"Культура" и "цивилизация", проблема соотношения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:39, реферат

Описание работы

Самым крупным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшею на смену варварству.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 15.05 Кб (Скачать файл)

Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий

Самым крупным комплексом выступает цивилизация, которую  часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно  и есть, но не всегда они выступают  синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация  обозначает историческую эпоху, пришедшею  на смену варварству.

Во втором случае цивилизацию  связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации.

Они различаются экономическим  укладом и культурой, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости судьбы, роли труда  досуга. Восточная и западная цивилизации  различаются именно этими принципиальными  чертами. Они покоятся на специфических  ценностях, философии, принципах жизни  и образе мира. А в рамках таких  глобальных понятий формируются  конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово цивилизация произошло  от латинского civilis - гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике.

Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия  немецкий философ Иммануил Кант, а в начале ХХ века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста» Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1996. С. 116, - писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказываниями О. Шпенглера.

Постепенно в европейском  сознании утвердилось представление  о цивилизации как вершине  технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и  невиданных источников энергии.

С цивилизацией ассоциируется  материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к  цивилизации являются: в области  материальной культуры - появление  монументальных каменных или кирпичных  строений (дворцов, храмов), в области  духовной культуры - возникновение  письменности. Семенов Ю.И. Предмет  этнографии (этнология) и проблема его  соотношения с предметом социальной антропологии//Наука о культуре и  социальная практика: Антропологическая  перспектива: Сб. науч. Чтений/Под общей  ред. Ю.М. Резника. - М.: ИКАР, 1998. С.7-39

Для антропологов цивилизации - всего лишь более сложный, или  наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам  присуще сложный образ жизни  и письменный язык.

Цивилизация началась в эпоху  письменности и земледелия. Она явилась  вершиной социального прогресса  человечества. Возникновение земледелия

10 - 12 тыс. лет назад  отмечено крупными изменениями  в социальном и культурном  развитии. Обработка земли стала  более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность  труда и размеры прибавочного  продукта.

Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института  торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным  экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.

Считается, что бизнесу  мы обязаны возникновением письменного  языка. Была необходимость регистрирования  тех, кто привез зерно, когда он это  сделал, в каком объеме, кто чем  владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению  письменности, а позже и книгопечатания.

Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих  пор существует первобытный образ  жизни, нет письменности, городов  и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации  нет (там, где нет письменности, нет  цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация  позже. За всю историю существования  в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Цивилизация - определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.


Информация о работе "Культура" и "цивилизация", проблема соотношения понятий