивилизация складывалась медленнее и
имела несколько иные формы.
Художественные стили
Каждая культурная эпоха имеет
свое, присущее только ей мировоззрение,
представление о природе и
обществе, времени и пространстве,
порядке мироздания, отношениях людей
в обществе и т. д. Все перечисленные
представления средневековой эпохи были
сформированы христианским вероучением
и христианской церковью. Огромным было
воздействие христианства и религиозного
мировоззрения на средневековое искусство.
Само оживление культурной жизни первоначально
выразилось в том, что, начиная с Х века,
в западноевропейской художественной
культуре утверждаются новые эстетические
нормы и взгляды. Первой формой собственно
средневековой эстетики становится романский
тип художественного мировосприятия,
который отражал время феодальной раздробленности.
В Х веке художественная культура Средневековья
смогла создать единый общеевропейский
стиль, который получил название романского.
Стиль «в манере римлян» подразумевал
использование в средневековой архитектуре
некоторых черт архитектуры и строительных
приемов римлян.
Нестабильная историческая
ситуация, постоянные распри рыцарей
при почти непрекращающихся войнах
обусловили превращение архитектуры
в основной вид искусства романского
стиля. Каменные здания в период
междоусобиц становились крепостями
и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения
имели массивные стены и узкие окна. Главными
типами сооружений в романскую эпоху были
феодальный замок, монастырский ансамбль
и храм.
Романскую замковую архитектуру
пронизывал дух воинственности
и постоянной потребности самозащиты.
Поэтому расположенный обычно на вершине
скалистого холма замок служил защитой
во время осады и своеобразным организационным
центром при подготовке к набегам. Средневековая
Европа поэтому была покрыта замками.
Один из самых величественных и мощных
замков – замок Пьер-фон к северу от Парижа
(Франция).
Храмовая архитектура Средневековья
также отражала особенности своего
времени. Романский храм призван
был приблизить человека к
Богу, погрузить его в божественный
мир. Поэтому в убранстве интерьера
значительное место отводилось фрескам
и витражам, заполнявшим оконные проемы.
Многочисленные росписи покрывали пестрым
ковром поверхности стен и сводов. Нередко
художники использовали экспрессивный,
динамичный рисунок, чтобы передать драматизм
библейских сцен. Главной задачей художника
было воплощение библейского начала, а
из всех человеческих чувств, предпочтение
отдавалось страданию, ибо, по учению церкви,
- это очищающий душу огонь. С необычайной
яркостью средневековые художники изображали
картины страданий и бедствий. Архитектурные
памятники романского стиля разбросаны
по всей Европе, но наиболее совершенными
образцами этого стиля являются три храма
на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.
Романский стиль нашел свое
выражение не только в архитектуре,
но также в живописи и скульптуре. Сюжетами
для живописных и скульптурных изображений,
конечно же, были темы величия и могущества
Бога. Стилевая особенность этих изображений
состояла в том, что фигура Христа значительно
превосходила по размерам другие фигуры.
Вообще реальные пропорции были не важны
русским художникам: в изображениях головы
зачастую увеличены, тела схематичны,
иногда вытянуты.
В начале XII века романский
стиль, еще сохранявший в себе
средневековую суровость и
замкнутость архитектурных форм, экспрессивность
и экстатическую деформацию человеческих
фигур в скульптуре и живописи, сменяется
новым стилем, получившим название готического.
Формирование готического стиля
было обусловлено быстрым развитием
бюргерской культуры, которая начала
играть определяющую роль в жизни средневекового
общества. Религия при этом постепенно
утрачивает свои господствующие позиции.
Этот стиль сформировался
во Франции в XII веке, затем
перешел в Англию, в XIII веке
был принят в Германии и распространился
по всей Европе. Переход от романского
стиля к готическому был отмечен рядом
технологических новшеств и новых стилистических
элементов. Грандиозность и легкость готических
соборов создавала иллюзию оторванности
от земли, что достигалось через особое
строение готического свода.
Изменился по сравнению с
романской эпохой наружный вид
храма. Это уже не крепость,
отгороженная от мира непробиваемыми
стенами. Снаружи готический собор
обильно украшен скульптурой,
где центром композиции становится
скульптурное распятие.
Вся конструкция готического
храма, устремленная вверх, как
бы выражала стремление человеческой
души ввысь - к небу, к Богу.
Но готический храм в то
же время является своеобразным
воплощением учения, согласно которому
весь мир есть система противодействующих
сил и конечный результат их борьбы –
Вознесение. Отличительной особенностью
готических архитектурных конструкций
было то, что они прямо преображались в
декорацию. И наиболее наглядным примером
этого являются статуи-колонны, выполняющие
одновременно и конструктивную, и декоративную
функции. Самыми выдающимися произведениями
готического стиля стали соборы в Шартре,
Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.
Во всех произведениях готического
искусства главное внимание уделяется
созданию впечатления: для этого используются
захватывающие дух театральные эффекты,
усиливающие эмоциональное воздействие.
Торжественно-театральный ход богослужения,
сопровождаемый органной музыкой, эффектно
сочетался с архитектурным обликом храма.
Вкупе они достигали своей основной цели
– привести верующего в состояние религиозного
экстаза.
Как полагает большинство
исследователей Средневековья, одним
из самых высоких достижений
культуры стал расцвет рыцарской
культуры.
В период развитого Средневековья
понятие «рыцарь» стало символом знатности
и благородства и противопоставлялось
прежде всего низшим сословиям – крестьянам
и горожанам. Рыцарская система ценностей,
возникшая на основе реальной политической,
бытовой, духовной жизни этого сословия,
была уже вполне светской. Сложились образ
идеального рыцаря и кодекс рыцарской
чести. В кодексе рыцарской чести этика
воинственности, силы и мужества переплетались
с нравственными ценностями христианства
и средневековым идеалом красоты. Разумеется,
образ идеального рыцаря чаще всего расходился
с реальной действительностью, но все
же он сыграл огромную роль в западноевропейской
художественной культуре.
Особым явлением рыцарской
культуры стала рыцарская литература,
которая нашла свое проявление
в виде двух литературных
жанров – рыцарского романа и рыцарской
поэзии.
Первые рыцарские романы
появились в Англии после завоевания
ее норманнскими феодалами в
1066 г. Основой романов стал
любовно-приключенческий сюжет о
подвигах короля Артура и рыцарей
круглого стола, заимствованный
из кельтских преданий и легенд. Главный
герой романов король бриттов Артур и
его рыцари Ланселот, Персеваль, Пальмерин
и Амадис – были воплощением рыцарских
добродетелей.
Наиболее известным и популярным
произведением в жанре рыцарского
романа стала «Повесть о Тристане
и Изольде», в основу которой легли ирландские
сказания о трагической любви юноши Тристана
и королевы Изольды. Популярность этого
романа объяснялась как раз тем, что центральное
место в нем отводилось земной чувственной
любви с ее переживаниями.
Родиной рыцарской поэзии
стала французская провинция
Прованс, где сложился очаг
светской культуры в феодальной
Западной Европе. В провансальском
городке Лангедоке получила широкое
распространение лирическая поэзия
трубадуров (сочинителей), которая
возникла при дворах знатных сеньоров.
В этом виде куртуазной поэзии центральное
место занимал культ прекрасной дамы,
прославлялись интимные чувства.