Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
1. Основные тенденции развития культуры XX века 5
1.1. Гуманизация культуры. 5
1.3. Космизм - как явление современной культуры. 7
2. Взгляды на современную культуру. 9
3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре. 11
Заключение 21
Список литературы 22
российский государственный
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА
«Социально-гуманитарных наук и права»
Факультет Экономики, управления и права
заочная форма обучения
направление «Бухгалтерский учет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология» на тему №22
«КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ»
Работу выполнил:
Хайретдинова Ю.И.
зачетная книжка № Этз-10-10
Преподаватель:
Захарова Т.Н.
Челябинск 2012
Оглавление
1. Основные тенденции развития культуры XX века 5
1.1. Гуманизация культуры. 5
1.3. Космизм - как явление современной культуры. 7
2. Взгляды на современную культуру. 9
3. Основные
проблемы современности, их
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Слово «культура» является одним из
наиболее употребляемых в современном
языке, что говорит о многозначности скрывающихся
за ним значений. Культура - это не только
различные области действительности,
но и сама действительность человека в
этих областях.
Всё, чем мы пользуемся в области культуры
(в том числе и само понимание культуры),
было когда-то открыто, осмыслено и введено
в человеческую повседневность. Существуют
разные национальные и исторические традиции,
которые причудливо переплелись в современном
облике культуры, определяя содержание
представлений о культуре, а также, будучи
переосмысленными в научных исследованиях,
и содержание научных теорий.
Многообразие ликов современной культуры,
различие способов отношения человека
к миру и к себе подобным не скрывает сущностных
моментов развития мировой культуры. Происходит
становление единой общечеловеческой
культуры, существующей и развивающейся
через взаимодействие и взаимообогащение
ее национальных форм. Современная культура
едина в своем многообразии. К общечеловеческим
нормам, ценностям, формам восприятия
и оценки мира человечество приходит в
результате развития и взаимовлияния
национальных культур.
Двадцатый век продемонстрировал человечеству,
что культура как интегрирующее начало
общественного развития охватывает не
только сферу духовного, но и во все большей
степени - материального производства.
Все качества техногенной цивилизации,
чье рождение было отмечено чуть более
трехсот лет назад, смогли проявится в
полной мере именно в нашем столетии. Поэтому
актуальные проблемы современности неизбежно
отражаются в культуре, влияют на ее развитие.
Раскрыть тему «Культура и актуальные
проблемы современности» - цель моей контрольной работы.
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм - достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.
Гуманистическая ориентация
культуры XX в. проявляет себя в различных
«мирах» современного общества - экономическом,
нравственном, политическом, художественном
и т.д. Эта тенденция определила,
например, становление политической
культуры в передовых странах. Так,
ценности современной политической
культуры впервые зафиксированы
в «Декларации прав человека и
гражданина» (1789 г.). Идеи, выработанные
во Франции в далекую эпоху
революции, принимаются сейчас в
качестве идеала всеми государствами
- членами Организации
В русле гуманистического
движения возникают различные программы
«человеческих отношений», «генома
человека», все активнее заявляют о
себе требования гуманизовать культуру,
дополнить научно-техническую
Все эти сдвиги наглядно
проявляются в возрастающем влиянии
на все сферы культуры антисцентических,
иррационалистических и даже мистических
концепций, включая и философские
системы, ориентирующиеся на вненаучное
знание, на воспроизведение внутреннего
личностного мира человека.
1.2. Развитие науки.
Другим важнейшим итогом
развития культуры, воспринятым в
нашем столетии, является установка
на научно-рациональное познание мира
и связанная с ней
Мировая научная целостность,
сложившаяся в XX в., положила начало
экономическому объединению мира, передаче
во все уголки земного шара передовых
способов производственной культуры.
Мы являемся свидетелями растущей интернационализации
народнохозяйственных связей. Одним
из выражений этого процесса стали
транснациональные корпорации с
их едиными формами
Техногенное отношение к природе - как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Оптимистическое миросозерцание,
обусловленное успехами научной
мысли, воплощенной в мировой
промышленности и технике, преобразующих
лик планеты, послужило основой
для возникновения характерного
для человека XX в. ощущения космичности
своего бытия.
Космизм - уникальное, интереснейшее
явление современной культуры, значение
которого начинает осознаваться только
сейчас, на пороге третьего тысячелетия.
В работах известных космистов В. И. Вернадского,
А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были
поставлены принципиально новые проблемы
космической роли человечества, единства
человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии
человечества. Эти идеи возникли прежде
всего на отечественной почве, ибо для
русской культуры характерно представление
о человеке как о личности активной, ищущей
и одновременно укорененной во всеобщем,
в целом.
Основные идеи новой космической культуры
следующие:
С наибольшей научной доказательностью
и философской обоснованностью
эти идеи были развиты выдающимся
русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем,
стоявшим у истоков современной
геохимии и биогеохимии,В.И.Вернадским.
Основной труд В. И. Вернадского - «Научная
мысль как планетное явление» - отличается
энциклопедичностью в обобщении, синтетическим
подходом к эволюции Земли как к единому
геологическому, биогенному, социальному
и культурному процессу. Осознавая пути
эволюции и мировой культуры, мыслитель
приходит к выводу о том, что деятельность
человека не есть некое отклонение в эволюционном
развитии. Под влиянием объединенного
человечества биосфера закономерно перейдет
в качественно новое состояние - ноосферу
(от слова «ноос» - разум). Человек и его
разум не просто конечный результат эволюции,
но одновременно и начало нового движения,
создающего сферу разума, которая и будет
являться определяющей силой эволюционного
развития в будущем.
Культура, рассматриваемая с точки
зрения содержания, распадается на
различные области, сферы: нравы
и обычаи, язык и письменность, характер
одежды, поселений, работы, постановка
воспитания, экономика, характер армии,
общественно-политическое устройство,
судопроизводство, наука, техника, искусство,
религия, все формы проявления духа
данного народа. Уровень и состояние
культуры можно понять, только исходя
из развития истории культуры; в
этом смысле говорят о примитивной
и высокой культуре; вырождение культуры
создает или бескультурье, или
«рафинированную культуру».
Современная культура воплощается в огромном
множестве создаваемых материальных и
духовных явлений. Это и новые средства
труда, и новые продукты питания, и новые
элементы материальной инфраструктуры
быта, производства, и новые научные идеи,
идеологические концепции, религиозные
верования, нравственные идеалы и регуляторы,
произведения всех видов искусств и т.д.
Существуют различные взгляды на соотношение
культур различных эпох и народов. По меткому
выражению М. Бахтина «культура всегда
лежит на границах» с другими культурами
и эпохами. Современный человек начинает
понимать, что культурная самобытность
его народа неотделима от культурной самобытности
других народов, что все мы подчиняемся
законам культурной коммуникации. Немецкий
социолог Освальд Шпенглер рассматривал
современную культуру не как единую общечеловеческую,
а расколотую на восемь культур. Эти культуры
— египетская, индийская, вавилонская,
китайская, греко-римская, византийско-арабская,
культура майя, русско-сибирская. Каждая
культура подчинена жесткому процессу
эволюции, фазы которой — рождение и детство,
молодость и зрелость, старость и закат.
На этой основе в каждой культуре выделялось
два главных этапа: этап восхождения культуры
(собственно культура), и этап ее нисхождения
(цивилизация). Первый этап — это органическое
развитие общества во всех сферах, второй
— «механический» тип эволюции. На втором
этапе «окостеневают» творческие начала
культуры, происходит ее «омассовление»,
проникающее во все сферы общественной
жизни. Символы «омассовления» — огромные
города, глобализация форм деятельности,
господство принципа пространства. Отсюда
— мировые войны, стремление к мировому
господству государства-победителя.
Большинство исследователей
сходятся во мнении, что современная
культура — это множество самобытных
культур, находящихся в диалоге
и взаимодействии друг с другом,
причем диалог и взаимодействие идут
не только по оси настоящего времени,
но и по оси «прошлое-будущее».
Но культура — это не только множество
культур, это также мировая культура, единый
культурный поток от Шумеров до наших
дней, от Востока на Запад, от Запада на
Восток. Сегодня относительно судьбы культуры
выкристаллизовались два разных понимания,
два взгляда, так сказать «оптимистический»
и «пессимистический».
В XX в. человек столкнулся с проблемами,
от решения которых зависит судьба
цивилизации. Эти проблемы названы
глобальными. Слово «глобальный» произошло
от латинского «globus», что значит «земной
шар». К первоочередным
из них относятся:
преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.);
1. Политические проблемы:
Проблема
предотвращение мировой термоядерной
войны и обеспечение мира для
всех народов.
Угроза бесконтрольного распространения
ядерного оружия. Действия Совета Безопасности
ООН по предотвращению распространения
ядерного оружия. Рост гонки вооружений.
Готовится ли мир к «холодной войне-2»?
Политика и геополитика. Причины обострения
борьбы за власть в различных регионах
Земного шара. Конкуренция правящих политических
элит. Попытки построения «однополярного
мира».
Международная
преступность и терроризм.
Международный политический терроризм.
Цели и задачи террористических организаций.
Методы действия международных террористических
организаций. Наиболее крупные теракты
и их последствия. Экономические причины
«живучести» террористических организаций.
Источники финансирования. Существует
ли «исламская угроза» миру?
Глобальные конгломераты преступных сообществ.
Неконтролируемое движение оружия на
мировом рынке. Незаконная торговля наркотиками,
драгоценными металлами и камнями. Работорговля.
Мероприятия по борьбе с международной
организованной преступностью. Активное
участие органов России в международных
программах по борьбе с организованной
преступностью.
2. Экономические
проблемы:
Научно-техническая революция:
сущность, этапы и перспективы. Основные этапы и особенности
научно-технического прогресса. Парадоксы
и перспективы постиндустриального общества.
Новые качественные тенденции в развитии
экономики (включая механизмы накопления
капитала и прибыли). Возросшая ресурсная
и технологическая взаимозависимость
мира, и интернационализация всех сторон
жизни мирового сообщества.
Неравномерное распределение преимуществ
и рисков глобализации: компенсация достатка,
который она несёт одним странам, все большей
уязвимостью и маргинализацией других.
Причины и парадоксы нищеты и бедности
в ХХ–ХХI вв. Как приостановить рост
бедности, безработицы, нищеты и преступности?
3. Проблемы, порожденные
взаимодействием общества и природы:
Экологические проблемы. Загрязнение водоемов, почвы,
окружающей среды. Основные источники
загрязнения. Последствия экологических
катастроф для живого и растительного
мира. Пути предотвращения загрязнения.
Мировой океан – колыбель жизни на Земле.
Последствия загрязнения Мирового океана.
Проблема разрушения озонового слоя Земли.
«Парниковый эффект» - миф или реальность?
Возможные последствия повышения среднегодовых
температур. Результаты исследования
арктических льдов и опасения учёных.
Проблемы, связанные с относительно новым
глобальным объектом – космическим пространством.
Кто уберёт «космический мусор»? Проблема
защиты населения Земли от возможности
падения предметов (натурального и искусственного
происхождения) из космоса.
Проблема нехватки
сырьевых, энергетических ресурсов и продовольственных
ресурсов
. Основные виды сырьевых и энергетических
ресурсов. Неравномерное распределение
ресурсов на планете Земля. Прогнозирование
резервов энергетических ресурсов и влияние
таких прогнозов на политику развитых
государств. Неравномерное потребление
энергетических ресурсов и его последствия.
Пути выхода из энергетической зависимости
государств, не обладающих достаточными
сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Чернобыльская катастрофа. Экологические
последствия аварии на Чернобыльской
атомной станции для России; для мирового
сообщества. Пути минимизации последствий
катастрофы.
Круглый стол: «Атомная энергетика: за
и против».
Общественные движения
в защиту природы. Угроза экологической катастрофы:
миф или реальность? Пути и средства преодоления
экологических деформаций в ХХI веке. Невозможность решения
глобальных экологических проблем в рамках
отдельного государства. Вклад Росии в
решение мировых экологических проблем.
Деятельность международных
организаций и фондов. Деятельность ООН
в решении экологических проблем. Глобальный экологический фонд
в России. Движение «зеленых» в защиту
природы. Радикальные экологические организации.
Проведение компаний на локальном
и региональном уровнях, обмен информацией,
передача информации СМИ и структурам
управления.Защита окружающей среды –
дело каждого из нас.
4. Проблемы социального
характера:
Информация о работе Культура и глобальные процессы современности