Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

В истории человечества существовало множество культур— самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.

Содержание работы

культура цивилизация
Введение
1. История культуры
2. Культура
3. Цивилизация
4. Цивилизация как закат культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная самоизоляция считаются архаическими формами  культуры именно потому, что они  отрешены от современной цивилизации. Характерная для идеологии наших  неославянофилов и почвенников  идеализация прошлого, доцивилизационного состояния человечества — патриархально-общинного строя крестьянской жизни и порожденного им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или уваровско-николаевской триады «православие, самодержавие, народность», — должна быть расценена в лучшем случае как наивно-романтический ретроспективизм: она наносит реальный вред воспитанию сознания вступающих в жизнь поколений, а значит — формированию нового исторического типа культуры, использующего все механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не подчиняющего им выработанных в процессе многотысячелетнего развития культуры высших ценностей человеческого бытия. Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми преодоление пропасти, разделяющей массовую и элитарную субкультуры, и реализация заложенного в бытии культуры импульса к духовному объединению людей: жизнь духа «снимает» все биоантропологические и социальные различия (между полами и поколениями, расами и нациями, сословиями и классами и др.), порожденная культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е. общечеловеческую, природу в отличие от духовности религиозной. Вот почему речь идет о совершенно реальной возможности гармонизации интересов науки и нравственности — именно это должно стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить человечеству будущее.

 

4. Цивилизация как закат культуры

 

Если судьба культуры непосредственно связана с ростом и развитием, то она неминуемо  движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-исторического типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенглер определяет примерно в 1000—1500 лет.

Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект — так различаются культура и цивилизация».

Для цивилизации типичны  люди практичные и безразличные к  обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках  духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенглер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям. У культурного человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания. Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь заполняющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха — эпоха цивилизации, а не культуры», — заключает О. Шпенглер.

У каждой культуры есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается великая душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Бесчисленные поколения, народы и племена — арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. — прошли этот путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения. «Так на поверхности Земли величественными кругами расходятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.

Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.

Таков смысл заката в истории — внутреннего и внешнего завершения, ожидающего каждую живую культуру». Так происходило в античности, таковы признаки и заката Европы.

 

 

 

Заключение

 

Под цивилизацией будем  понимать способ существования человека и человеческого общества на основе техники и технологии, а также  результат такого существования. Все, что уже алгоритмизировано и  может быть алгоритмизировано, все, что поддается счету, что может быть рационализировано и упорядочено – все результаты такого способа жизнедеятельности человека и есть Цивилизация. Она – и внешние условия, и часть нашей внутренней жизни.

Под культурой будем  понимать способ существования человека и человеческого общества в форме сосуществования. КУЛЬТУРА - это способ существования человеческого общества в качестве человеческого сообщества. Такое определение не должно восприниматься как простая тавтология, ведь не всякое сообщество есть действительное сообщество, и не всякое человеческое общество есть действительно человеческое.

Культура, конечно, древнее  цивилизации. С творением первых людей возникла проблема правил и норм их сосуществования друг по отношению к другу. Культура насквозь диалогична, она сплошь – "Я и Мы". Нам представляется, что такое понимание культуры идет не от внешних ее проявлений, а от человека, который в себе замыкает и цивилизацию и культуру.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Иконникова СН. История культурологии. СПб., 2006.

2. Культурология. Под  ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.,2005.

3. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2008.

4. Культурология. Энциклопедия. Т. 1—2. СПб., 2008.

5. Карнаух В.К. Волны цивилизации. СПб., 2008.

6. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2010.

7. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2010.

8. Синергетика, философия, культура. М., 2009.

9. Портал «Культура. Наследие. Искусство. Величие» http://culture.niv.ru/

Размещено на Allbest.ru




Информация о работе Культура и цивилизация