Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:12, реферат
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке
возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься
как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного
потока
1. Введение 3
2. Общее понятие о культуре и об объекте культурологии 4
3. Контркультура 5
4. Библиографический список 7
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ВолгГТУ)
Кафедра истории, культуры и социологии
Культура и контркультура
Выполнил: студент группы
АПП-121 Ермишов Д.Д.
Проверил: Ситникова О.И.
Волгоград 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Общее понятие о культуре и об объекте культурологии 4
3. Контркультура 5
4. Библиографический список 7
1. ВВЕДЕНИЕ
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке
возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься
как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного
потока. К обсуждению проблемы подключились многие культурологи. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её
обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум,
первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
По моему мнению контркультура оказывает оживляющее действие на
официальную культуру.
Современной же официальной социально-культурной жизни общества обязательно нужна ''встряска'', новые веяния привносящие что-то, что не сходится с официальными ценностями.
В докладе поставлена следующая цель и задачи исследования.
Научная цель – рассмотрение феномена культуры и контркультуры.
Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
· раскрытие понятий «культура» и «контркультура»;
· рассмотрение социально-культурной жизни приведшей к контркультуре;
· соотношение понятий культура и контркультура.
Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; “способ существования человека”, его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.
История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое – “перетекает” из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).
История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса).
Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.
Т.е., наряду с прочим, изучаются:
Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).
Контркультура (панки и т.п.) – реакция на “массовую культуру” отдельных, часто вполне обеспеченных, слоев общества, большей частью молодежи, состоящая в желании выделиться на общем фоне через объединение в группы большей частью на основе и ради удовлетворения животных инстинктов, возможности легкого расслабления и снятия стресса.
Контркультура критикует бездуховность наиболее богатой части людей, существующих социальных структур, общества потребления в целом, культ мещанского счастья и жизненного успеха. Но одновременно она отрицает также все или большинство духовных ценностей прошлого как в плане нравственности (пропагандируется почти полное снятие “нравственной закомплексованности” в смысле следования общим нормам морали и нравственности), так и в плане искусства, достижений научно-технического прогресса.
В культурологии существует мнение, что контркультура – это результат задержки гражданского и личностного становления современной молодежи и его несинхронности с физиологическим созреванием.
Контркультура
связана с разрушением
1.
Материальный вандализм:
2.
Духовный вандализм:
3.
Системный вандализм:
Контркультура несет и отрицательное, и положительное. Она помогает активному началу культуры. С одной стороны, контркультура принимается, с другой, отрицается.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, главным образом через средства массовой информации. Как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.
Библиографический список