Содержание
Введение
1.Происхождение и воспитание
культуры в человеке
2.Структура и функции
культуры
3.Культура и личность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Слово "культура" в обиходной
речи не вызывает никаких затруднений,
им пользуются широко, и его смысл
интуитивно ясен всем вне зависимости
от того, о чем идет речь: говорится
ли об античной культуре, или о культуре
производства, или о культуре личности
и т.д. но эта ясность исчезает,
едва мы пытаемся выработать научное
определение культуры.
Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов
к определению сущности культуры, мы должны
подчеркнуть одно важное в свете рассматриваемой
в данной работе проблематики обстоятельство:
культура - это грань, граница, разделяющая
две качественно различные формы бытия:
естественную, природную, подчиняющейся
жесткой власти причинно-следственных
отношений, и искусственную, сотворенную,
возникшую в процессе свободной творческой
деятельности человека.
Сама культура в этом смысле есть искусственная,
оформляющая природное, стихийное, которое
не уничтожается, а выступая в иной форме,
приобретает новое содержание. Главной
преобразующей силой такого преобразования
выступает человек-личность. Именно личность
соединяет мир естественной природы и
мир второй природы. При этом сокровенной
тайной человека её экзистенционально-метафизическим
началом является свободный дух, творчески
усиливающий и перерабатывающий культуру,
созданную для него предшествующими поколениями.
Последнее обстоятельство обуславливает
двойственное положение человека в мире
культуры: с одной стороны человек формируется
под воздействием окружающей её культурной
среды, а с другой стороны сам человек
может изменять сложившуюся в данный момент
времени и в данном социуме культурную
ситуацию. Всё вышесказанное делает исследование
взаимозависимости "личность-культура"
достаточно интересным.
1.Происхождение и
воспитание культуры в человеке
Слово "культура" произошло
от латинского cultura и первоначально имело
смысл возделывания, облагораживания
земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное
человеком", "облагораживание"
стал одним из главных для культуры. Здесь,
видимо, основной источник, который рождает
тот широкий круг явлений, свойств, объединённых
словом культура. Культура включает в
себя те явления, свойства, элементы человеческой
жизни, которые качественно отличают человека
от природы.
Прежде всего, в круг этих явлений входят
феномены, возникающие в обществе и не
встречающиеся в природе. Таковыми следует
признать изготовление орудий труда и
спортивные состязания; политическую
организацию общественной жизни, её элементы
(государство, партии и т.д.) и обычай дарить
подарки; язык, мораль, религиозные обряды
и колесо; науку, искусство, транспорт
и одежду, украшения, шутки. Как видно,
круг этих вне природных явлений нашей
жизни очень широк, он включает как сложные,
"серьёзные" феномены, так и простые,
казалось бы, незатейливые, но очень важные
и нужные для человека. В круг явлений,
объединяемых словом "культура",
входят такие свойства людей, которые
не регулируются биологическими инстинктами.
Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные
действия человека крайне редки и соответственно
крайне узок круг проблем подобных явлений.
Но нельзя отрицать, что есть элементы
человеческой жизни, которые впрямую зависят
лишь от биологической конституции человека,
физического здоровья, взаимоотношений
мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные
реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным
явлениям впрямую культурной оценки не
применишь.
Значителен круг человеческих действий,
в котором переплетаются инстинктивные
и культурные начала. И идёт ли речь о половом
влечении или о потребности в пище - даже
в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего
с переплетением инстинктивной основы
и окультуренного содержания. Инстинкт
проявится в чувстве голода, аппетите,
предрасположенности к употреблению определённой
пищи: высококалорийной в условиях холода,
больших физических нагрузок; к пище, насыщенной
витаминами, - весной. Культура же проявится
в том, как будет убран стол, в красоте
и удобстве посуды, в том, сядет ли человек
за стол, или будет есть на ковре, усевшись,
скрестив под собой ноги. И в сочетании
приправ, как будет приготовлено мясо
и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции
того или иного народа, и мастерство кулинара
и т.д.
Существует ещё одна категория явлений,
где переплетается инстинкт и культурный
контроль за поведением. Так, предрасположенность
эмоционального человека к бурным формам
реагирования, к быстрой возбудимости,
острым выражениям своих идей, замечаний
(что, как правило, объясняется типом темперамента,
другими врождёнными свойствами) может
быть нейтрализовано, облагорожено выработанным
умением контролировать себя и т.д. И этот
контроль, в том числе контроль человека
над своими природными инстинктами - важнейший
элемент культуры. Причём в различных
культурах конкретные формы контроля,
что и в какой степени контролируется,
в какой степени подавляется и по какому
поводу инстинкт - приобретают достаточно
ощутимую специфику.
Итак, культура связана с внеприродным
в человеческой жизни, с тем, что отлично
от животного, с тем, что возделано человеком
в себе, в других, а не рождено в нём от
природы.
2.Структура культуры
Поскольку культура является
сложным образованием, затрагивающим
различные сферы деятельности человека,
для ее структурирования необходимо
выделить определенное основание.
1. Если исходить из качества и характера
сознания, производимого культурой, и
характера продуцируемой личности, то
можно различить элитарную и массовую
культуры.
2. Структурирование культуры по ее носителю
позволяет выделять культуру социальных
общностей, или субкультуру: классовую,
профессиональную, городскую, сельскую,
молодежную, семьи и отдельного человека.
Сегодня вновь становится актуальной
проблема классовой дифференциации культуры.
Она была сформулирована В.И. Лениным в
качестве теории двух культур (Культуры
господствующей буржуазной и демократической).
3. Если учитывать многообразие человеческой
деятельности, то можно выделить материальную
и духовную культуры. К первой из них относится
культура труда и материального производства,
быта, места жительства (топоса), физическая
культура. К духовной культуре можно отнести
познавательную (интеллектуальную), нравственную,
художественную, правовую, педагогическую,
религиозную. Однако такое деление является
условным, так как многие из видов культуры
- экономическая, политическая, экологическая,
эстетическая - пронизывают всю ее систему
и не относятся в чистом виде ни к материальной,
ни к духовной культуре.
4. По содержанию и влиянию культура может
разделяться на прогрессивную и реакционную,
так как, воздействуя на личность и общество,
культура может воспитывать человека
не только нравственного, но и безнравственного.
5. Культура может разделяться по признаку
актуальности. Подобной актуальной культурой
сегодня является массовая культура, которая,
несмотря на огромную степень распространения,
однако, не становится репрезентативной
(т.е. представляющей наиболее адекватно
культурное содержание эпохи).
Функции культуры
1. Гуманистическая,
или человекотворческая, - воспитание,
взращивание, возделывание духа, по Цицерону
- «cultura animi». Она направлена на превращение
богатства совокупной человеческой истории
во внутреннее достояние личности и является
условием развития его сущностных характеристик.
2. Функция исторической
преемственности (информационная)
- функция трансляции социального опыта.
Благодаря этой функции каждое поколение
людей начинает свой путь развития, будучи
обогащенным опытом предыдущих поколений.
3.Гносиологическая,
познавательная функция культуры.
Культура является своеобразной «базой
данных» человечества, собирая и сохраняя
знания, полученные человечеством. В связи
с этим все культуры могут различаться
по характеру использования знаний, по
качеству их усвоения и ассимиляции.
4.Коммуникативная
функция культуры заключается в том,
что она выступает в качестве основного
средства общения между людьми, так как
воплощает в себе объективное содержание
эпохи, а также личностные переживания,
взгляды и отдельные позиции субъектов.
Более того, культура и существует именно
как момент коммуникации, диалога, где
проявляются не только ее потенциальные
смыслы, но и формируются новые, изначально
не предполагаемые.
5.Семиотическая,
или знаковая, функция (от греч. Sзmei
tik - учение о знаках) - одна из важнейших.
Без изучения соответствующих знаковых
систем овладеть достижениями культуры
невозможно. Так, литературный язык выступает
средством овладения национальной культурой.
Для познания различных видов искусства
- живописи, музыки, театра - нужны также
специфические языки. Собственные знаковые
системы имеют и естественные науки (физика,
математика, химия, биология и т.п.).
6.Регулятивная
(нормативная) функция связана с регулированием
различных видов общественной и личной
деятельности людей, она поддерживается
моралью и правом.
7.Адаптационная
функция проявляется в эффективном
приспособлении индивида к требованиям
общества, приобритения им необходимого
набора социальных черт, что формирует
у него ощущение психологической безопасности
и комфорта. Эту функцию культуры исследовал
Э.С. Маркарян, который считал, что «культура
в целом как раз и была выработана в качестве
особого, надбиологического по своей природе,
антиэнтропийного и адаптивного механизма
общества».
3. Культура и личность
Культура и личность взаимосвязаны
друг с другом. С одной стороны, культура
формирует тот или иной тип личности, с
другой - личность воссоздает, изменяет,
открывает новое в культуре.
Личность - это движущая сила и создатель
культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении
культуры и человека следует различать
понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек»
обозначает общие свойства человеческого
рода, а «личность» - единичного представителя
этого рода, индивида. Но при этом понятие
«личность» не является синонимом понятия
«индивид». Не всякий индивид является
личностью: индивидом человек рождается,
личностью становится (или не становится)
в силу объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид»
характеризует отличительные черты каждого
конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный
облик индивида, сформированный культурой
в конкретной социальной среде его жизни
(во взаимодействии с его врожденными
анатомо-физиологическими и психологическими
качествами).
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия
культуры и личности особый интерес представляет
не только процесс выявления роли человека
как творца культуры и роли культуры как
творца человека, но и исследование качеств
личности, которые формирует в ней культура,
- интеллекта, духовности, свободы, творческого
потенциала. Культура в этих сферах ярче
всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений
и поступков личности являются культурные
ценности. Следование ценностным образцам
свидетельствует об определенной культурной
устойчивости общества. Человек, обращаясь
к культурным ценностям, обогащает духовный
мир своей личности. Система ценностей,
оказывающая влияние на формирование
личности, регулирует желание и стремление
человека, его поступки и действия, определяет
принципы его социального выбора. Таким
образом, личность находится в центре
культуры, на пересечении механизмов воспроизводства,
хранение и обновление культурного мира.
Сама личность как ценность, по сути и
обеспечивает общее духовное начало культуры.
Являясь продуктом личности, культура
в свою очередь гуманизирует социальную
жизнь, сглаживает животные инстинкты
у людей. Культура позволяет человеку
становится интеллектуально-духовной,
нравственной, творческой личностью.Культура
формирует внутренний мир человека, раскрывает
содержание его личности.
Разрушение культуры негативно воздействует
на личность человека, ведет его к деградации.
Заключение
Итак, каковы же особенности
мира человека как культуры?
- Культура человека социальна, и хотя
сам человек имеет целостную “тройственную”
сущность, воплощающую в единстве биологические,
психические и социальные черты, его конкретное
бытие чревато нарушением гармонии между
индивидуальным и социальным.
- Культура человека исторична, то есть
изменяется вместе с изменением общества,
всей системы общественных отношений,
и обладает определенными закономерностями
динамики.
- Культура человека символична: он придает
символическую форму вещам, идеям, чувствам,
ценностям и нормам.
- Культура человека коммуникативна, то
есть существует лишь через общение с
другими культурными мирами, через диалог,
посредством специфического языкового
кодирования.
- Индивидуальный мир культуры является
сущностью каждого отдельного человека,
его собственной жизнью, его собственным
богатством, его собственным наслаждением,
и по формам своего проявления уникален.
Включается же индивидуальный мир культуры
в социокультурное пространство через
творческую деятельность человека.
Список используемой
литературы
1.Гуревич П.С. Культурология:
учебное пособие - М., Гардарики, 2000г.
2.Кравченко А.И. Культурология: учебное
пособие для ВУЗов - 3 изд., М.,; Академический
проект, 2001г.
3.Костина А.В. Культурология: учебное пособие
3 изд., М.,2008
4. Ильенков Э. В. Философия и культура.
М., 2006.
5.Андреев А. Н. Указ. изд.
6. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов
/ под ред. Н.Г. Багдасарян. М.,2007.
7.Культурология: Курс лекций. В 2ч.Ч 1/Под
ред. В.Ф. Мамонова. 2007.