Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:48, контрольная работа
Религия весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТО РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
2. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
3. СУДЬБА РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли верующие: христиане – 1 млрд. 400 млн., из них католики — около 800 млн., протестанты — 400 млн., православные — около 200 млн.; буддисты—около 300 млн.; индуисты – около 600 млн.; мусульмане – около 800 млн.; приверженцы конфуцианства – около 300 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них «религиозный рынок» предлагает сегодня сотни культов и религий.
Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих — хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного уровня религиозности. Проведенные в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, «как они его понимают». Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, — не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум. Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть.
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и политика. Оказалось, что и научно-техническое развитие, и социальная динамика в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа. Если вопрос ставится в глобально-историческом масштабе, а не применительно к какой-то конкретной религии в каком-то отдельном регионе, то можно лишь попытаться выявить ту тенденцию, которая является определяющей.
Так называемые вечные вопросы, не поддающиеся экспериментальной проверке, с помощью методов науки, т. е. вопросы, о смысле жизни, конечных причинах, духовном бытии высшей Реальности, являются прерогативой религиозной веры. Эти вопросы «опираются на иной опыт, отличный от научного. Здесь спорят не осязаемые факты, а различные убеждения и формы веры. Эволюция культуры немыслима без этого диалога, дискуссии мировоззрения (Мень, 1992)
Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. «В основе культурных ценностей, разделяемых также большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость (Гараджа,1995)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос связи культуры и религии рассмотрим с материалистической точки зрения, благо она достаточно обоснована и строга. Религия возникла из повседневных потребностей человека, ее появление было вызвано необходимостью объяснить явления природы и психики человека. Появление культуры трудно объяснить этим. Несомненно, она есть явление вторичное.
С одной точки зрения, первобытные религия и культура были неразрывно связаны друг с другом. В принципе, можно сказать, что происхождение всех наскальных рисунков чисто религиозное, будь то религия не в современном смысле, а в виде тотемизма или анимизма. Рисуя животных, сцены охоты, первобытный человек пытался задобрить некие высший силы, просил их о помощи.
С другой стороны, эти рисунки могли иметь чисто описательное значение, как отчет о проведенной охоте. Я склоняюсь к первой гипотезе, так как сюжеты многих из этих рисунков были фантастичны, то есть не могли быть просто описанием событий, происшедших на самом деле.
А разделение религии и культуры произошло не так давно, где-то в конце эпохи Возрождения, с развитием науки и техники. И сейчас практически этой связи нет, хотя многие сюжеты и навеяны Библией, но прямого влияния именно религии на культуру нет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гараджа В. И Социология и религия.– М.: Наука, 1995
2. Гараджа В. И. Социология религии.– М., 1996
3. Мень А. Культура и духовное восхождение.– М., 1992
4. Митрохин Л. Н. Философия религии.– М., 1993
5. Муравьев А.Ю. Культура и религия: введение в проблематику.– М., 2000
6. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова.– М., 1994