Кино
Франция была ведущей
кинодержавой на самой заре развития этого
искусства. В 1895 братья Луи и Огюст Люмьер
изобрели кинематограф. Спустя два года
Жорж Мельес основал кинокомпанию "Стар".
Кинокомпания "Пате Фрер", основанная
в 1896, приобрела патенты Мельеса и стала
первым международным концерном по выпуску
кинофильмов. После Первой мировой войны
во Франции возродилось производство
кинофильмов. Из режиссеров этого периода
наиболее известны Рене Клер (Свободу
нам, 1932), Жан Виго (Ноль за поведение, 1933)
и Жан Ренуар, который поставил фильмы
Великая иллюзия (1937) и Правила игры (1939).
После окончания Второй мировой войны
появились выдающиеся фильмы Марселя
Карне (Дети райка, 1944), Жана Кокто (Красавица
и зверь, 1946), Робера Брессона (Дневник
сельского священника, 1950) и Жака Тати
(Каникулы господина Юло, 1953, Мой дядя,
1958). С основанием в 1951 журнала "Кайе
дю синема" группа молодых критиков
и деятелей киноискусства - Франсуа Трюффо,
Жан-Люк Годдар, Клод Шаброль, Жак Ривет
и Эрик Ромер - нашли трибуну для пропаганды
нового стиля. Из важнейших творений новой
волны отметим фильмы Трюффо (400 ударов,
1959; Жюль и Джим, 1962), Годара (На последнем
дыхании, 1959; Альфавиль, 1965), Алена Рене
(Хиросима, любовь моя, 1960; В прошлом году
в Мариенбаде, 1962; Война окончена, 1966), Аньес
Варда (Клео от пяти до семи, 1962; Счастье,
1965), Жака Деми (Шербурские зонтики, 1964),
Клода Лелюша (Мужчина и женщина, 1966), Ромера
(Моя ночь у Мод, 1970, Колено Клер, 1971) и Луи
Маля (Сердцебиение, 1971; Лакомб Люсьен,
1974). Возвращение к сентиментальным и традиционным
темам проявилось в следующем поколении
французских режиссеров, в том числе у
Жана-Шарля Такелла (Кузен и кузина, 1975),
Эдуарда Молинаро (Клетка для безумцев,
1978), Даниела Виня (Возвращение Мартина
Герра, 1984), Дианы Кюри (Между нами, 1985),
Клода Берри (Жан де Флоретт, 1987 и Манон
с источников, 1987), Шаброля (Мадам Бовари,
1991), Жака Риветта (Прекрасная орешница,
1991) и Режиса Варньера (Индокитай, 1992). Об
огромной популярности кинозвезд и кинорежиссеров
свидетельствует выпуск таких специализированных
журналов, как "Премьер" и "Стюдио".
Журналы и газеты
Популярные журналы
- "Пари Матч" (иллюстрированный еженедельник
новостей), "Фамм актюэль", "Элль"
и "Мари-Франс" (журналы для женщин),
"Экспресс", "Пуэн" и "Нувель
обсерватер" (еженедельники новостей),
"Телесет жур" (телевизионные программы
и новости). Среди ежедневных газет национального
значения наибольшие тиражи имеют "Фигаро",
"Паризьен", "Монд", "Франс-Суар"
и "Либерасьон". Самые популярные
специализированные журналы - "Экип"
(спортивный) и "Эко" (деловые новости).
Выпускается также много ежедневных региональных
газет, самая известная из них "Уэст-Франс",
выпускаемая тиражом 797 тыс. экземпляров,
почти вдвое превышающим тираж любой из
национальных ежедневных газет.
Спорт
Популярность спорта
во Франции возрастает. Увеличивается
число членов спортивных клубов, особенно
футбольных и теннисных. Футбольная ассоциация
ежегодно организует соревнования на
розыгрыш кубка страны между 60 клубами,
подразделяемыми на две лиги. Много ревностных
поборников имеет велосипедный спорт.
С 1903 проводятся ежемесячные велогонки
"Тур-де-Франс". Много зрителей привлекают
скачки в Лоншане и Отейе в Париже, а также
ежегодные автогонки в окрестностях города
Ле-Ман. Каждый год проводятся турниры
по теннису на парижском стадионе "Ролан-Гаро".
Семейная
жизнь
Жизнь французской
семьи благодаря кинематографу обросла
множеством слухов и условностей, из который
действительно реальной можно считать
лишь одну - местные жители, по крайней
мере в городах, все более пренебрежительно
относятся к институту семьи. Средний
возраст брака для мужчин - 29 лет, для женщин
- 27, и он стремительно растет, причем как
в городах, так и в провинции. Число разводов
также велико (практически каждый третий
брак распадается). Отношения "общего
права" становятся во Франции все более
и более обычными, и на настоящий момент
каждый третий ребенок рождается вне брака.
Местное законодательство признает "гражданский
брак" наравне с обычным, что еще более
способствует этой тенденции. При этом
и обычные семьи здесь невелики - 2-4 человека,
не более, даже в сельских районах (исключение
составляют опять же эмигранты, хотя и
в этой среде тенденция к снижению количества
детей все заметнее).
Французы уделяют семье
достаточно много времени, а выходные
принято проводить вместе, хотя подобно
большинству высокоразвитых стран, эта
традиция постепенно уступает под натиском
современной жизни. Французы предпочитают
собираться с родными дома, а с друзьями
- в кафе, а вот представители этнических
групп обычно все совместные мероприятия
проводят в домашних условиях.
Большинство французов
живет в городах среднего размера. многие
семьи имеют в дополнение к городским
квартирам дома в сельских районах, поэтому
"городские" традиции все сильнее
проникают в сельскую местность и наоборот.
Этикет
Французы прежде всего
ценят вежливость и галантность во всем,
а уже потом оценивают род или достаток
собеседника. Широко известная эмоциональность
жителей ряда провинций в разговоре является
следствием желания красочно "подать"
свою мысль или идею, сопроводить её ярко
иллюстрирующими жестами, игрой тона подчеркнуть
скрытый подтекст и так далее. Сколько
во всем этом наигранности и театральности,
а сколько - действительно желания правильнее
донести свою мысль, могут ответить только
сами французы. Но факт остается фактом
- зачастую понять местного жителя по жестикуляции
проще, чем по словам (особенно - при слабом
знании языка), да и сам он будет ждать
от гостя столь же "доходчивого" изложения
своих мыслей.
Когда французы приветствуют
друг друга: они обмениваются рукопожатием,
если просто знакомы друг с другом, или
обнимаются с поцелуями в обе щеки (это
называют faire la bise), если являются близкими
друзьями или родственниками. Хотя французы
не были бы французами, если бы и тут не
внесли некоторый элемент фривольности
- единственный поцелуй в щеку, даже просто
обозначение оного, считается признаком
кокетства и интереса к своему визави.
В южных областях вполне привычны и три
поцелуя, и даже четыре (только между родственниками!),
но все чаще, особенно между мужчинами,
этот древний обычай заменяется простым
рукопожатием. Впрочем, обниматься и так
принято только при первой встрече на
дню, в дальнейшем - просто взмахом руки
подчеркивать свое благорасположение,
сопровождая это традиционным "салю"
(salut). При обращении к незнакомым людям
и в торжественных случаях принято подчеркивать
уважение, добавляя традиционные вежливые
формы "месье" (monsieur), "мадам"
(madame) или "мадемуазель" (mademoiselle) к
любому приветствию, даже без указания
фамилии.
В общественных местах,
при сохранении общего подчеркнуто вежливого
отношения к окружающим, улыбаться незнакомцам
не принято. Также многие иностранцы отмечают,
что французы стараются не смотреть в
глаза малознакомым людям и ни в коем случае
не повышают в разговоре голоса. В то же
время при посещении магазина или кафе
гость обязательно приветствует владельца
сразу после входа, да и владелец заведения
обычно отвечает тем же, даже если он не
знаком с клиентом. Для француза просто
немыслимо начать беседу с незнакомым
человеком (например - помочь выбрать товар
или заказать блюдо) без предварительного
приветствия. Поэтому в случае, если турист
первым приветствует хозяина, он как бы
подчеркивает, что ему нужна помощь, и
отклика на такой "тонкий намек" обычно
долго ждать не приходится. Нередко еще
можно встретить ситуацию, когда и другие
посетители заведения, особенно если оно
небольшое, здороваются с входящим. На
такие приветствия принято отвечать тем
же, это стандартное "старое правило"
хорошего тона, хотя в больших городах,
естественно, о нем постепенно забывают.
Интересная деталь
- французы очень приветствуют, когда посетитель
закрывает за собой дверь - неважно, где
это происходит: при входе в кафе, или в
отеле. Одни считают это воплощением закрытости
частной жизни, другие - спасением от уличного
шума, третьи - хорошим вкусом и так далее.
Но как бы то ни было - увидеть открытой
дверь в спальню или ванную комнату здесь
практически невозможно, так же как и распахнутые
двери в подсобки или открытые калитки
в частных домах. Соответственно, ломиться
в закрытые двери не принято - если нет
звонка или традиционного для многих частных
домов кольца на двери, обязательно следует
постучать перед входом куда-либо и желательно
- дождаться разрешения на вход. Эта традиция
органично вписалась и в нравы мусульманских
кварталов, и в офисы или большие кондоминиумы.
Лишь в торговые заведения, на дверях которых
есть табличка "открыто", можно входить
без стука.
Одежда
Отношение к одежде
на всей территории Франции достаточно
спокойное. Несмотря на то, что страна
известна своими модельными домами и школами
дизайна, в повседневной жизни французы
используют практичную и удобную одежду.
Однако она должна быть безупречно чистотой
и отутюженной - это правило хорошего тона.
Очень немногие французы позволят себе
носить белые тапочки, бейсболки с большими
аляповатыми аббревиатурами клубов, обилие
украшений на повседневной одежде также
будет воспринято как отсутствие хорошего
вкуса. Вообще говоря, простой деловой
костюм будет достаточен в городах для
большинства формальных случаев.
На пляже нравы более
чем свободные практически по всей стране.
На Ривьере топлесс давно уже воспринимается
как нечто совершенно обычное, на атлантическом
побережье нравы несколько построже, но
такой вид отдыха также нигде не ограничивается.
Для нудистов отведены отдельные пляжи
(информацию о расположении таких мест
можно получить в местных туристических
офисах), в той или иной степени ограниченные
от публичных мест, однако никаких комплексов
по этому поводу также никто не испытывает
- здесь вполне можно переодеться в купальный
костюм прямо на пляже, без использования
кабинок. И тем не менее в большинстве
курортных мест выход в город в пляжной
одежде вызовет совершенно однозначно
отрицательную реакцию.
Кухня
Французы считают кулинарию
творчеством, а искусных поваров – поэтами
в своем деле. По их мнению, кулинар не
заслуживает доброго слова, если не использует
готовую рецептуру лишь как основу, не
привносит в будущее блюдо что-то свое.
Во Франции сказать кому-либо, что он гурман
– значит сделать наивысший комплимент
и гарантированно завоевать доброе расположение
собеседника.
Французская кухня
в свое время оказала огромное влияние
на кулинарию многих стран мира. Ведь такие
слова как "омлет", "антрекот",
"бульон", "майонез", "гриль",
"галантин", "меню", "метрдотель",
"гастроном", не говоря уже о сотнях
специальных кулинарных терминов, подарили
миру именно французы.
Одной из основных
особенностей французской кухни является
использование вин, коньяков и ликеров
в приготовлении блюд. Легендарные французские
сыры и вовсе стоят на особняком, на самом
почетном месте. В процессе кулинарной
обработки вина и коньяки, как правило,
вывариваются, винный спирт испаряется,
а оставшиеся вещества придают пище совершенно
неповторимый вкус и аромат. Используются
также натуральные сухие и полусухие вина
(очень кислые вина предварительно вываривают,
чтобы снизить кислотность).
Любой район или провинция
Франции может похвастаться своими традиционными
кулинарными произведениями французской
кухни. В Тулузе это "кассуле" (бобы
в горшочке), Марсель – родина известного
супа "буйабесс", для приготовления
которого нужна не только свежая рыба,
но и морская трава и водоросли. В Нормандии
в этот суп добавляют орехи, в Бретани
– немного уксуса. Руан славится жарким
из утки "канар а ля руанезе" и маленькими
аппетитными колбасками "андуй".
Гавр знаменит бисквитами,
в Онфлере любят готовить улиток в вине
и ароматные омлеты. Эльзас и Лотарингия
– родина блюд из кислой капусты, которая
готовится с грудинкой, ломтиками шпика
или окорока, с сосисками. Другим лакомым
блюдом здесь считается "ким лорен"
– вид пирога из яиц, сливок, шпика и сыра.
В северных и центральных районах больше
используют сливочное масло, на юге –
оливковое.
Отличительной особенностью
французской кухни являются различные
закуски из омаров, устриц, лангустов,
зернистой икры, копченой лососины, а также
салаты из овощей и фруктов. Овощные блюда
представлены во французском меню очень
широко. Ко всем вторым мясным блюдам отдельно
подаются артишоки, зеленый салат, салат
из капусты или помидоров и огурцов. Но,
безусловно, королевой всех овощей французы
считают спаржу. Французская кухня предполагает
самые различные гарниры из нее, лучшим
из которых издавна считается спаржа,
запеченная с тертым сыром под соусом
бешамель.
Супы преобладают прозрачные
и пюреобразные. Распространенным блюдом
является жареный сыр, который подают
с жареным картофелем или картофельным
салатом. Без сыра французская кухня абсолютно
немыслима. Его едят во время трапезы,
включают в рецептуру различных блюд и
кондитерских изделий. Почти каждая провинция
Франции выпускает свои особые сорта сыра.
В Нормандии варят камамбер, в Прованс
славится сыром банон, в Бретань – мимолеттом,
а остров Корсика – сыром броччио.
6 октября 1889 года, приурочив
открытие кабаре к началу Всемирной выставки
в Париже и завершению строительства Эйфелевой
башни, Жозеф Оллер и его компаньон Шарль
Зидлер пригласили парижан на открытие
нового кабаре «Мулен Руж» на площади
Бланш. Пытаясь расширить границы увеселительного
района Монмартра, Оллер намеренно выбрал
место для своего кабаре поодаль площади
Пигаль и бульвара Рошешуар, где в то время
процветало другое кабаре «Элизе-Монмартр».
Название кабаре дала деревянная мельница
с крыльями красного цвета, созданная
декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом.
Красный цвет крыльев явно намекал на
район красных фонарей.
В «Мулен Руж» собирались
не только представители среднего класса,
но и аристократы, люди искусства (Пикассо,
Оскар Уайльд) и даже члены королевских
семей, например, принц Уэльский. Главной
достопримечательностью заведения был
знаменитый канкан. Среди звёзд первого
поколения танцовщиц были Иветта Гильбер,
Ла Гулю и Жанна Авриль («Динамит»), которых
Зидлер переманил из «Элизе-Монмартр».
Сейчас звёзды «Мулен
Руж» известны главным образом по плакатам
Анри де Тулуз-Лотрека, который с самого
открытия кабаре стал его завсегдатаем.
Он приходил сюда каждый вечер, чтобы смотреть
на прекрасных танцовщиц, и, окружённый
шумной душной толпой, создавал здесь
свои картины, прославившие «Мулен Руж»
и его самого.
В 1915 году «Мулен Руж»
сгорел, но в 1921 вновь открылся посетителям.
Теперь здесь ставили оперетты и ревю;
также кабаре иногда использовали в качестве
кинотеатра. Во время войны деятельность
кабаре была приостановлена, но в послевоенные
годы представления возобновились. Среди
прочих артистов в «Мулен Руж» выступали
известные шансонье Шарль Трене и Шарль
Азнавур. В 1964 году на сцене был сооружён
гигантский «аквариум», в котором плавали/выступали
голые танцовщицы.
В 1990-х годах «Мулен
Руж» испытывал финансовые затруднения,
фильм База Лурманна «Мулен Руж!», вышедший
на большие экраны в 2001, возвратил кабаре
былую популярность. Сейчас «Мулен Руж»
является одним из символов Парижа и одной
из двух уцелевших мельниц Монмартра (вторая
— «Мулен де ла Галет») Кабаре рассчитано
на 850 посетителей, которые, как и во времена
Тулуз-Лотрека, приходят посмотреть знаменитый
канкан, одну из визитных карточек Франции.
Каждый вечер кабаре представляет ревю
«Феерия», в котором задействованы лучшие
танцоры, около 1000 костюмов и роскошные
декорации.