Культура и природа, природа и индивидуум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которое можно представить в виде стихийной системы и виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность.

Содержание работы

1. Культурная и природная реальности.
2. Природа и культура – основные сходства и различия.
3. Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры.
4. Экологическая культура.
5. Пути выхода из сложившейся ситуации – как их видят ученые.

Файлы: 1 файл

реферат по тк гэб (2).doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

А. Швейцер подчеркивает, что в современном мире быстрыми темпами идет самоуничтожение культуры. Видимость технического прогресса создала иллюзию триумфа культуры и процветания человечества. Однако современный человек все более отходит от нравственных позиций, от оптимистического взгляда на жизнь. В свое свободное время человек ищет таких развлечений, которые требуют минимального духовного напряжения и совсем не связаны с гуманистическими началами. Даже при воспитании на первый план выходит принуждение, а не гуманизм. Над миром личности господствует мир общества, люди теряют самобытность и самостоятельность, они добровольно отказываются от права на мышление.

 

По мнению А. Швейцера в благоговении перед жизнью культура постигает, что она ничего общего не имеет с эволюцией мира, а несет свое значение в самой себе. «Сущность культуры заключается в том, что благоговение перед жизнью, овладевающее нашей волей к жизни, все больше проникает в сознание отдельных людей и всего человечества. Культура есть, следовательно, не явление эволюции мира, но акт переживания нашей воли к жизни, акт, который невозможно, да и нет никакой необходимости связывать с мировым процессом, познаваемым нами извне».

 

Мы не можем  исследовать и должны оставить в  стороне вопрос о том, что означает наше внутреннее развитие в масштабе развития всего мира. Культура есть наиболее полное развитие воли к жизни, слагающееся из всех доступных человеку и человечеству видов прогресса воли к жизни, которая испытывает благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях в сфере деятельности человека и которая стремится к совершенствованию в духовности благоговения перед жизнью. Она в такой степени несет свою ценность в самой себе, что даже уверенность в неизбежной гибели человечества в определенный исторический момент не снимет наших забот о культуре, считает А. Швейцер.

 

В качестве процесса, в котором осуществляется высший акт самопознания и реализации воли к жизни А. Хайдеггер видит  именно культуру. Она имеет мировое  значение и не нуждается в каком-либо объяснении мира.

 

Еще несколько  десятилетий назад мир человека можно было – в весьма упрощенном виде – представить тремя взаимосвязанными, недостаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были природа, сам человек и общество. Теперь же в эту человеческую систему вмешалась еще и техника – потенциально неуправляемый элемент, основанный на науке. Нынешний глобальный кризис – где все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными друг с другом – является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем.

 

А. Печчеи видит  проблему в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное  решение он связывает с человеком, с изменением его ориентиров. Квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Он приходит к выводу, который можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человека и человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

 

Признание роли личности – это та нить, которая  связывает все тенденции происходящего. Многие философы видят именно в этом новый подход к решению проблемы природы и культуры, их взаимосвязи. Успехи нашей внешней культуры приводят к тому, что индивиды, несмотря на все преимущества, которые сулят им эти успехи, во многих отношениях утрачивают способность к постижению подлинной культуры.

 

Успехи материальной культуры обостряют социальные и политические проблемы. Стремление разрешить эти проблемы втягивает человека в классовую и политическую борьбу. Противоречия и проблемы появляются по нарастающей. А. Швейцер приходит к неутешительному заключению, что именно в то время, когда духовная сущность культуры особенно необходимо нам, мы обрекли ее на прозябание.

 

Наше личное бытие становится во всех отношениях приниженным, быть личностью для  человека становится все труднее  и труднее. Идеалом же культурного  человека должен стать идеал, который в любых условиях сохраняет свою подлинную человечность. Признание роли личности и воспитание новых человеческих качеств, построение культуры на новых, гуманистических идеалах, выработка экологического мышления –вот те пути выхода из сложившейся ситуации, которые предлагаются сегодня учеными.

 

Без природы  не было культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.

Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формирование и творчество. Противопоставление культуры  и  природы не имеет смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа… Не было, и нет чисто природного человека от истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный» т.е. «человек творящий».

Литература:

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

2. Культурология:  Учебное пособие / Составитель  и ответственный редактор А.А.  Радугин. – М., 1998.

3. Культурология:  Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. –  Ростов-на-Дону, 1998.

4. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

5. Развитие представлений  В.И.Вернадского о ноосфере. –  М., 1991.

6. Хайдеггер  М. Разговор на проселочной  дороге. – М., 1991.

7. Швейцер А.  Благоговение перед жизнью. –  М., 1991


Информация о работе Культура и природа, природа и индивидуум