Культура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке
возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься
как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного
потока

Содержание работы

1. Введение 3
2. Общее понятие о культуре и об объекте культурологии 4
3. Контркультура 5
4. Библиографический список 7

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 30.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

 

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

Культура и контркультура

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

АПП-121 Ермишов Д.Д.

 

Проверил: Ситникова О.И.

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение 3

2. Общее понятие о культуре и об объекте культурологии 4

3. Контркультура 5

4. Библиографический список 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

           Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке

возникли новые позиции, более  того сама тема перестала восприниматься

как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного

потока. К обсуждению проблемы подключились многие культурологи. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её

обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум,

первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

        По моему мнению контркультура оказывает оживляющее действие на

официальную культуру.

          Современной же официальной социально-культурной жизни общества обязательно нужна ''встряска'', новые веяния привносящие что-то, что не сходится с официальными ценностями.

          В докладе поставлена следующая цель и задачи исследования.

Научная цель – рассмотрение феномена культуры и контркультуры.

Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих  задач:

· раскрытие понятий «культура» и «контркультура»;

· рассмотрение социально-культурной жизни приведшей к контркультуре;                 

· соотношение понятий культура и контркультура.

2. Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

 

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура  в современном понимании и  как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; “способ существования человека”, его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.

История (периодизация) культуры: исторически  некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое – “перетекает” из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).

История важна для культуры в плане  преемственности (одно из необходимых условий прогресса).

Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

Т.е., наряду с прочим, изучаются:

  • причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),
  • приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества,
  • что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться “хорошо”, в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,
  • составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие,
  • взаимоотношение культуры и религии,
  • взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них     – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями)

Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

3. Контркультура

Контркультура (панки и т.п.) – реакция на “массовую  культуру” отдельных, часто вполне обеспеченных, слоев общества, большей частью молодежи, состоящая в желании выделиться на общем фоне через объединение в группы большей частью на основе и ради удовлетворения животных инстинктов, возможности легкого расслабления и снятия стресса.

Контркультура критикует бездуховность наиболее богатой части людей, существующих социальных структур, общества потребления в целом, культ мещанского счастья и жизненного успеха. Но одновременно она отрицает также все или большинство духовных ценностей прошлого как в плане нравственности (пропагандируется почти полное снятие “нравственной закомплексованности” в смысле следования общим нормам морали и нравственности), так и в плане искусства, достижений научно-технического прогресса.

В культурологии существует мнение, что контркультура – это результат задержки гражданского и личностного становления современной молодежи и его несинхронности с физиологическим созреванием.

 

Контркультура связана с разрушением ценностей  норм и правил. Это выражено в вандализме (разрушение того, что наработано культурой).

1. Материальный вандализм: разрушение  церквей и т.п.

2. Духовный вандализм: разрушение  веры.

3. Системный вандализм: разрушение  устоявшихся систем.

Контркультура несет и отрицательное, и положительное. Она помогает активному  началу  культуры. С одной стороны, контркультура принимается, с другой, отрицается.

Ценности  контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе,  главным образом через средства массовой информации.  Как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. (http://bibl.tikva.ru/base/B343/B343Chapter10-1.php#)
  2. Мамонтов С.П. «Основы культурологии» (http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=30255)

 


Информация о работе Культура и контркультура