Культура государства Урарту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:04, доклад

Описание работы

Урарту — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.

Файлы: 1 файл

КультураУрарту.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Урарту — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.

Большую роль в возвышении и расцвете Урарту сыграла развитая экономика страны. Ее основой были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией и обработкой металлов. Государство уделяло особое внимание подъему и организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Надписи урартских царей регулярно сообщают о проведении каналов, устройстве водохранилищ, создании садов и виноградников. Сельскохозяйственная продукция в огромных количествах сосредоточивалась в складах и хранилищах городов-крепостей, возводимых по всей территории страны.

Значительное место  в экономике стали занимать царские  хозяйства, создаваемые почти каждым урартским правителем. Так, известно о существовании «виноградника Менуа», «виноградника Сардури», больших комплексных хозяйств — «долины Менуа» и «долины Русы II».

Центрами царских хозяйств во многих случаях становились создаваемые  правительством города-крепости, хорошо известные благодаря раскопкам советских археологов в Тейшебаини, Аргиштихинили и Еребуни. Ядром города была цитадель, где находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и гигантские хранилища, предназначенные для продуктов сельского хозяйства, складов оружия и утвари. У подножия цитадели располагался сам город; монументальные дома знати и невзрачные жилища подневольного люда.

Значительно меньшее  значение имели храмовые хозяйства. Урартские храмы, как правило, были невелики по размерам. Основу их богатств составляли пожертвования, состоящие из различной утвари и предметов искусства. В отдельных случаях храмы имели собственные земельные угодья, стада скота и, возможно, занимались торговлей.

Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и  лиц подневольного труда, близких  к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны, одной из главных целей которых и было получение новых контингентов рабочей силы. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного. Расцвет и ритмичное функционирование урартской экономики были тесно связаны с непрерывным поступлением рабочей силы.

Урартская культура ещё  мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую  культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке.

Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии  с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в  любом их проявлении. Архитектура  и металлургия достигли у них  высокого совершенства.

Об урартской архитектуре  можно судить по широкому распространению  мощных крепостей и благоустроенных  городов. Крепости, являвшиеся в большинстве  случаев одновременно и цитаделями городских поселений, располагались  на естественных возвышенностях и скалах. Их стены и башни, сложенные из огромных, тщательно вытесанных каменных глыб, свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов. Мощные крепости были символом могущества урартских царей и рабовладельческой знати. Стены урартских крепостей обычно строились по прямой линии, они имели выступы наподобие контрфорсов и изгибы. Урартские крепости сооружались либо из камня либо из сырцового кирпича на каменном основании. Стены крепостей были очень мощными: толщина их обычно превышала 3 м. Стены иногда облицовывались тщательно обработанными камнями правильной формы или их поверхность покрывалась слоем глиняной обмазки. Остатки построек с облицовкой сохранились на вершине Армавирского холма.

Урартские каменные постройки сохранились в сильно разрушенном виде. Архитектурные формы храма бога Халди в Мусасире представляет исключительный интерес. Они совершенно отличны от известных нам месопотамских, ассирийских и вавилонских форм храмов. Храм сооружен на высокой платформе, на которую вела лестница. Он имел двускатную крышу с высоким фронтоном, увенчанным изображением копья. Невысокая дверь, вход в храм, расположена в центре фасада, по сторонам входа помещались два больших копья и две статуи в молитвенной позе. Фасад украшен шестью столбами или колоннами без капителей и баз, но с поперечными валиками. Стены храма были украшены круглыми щитами, с сильно выступающей передней частью. Уже с первого взгляда устанавливается связь Мусасирского храма с некоторыми архитектурными памятниками Малой Азии, с прототипами древнегреческих храмов. Храм в Мусасире, таким образом, открывает нам неизвестные страницы истории архитектуры Передней Азии, представляя древнейший из известных  типов храма с фронтоном и колоннадой, который лёг в основу античной архитектуры.

Придворную культуру Урарту отличает стремление создать  впечатление богатства, могущества и пышности. Сложившаяся еще на заре формирования урартской государственности, она обычно повторяет одни и те же нормы и каноны, создавая ощущение традиционности и устойчивости. Так, для росписи интерьеров урартских дворцов и храмов характерна декоративность, застывшая ритмика трафаретно повторяющихся фигур божеств, животных, растительных мотивов. Некоторой живостью отличаются лишь изображения животных в сценах царской охоты. В Еребуни открыты фрески, воспроизводящие сцены вспашки земли и пастьбы скота.

Высокое развитие металлургии  нашло своё отражение в целом  ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.

Некоторое представление  об урартской живописи дают остатки  стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, характерным для всей урартской культуры.

Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской  цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.

Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма  и культа природы до культа богов  — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Широко распространён был в стране Урарту культ священного дерева. На различных предметах, на оттисках печатей, сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.

Традиции и каноны, выработанные урартами, были унаследованы скифскими племенами, а некоторые  элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции. Особенно сильное культурное влияние оказали  урарты на развитие соседних народов  Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа.

 

Источники

 

История Древнего Востока. Учебник. М.: Высшая школа, 1988.

Пиотровский Б. Б. Ванское  царство (Урарту). М., 1959.


Информация о работе Культура государства Урарту