Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:44, реферат
Существует ли абсолютная свобода? Как культура связана общественной жизнью человека? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в данной работе. Я выбрала эту тему, потому что проблема свободы и культуры в жизни человека и общества довольно интересна для меня, а также актуальна в последнее время в связи с процессом «переоценки ценностей», задачей которого является создание целостной концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности человека и содержащей общечеловеческие ценности.
Введение стр.3
1. Свобода человека и общества. стр.4-9
1.1 Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания;
1.2 Неразделимость понятий свобода и ответственность;
1.3 Многозначность свободы.
2. Культура человека и общества. стр.10-14
2.1 Связь культуры с общественной жизнью;
2.2 Приоритетность культуры.
Заключение. стр.15
Список используемой литературы стр.16
«Курский государственный медицинский университет»
Кафедра философии
Реферат:
«Культура и свобода личности»
Выполнила:
Проверила:
«Курск 2012»
Содержание:
Введение стр.3
1. Свобода человека и общества. стр.4-9
1.1 Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания;
1.2 Неразделимость понятий свобода и ответственность;
1.3 Многозначность
свободы.
2. Культура человека
и общества.
2.1 Связь культуры с общественной жизнью;
2.2 Приоритетность культуры.
Заключение.
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Существует ли абсолютная свобода? Как культура связана общественной жизнью человека? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в данной работе. Я выбрала эту тему, потому что проблема свободы и культуры в жизни человека и общества довольно интересна для меня, а также актуальна в последнее время в связи с процессом «переоценки ценностей», задачей которого является создание целостной концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности человека и содержащей общечеловеческие ценности.
Вероятно, что в ходе исследования вряд ли удастся однозначно правильно ответить на имеющиеся вопросы – для этого нужны годы и опыт, не только знания. И тем не менее эта попытка будет сделана, поскольку только через первоначальное познание себя можно познать мир.
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Человек и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо человек есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях
ускоренного развития цивилизации
роль человека в обществе становится
все значительнее, в связи с
этим все чаще возникает проблема
свободы и ответственности
Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.
Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа:
возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?
Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-
материалистическое решение
из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания
человека - как вторичного производного. В обществе свобода личности
ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его
желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом
случае личность под воздействием общественных законов должна поступать
в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в
противном случае ему грозит наказание от имени общества. В своё время
Екатерина Великая говорила: «Свобода—это когда никто меня не может
заставить делать то, чего я не хочу». В действительности свобода личности
есть понятие многоплановое, многогранное.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие
понятия как свобода и
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.
Сущностные силы человека
создают ему все необходимые
субъективные возможности для того,
чтобы быть свободным, т.е. действовать
в мире по своему усмотрению. Они
позволяют ему ставить под разу
Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: «Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека».
Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.
Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без
ответственности и долга
Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.
Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.
Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.
Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.
Экономическая |
|
|
|
свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия. (индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность.) |
такой набор гражданских
прав, который обеспечивает нормальную
жизнедеятельность индивида. (современное
цивилизованное общество немыслимо
без всеобщего равного избирате |
свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. |
способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира. |