Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 23:06, контрольная работа
Актуальность темы исследования. XX век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страны, экономики, развивалась система демократических начал в управлении обществом, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких преобразований является существенное изменение поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся обычай, нормы, традиции, но и таким важным явлением, как мода.
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
ТЕМА: «КУЛЬТУРА И МОДА»
Проверил:
Выполнил: студент 2 курса, 35у, ФЭФ, Лебедева И.И. г.Кстово
г.Н.Новгород - 2009г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. XX век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страны, экономики, развивалась система демократических начал в управлении обществом, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких преобразований является существенное изменение поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся обычай, нормы, традиции, но и таким важным явлением, как мода.
Мода -- это интереснейшее явление, составляющее значительный пласт культуры. Обладая эстетической ценностью, мода играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения идеалов различных слоев общества. В XX веке изменение направлений и тенденций в моде, охватывает практически все слои населения, значительно ускоряется смена моды. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном производстве одежды. Она, прежде всего, отражает те процессы, которые касаются более широких сторон общественной жизни. Посредствам моды в одежде могут быть выражены не только элементы, связанные с необходимостью защиты тела от внешней среды. В ней реализуется общечеловеческие, морально-эстетические нормы и принципы. Мода выступает как знак, символ, обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми. Следовательно, используя этот знак, имеющий социальный смысл, человек определяет свое место в системе общественных отношений, форму взаимодействия с разными группами индивидов, посредством одежды предлагая тот или иной способ общения с разными людьми.
Мода - это один из наиболее распространенных и наиболее быстро реагирующих на любые изменения в общественно-политической жизни вид искусства. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. В моде отражаются существенные черты своего времени, прослеживается связь с изменениями в стране с процессами в сфере культурной жизни общества.
Мода оценивается как одно из направлений, имеющих богатые традиции в культуре, она обеспечивает сохранение национальных достижений своего народа. Особо важным аспектом исследования феномена «мода» является изучение формирования отечественной моды в наполненном событиями XX веке, отражающей и эти события, и специфику народа, особенности его культурного развития, тех представлений, традиций и обычаев, которые сложились в течение данного времени в России.
Во многих работах, посвященных исследованию феномена моды в культуре, происходит подчас неосознанное смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», их эстетических функций, что не позволяет в полной мере выявить специфику понятия «мода» как направления в культуре. До сих пор в теории моды не нашли отражение существенные изменения в мировоззрении XX века, способные повлиять на природу самого феномена «моды» и на принципиальные установки в области моделирования костюма.
Как показал анализ литературы, процессы, характеризующие развитие дизайна костюма в XX веке, их связь с социокультурной ситуацией минувшего столетия освещена слабо и не получила научно-концептуальной разработки. Таким образом, данное исследование представляется современным и актуальным.
Цель исследования состоит в культурологическом анализе феномена моды, обусловленного идейно-политическими предпосылками в отечественной культуре XX века.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявление социальной
роли и особенности
2. Выявление ценности моды
в пространстве массовой
3. Исследование степени
влияния и взаимосвязь
4. Анализ основных идейно-
5. Определение особенности
выражения личности на примере
эволюции отечественного
В качестве объекта исследования в работе рассматривается мода в отечественной культуре XX века.
Предметом исследования являются идейно-политические предпосылки в отечественной моде XX века, ее изменения, как отражение общественных процессов и событий.
1. КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В мимолетности, изменчивости моды проявляется свойственная человеку жажда новизны и обновления, одновременно в моде отражаются многие социальные и политические процессы. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. Мода отражает существенные черты своего времени, вызывая резонанс в широких кругах общественности, и предвещает изменения в стране, связанные с демократическими процессами в социокультурной жизни общества. Мода рассматривается в исследовании как явление, сумевшее раздвинуть идеологические рамки, что послужило поводом к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.
2. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ
Мода как явление рассматривалась с разных позиций уже несколько веков. Из известных нам работ, посвященных моде, наиболее ранними являются работы, написанные в XVIII - первой половине XIX веков. Они имеют не столько научный, сколько обзорный характер. «Переписка моды» Н.В. Страхова, «Несколько замечаний о современных модах в одеждах» архиепископа Амвросия (в миру - А.И. Ключарев), «Моды и цинизм» Ф. Дишера. Появившиеся позже работы можно классифицировать в соответствии с тем, какой из факторов выступает в качестве обуславливающего все конкретные проявления моды.
Э.Тейлор и Г. Шурц считали, что любая мода выступает формой воплощения эстетических воззрений эпохи. И.Кант и Г. Зиммель видели в моде не столько выражение вкуса, сколько выражение тщеславия, честолюбия. И.Блох и Э.Фукс выявили в моде еще один аспект, указав, что она может складываться под определенным влиянием эротических потребностей. Важное место в истории моды заняли работы В. Зомбарта, объясняющего все явления моды одной общей причиной -- коммерческими интересами предпринимателей. Проблема моды поднималась и многими советскими философами, обществоведами, такими как Е.Я. Басин, И.В. Бестужев - Лада, С.И. Иконников, В.Т. Лисовский, Э.В. Ильенков, Л.И. Коган, В.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.И. Толстых.
Изучение исследований современных авторов, специализирующихся на анализе того или иного частного аспекта моды, дало возможность выделить шесть относительно самостоятельных направлений ее анализа:
1. Деятельностный подход.
Характерен для работ Е.Я.
2. Экономический подход (И.В.Архипова,
С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Среди различных
функций моды данные
3. Эстетический подход (В.И.Казаринова,
О.Д.Кащенко, Е.Киреева, Т.В.Козлова, Н.Т.Савельева).
Рассматривает моду сугубо с
позиции ее подчиненности
4. Коммуникативный подход
(В.Ю.Борев, А.В.Коваленко, Л.В.Петров). Здесь
мода становится объектом
5. Психологический подход
(Л.Е.Коломинский, Б.Д.Парыгин (2), Б.Ф.Поршнев).
Его сторонники изучают
6. Комплексный подход, при
котором указанные аспекты
Методологической основой исследования является культурологический подход к феномену «мода», позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях смены стереотипов сознания и поведения. В диссертации использовались общенаучные методы анализа и сравнения, дающие возможность исследовать особенности развития моды во времена разных идейно-политических государственных систем, конкретно-исторический и историко-культурологический методы. Использовались данные социологических исследований об изменении фасонов одежды в России в течении XX века; коллекции отечественных дизайнеров: Н.Ламановой, В.Мухиной; А.Родченко, В.Степановой, В.Зайцева, В.Юдашкина.
Научная новизна работы заключается в новой интерпретации идейно-политических предпосылок развития моды России XX века, в исследовании ее прогностических функций, предвещающих изменения в социокультурной и политической жизни общества.
Новизна исследования представлена также:
* в рассмотрении моды
как универсального механизма
постоянного обновления
* в анализе социальных
и художественных процессов, выявляющих
ценности моды в
* в выявлении причины
возникновения принципиально
* в исследовании моды
в системе смены субъектов, определяющих
ее становление, утверждение и
разрушение. В работе даются
* в выделении сущностных
характеристик моды как
Положения исследования:
1. Мода действует как
система «социального
2. Ценности моды в пространстве
массовой культуры обладают
3. Условия жизнедеятельности,
продиктованные прогрессом и
новыми течениями в искусстве,
изменившееся положение
4. Под влиянием основных
идейно-политических и
5. Мода является средством
самовыражения личности и
Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную (2; с. 294-295). Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция - это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Мода, как системное явление, включает в себя обуславливающие ее объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы. Понятие «мода» связано также с такими категориями, как «модное поведение», «модное сознание», «модная личность», «модные санкции», «механизм моды». Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает возможным постановку вопроса о широких социальных функциях моды, связанных с развитием тех областей культуры, где она действует. Это способствует преодолению распространенных взглядов на моду, как на явление в социальном отношении маловажное, а также позволяет дать объективную оценку общественной значимости этого явления.