Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:33, реферат
В своей работе, посвященной данному произведению, я постараюсь дать оценку трудов Библера В.С., его теории и философии. Основной целью моей работы станет понимание его основных концепций и подходов к таким факторам как нравственность, культура и современность.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить понятие совести в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура, Современность»
2. Познакомиться с понятием культуры в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура. Современность»
3. Охарактеризовать понятие современности в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура. Современность»
Введение ………………………………………………………………………….3
§1. В.С Библер и его философские раздумья о жизненных проблемах……..5
§2 Понятие совести в произведении «Нравственность, Культура. Современность». Основные задачи произведения……………………………7
§3 Понятие культуры в произведении «Нравственность, Культура. Современность»…………………………………………………………………9
§4 Понятие современности в произведении «Нравственность, Культура. Современность»…………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………….......13
Введение ………………………………………………………
§1. В.С Библер и его философские раздумья о жизненных проблемах……..5
§2 Понятие совести в произведении «Нравственность, Культура. Современность». Основные задачи произведения……………………………7
§3 Понятие культуры в произведении
«Нравственность, Культура. Современность»…………………………………………
§4 Понятие современности
в произведении «Нравственность, Культура.
Современность»…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Одной из главных особенностей философии В.С. Библера является метод «доведения до предела». Он его сам именовал «философской логикой культуры» или «логикой начала логики», которая непосредственно выражается в логических парадоксах цивилизации. Основой его теории стал принцип неделимости, которым сам Библер наградил все цивилизации, считая, что они являются обратной стороной самих себя, и что объяснить одно можно только на примере другого.
Тема данной работы очень актуальна, поскольку основы философских суждений Библера В.С. на протяжении всей его научной карьеры менялись от одного к другому, что собственно и дало ему огромную почву для своих рассуждений.
Книга Библера «Нравственность, Культура, Современность» написанная в ХХ веке, как некий путеводитель по веку ХХI, дает конкретные представления о том, какие же философские мысли и идеи накопились в голове человека, создавшего ее. Однако данное произведение не отражает в полной степени истинность исторической эпохи, показывая своему читателю только мысли и идей своего автора.
В своей работе, посвященной данному произведению, я постараюсь дать оценку трудов Библера В.С., его теории и философии. Основной целью моей работы станет понимание его основных концепций и подходов к таким факторам как нравственность, культура и современность.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить понятие совести в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура, Современность»
2. Познакомиться с понятием культуры в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура. Современность»
3. Охарактеризовать понятие современности в произведении Библера В.С. «Нравственность, Культура. Современность»
§1 В.С. Библер и его философские раздумья о жизненных проблемах
Труд В. С. Библера «Нравственность, культура, Современность» - это его личный взгляд на устоявшиеся в обществе того времени проблемы. Данная работа разработана на собственных началах ученого, показывает лишь исключительно его мировоззренческую философию, и, так же, предназначена именно тем проблемам, которые, по мнению Библера являются самыми ведущими. В целом – работа «Нравственность, Культура, Современность» - есть отражение мыслей ее создателя.
Рассуждая о настоящих «лицах» и формах современного философского мышления, и его многозначных, проблематичных отношениях первичной философией (философией реальной, той, которая канонами стояла в мировой истории) автор размышляет над наиболее актуальными вопросами его периода. О том, что в ситуации ликвидации границ между культурными феноменами, дискриминации метафизики1 гуманитарными науками и попыток "заменить" ее собой, философия вновь соприкоснулась с необходимостью восстановления и осуществления работы самоидентификации и радикального самоопределения — работы, которую в разных исторических колоритах и проблемных контекстах (повседневность, религия, идеология, наука и др.) ей время от времени приходилось предпринимать с начала ее возникновения и на протяжении всей ее истории. Само понятие философия Библер делит на два момента его существования: метафизика – первичная философия, и философия в ее современной интерпретации.
В своем труде Библер В.С. вводит понятие философской рефлексии 2- как самовыражение через миротворческую силу Бога. В теории Библера, в его труде, понятие рефлексии рассматривалось как предположительный переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. Данная концепция не случайна в трудах Библера. Основой его философии было понимание истинного предназначения человека. Рассмотрение его жизненного пути как некого этапа к достижению гармонии не только с окружающей действительностью, но и с самим собой, своеобразное возвышение и освобождение от канонов мира. Саморефлексия в понимание Библера есть индивидуализация человека. Однако, в своем же труде «Нравственность, культура, Современность» Библер повествует о тех проблемах, которые являются ключевыми препятствиями для достижения саморефлексии. Ответственная философская рефлексия, которой Библер уделяет особое внимание, наполнена современным восприятием (и вообще привычкой)жизненных трагедий, хотя сегодняшнему обыденному сознанию такая рефлексия представляется несвоевременным и даже кощунственным занятием. Современная теория достижения саморефлексии есть понятие отстранения от обыденности, и тем самым – уход в себя. Философский разум встречает сейчас мощный отпор естественного рассудка и спорящего с рассудком за власть над сознанием и мирно разделяющего эту власть иррационального экстаза. Между тем именно сегодня, как никогда, философская логика, работа мысли, проявление философских взглядов канонистов философии (Гегель, Кант, Сократ и т.д.)— вот условие, без которого невозможно творческое, освобождающее, исторически значимое претворение — в культуру — современных нравственных позиций.
«Размышляя над вопросами обыденной культуры, я почувствовал необходимость продумать одну сквозную проблему, одно исходное сопряжение: нравственность — культура — современность. Причем основным предметом размышлений стала именно трагедия современной нравственности, то есть нравственности в канун XXI века, и сосредоточивая тему, — нравственности в нашей стране3».
§2 Понятие совести в произведении «Нравственность, Культура, Современность». Основные задачи произведения.
"...Идея личности, не как наличного бытия, но как поэтически осмысляемого предела, воображаемого на невозможной и необходимой грани индивидуального поступка. В этом и состоит смысл моего утверждения, что личность — никогда не данность, но всегда — регулятивная идея. Идея нравственная и поэтическая одновременно. Было бы очень продуктивно продумать сам спектр античной нравственности в трагедиях Антигоны, Прометея, Электры... Но такой анализ выходит за пределы настоящего».
Современное общество выступало для Библера своеобразным полем для экспериментов. Именно так, ведь каждая его теория, посвященная человеческому разуму, человеческому интеллекту или попросту человеческому обществу наблюдалась им в рамках обыденной реальности.
Понятие совести в труде «Нравственность, Культура. Современность» есть одно из ключевых понятий всей философии автора. В своей работе Библер предпринял попытку реконструкции совести, как она изобреталась в культуре Европы, шире — Западного мира и вообще — как она устроена в принципе, как феномен человеческой жизни. Вкладывая в понятие совесть весь источник человека Библер посчитал необходимым выделить некие особенности такого понятия как совесть:
Для каждой культуры обычно есть свое объяснение понятию нравственность, и это объяснение является одним из истоков, пришедших в культуру от ее родоначальников. Устройство, призванное руководить человеческой совестью - человеческий разум. Именно разум в процессе времени настолько изменяется, что с ним происходит очищение, и он фиксируется в произведениях культуры в особых образах личности. То есть, личность у Библера это - мучающийся выбором, решающий, поступающий и мучающийся последствиями своего поступка индивид, конкретная личность. Основной поэтический жанр при этом - специфичен и неповторим в каждой культуре.
Библер оставил фактически открытым и незаконченным вопрос о "теоретическом устройстве" культурно-исторической личности. В разных текстах он говорит, как бы просто отмечая факт и не заостряя на этом внимания, что античная личность - это Герой, средневековая личность – мастер – сотворитель, современная - Автор своей жизни, современная личность - Автор и одновременно Герой лирического стихотворения, то есть, человек-Творец.
§3 Понятие культуры в произведении «Нравственность, Культура, Современность».
Особое внимание Библера в его работе «Нравственность, Культура. Современность» уделяется понятию культура, так как известно, что сама область философии Библера была полностью сконцентрирована на понятии культуры и культурного наследия.
В своем труде Библер утверждает, что каждая культура может найти подлинное и адекватное обоснование только в другой культуре, базирующейся на другой, отличной от нее логике, другом типе разума и понимания. Подобные размышления смогли дать автору полное представление о том, что объяснение одной культуры возможно лишь на ошибках чужой. Именно на ошибках, так как по предположениям Библера культуры – есть двусторонний вид одной материи, своеобразное инь и янь. Отсюда выходит новая версия философии диалога, точнее «полиалога», участники которого — античная, средневековая, нововременная, современная, европейская, азиатская, африканская и любая другая культура. В основу данного деления Библер вносит само понятие монолога и полиолога – как элемента существования и творения некольких культур одновременно. Разные культуры — не ступени на восходящей лестнице прогресса, а логически равноправные, «уникально всеобщие» типы разумения, которые как бы вопрошают друг друга о своих началах и основаниях. Библер называет свою концепцию диалогикой, а также философской логикой культуры, логикой диалога культур, логикой диалога логик. Вопросы, которые одна культура задает другой культуре, та никогда перед собой не ставила и поэтому, отвечая на них, она раскрывает перед нами такие свои потенции, которые в монологическом ее бытии никак не давали о себе знать. Вопрошающая культура является одновременно вопрошаемой, ее вопросы, которые адресованы другой культуре, становятся осмысленными лишь в свете ответов, которые она дает на встречные вопросы. В таком наборе контекста не только Шекспир должен сопрягаться с Софоклом, Кант — с Платоном, Пикассо — с Рембрандтом, но и наоборот: Софокл в диалоге с Шекспиром, Платон — с Кантом, Рембрандт — с Пикассо раскрывают те свои стороны и подтексты, которые в их эпоху не могли быть даже обнаружены.
Саму культуру Библер отмечает как компонентное понятие логики.
Основа этой идеи такой целостной концепции возникла в сознании Библера как предположение, что духовные, – социальные, – исторические потрясения и конфликты конца XX и уже имеют свое главное влияние на умы настающего века XXI. Данные перипетии могут быть поняты новым поколением как смещение главной точки всего человеческого бытия – к полюсу культуры. Соответственно мышление человека конца XX века быть может осмыслено в понятиях особого типа разумения – философской логики культуры. Итак, можно сделать вывод, что для философии Библера определение культуры есть производное от определения логика. Основной идеей, можно сказать даже самой главной, которую пропагандирует Библер, является учение о смежности и полной зависимости культур.
§4 Понятие современности в произведении «Нравственность, Культура, Современность».
Проблема современности является самой интересных и значимых для исследования философской теории Библера, а так же и для его обыденных рассуждений. Вкладывая в понятие современность и понятие культура, и понятие нравственность Библер тем самым как бы подытоживает все свои многолетние теории и рассуждения, посвященные исследованиям общества и отдельного индивида.
Библер, как и другие мыслители ХХ века старался найти выход из оказавшего большое влияние на всю современную цивилизацию глобального кризиса, который характеризовался как естественная современность. Путь к решению проблемы, который он предлагал, — это новейший тип рационализма (как его называют «высокий рационализм»), который предназначен для возвращения к истокам современной культуры и новым пониманиям этих начал (Библер называл это трансдукцией), необходимое, по Библеру, для выявления тех начальных, но ранее скрытых смыслов и потенций, которые предопределили в 20-м веке появление мировых тоталитарных режимов, настоящую угрозу апокалипсиса атомной войны, экологической катастрофы и т. д.
Библер относится к поколению тех советских философов конца 50-х – начала 60-х годов, в творчестве, карьере и независимой гражданской позиции которых после сталинских репрессий был вновь возрожден дух подлинного философствования. Дух радикального сомнения, готовности, несмотря на политическое рабство, моду «разума» или давление финансовых обстоятельств, сохранять независимость мысли, ставить радикальные философские вопросы и давать ответы, не переживая о популярности ни у власть имущих, ни у читателей.