Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:13, реферат
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии,этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание,
образование, развитие, почитание) — понятие,
имеющее огромное количество значений
в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культуроло
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности.
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Традиция не может быть и не является только лишь интеграционном процессом, т.к. под этим может подразумеваться позитивистское отношение к ценностям культурного наследия. В таком отношении к системе ценностей, которое нет традиции, исключается критическое сознание и соответственно чаще всего доминирует эмоциональное, апологетическое, пристрастное отношение. понимаемая лишь как интеграционный процесс, который не подразумевает критического сознания акт исторической тотализации, традиция принимает значение традиционализма и оказывается не способной передавать от поколения к поколению духовные факты без опасности манипуляций и злоупотребления ею. Когда под понятием традиция подразумевается процесс интеграционной коммуникации, который может имплицировать некритическое усвоение ценностей культуры, принадлежащих к более ранним культурам, культурой современной, то мы имеем дело с недиалектическим пониманием этой сложной категории.
Традиция имеет свое актуальное культурное, историческое, эстетическое, политическое значение только тогда, когда под ней подразумевается процесс активной, критической валоризации культурных ценностей исторической тотализации конкретной культуры. Если же традиция определяется только как однозначная интеграционная коммуникация, это может одновременно означать, что она определяется просто как простая непрерывность принятия и передачи созданных ранее и унаследованных ценностей культуры.
Эта та модель традиции, в которой современное культурное сознание остаться пассивным и нетворческим, превращаясь, в большинстве случаев, в раба консервативного традиционализма.
Такое статичное понимание традиции чаще всего означает е консервирование. Это то состояние духа культуры, которое можно узнать по господству исключительно национальных, языковых, мифологизированных религиозных и светских ценностей, которое субституирует понятие современного национализма и шовинизма.
1.1 Определение традиции
В современных социологических концепциях определение категории традиции чаще всего можно отметить четыре основных перехода к традиции первый как к регрессу и стагнации в культуре, второй как modus vivendi, третий как к условию любой культурной динамики, четвертый как к различному действию традиции в материальной и духовной культуре. Недиалектичные подходы к традиции как к фактору регресса и стагнации культуры основываются на гипертрофировании негативных и неприемлемых культурных ценностей, которые передаются с традицией, а также и на злоупотреблении традицией в моменты социальных перемен, о чм говорил К. Маркс, подчркивая, что традиция всех мртвых поколений как кошмар давит на мозг живых.
По мнению К. Маркса это происходит потому, что революция не может черпать свою поэзию из прошлого, а только из будущего. Такое понимание роли традиции в современных измерениях, которое отождествляется с понятием традиционализма, чаще всего ведут к иррационализму, проявляющегося в разного рода явлениях.
Точка зрения, что любой прогресс это всегда только риск, экстремальна и неприемлема. Такое понимание традиции представляет собой фаталистическое понятие того, что присутствует в культурном наследии в качестве ценности. Одновременно оно означает отказ от любого усилия, направленного на изменения существующей культурной и общественной действительности. Позитивные функции традиции проявляются не только в сохранении и поддержании постоянных, универсальных культурных ценностей, но и в том, что традиция присутствует в развитии культуры и представляет собой неотъемлемую часть континуитета каждой национальной культуры. в разнообразной форме современной культуры передаются транспонированных подлинные культурные ценности и получившие новые формы ценности и нормы, которые проявляются в содержании фольклора, религии, образа жизни каждой конкретной группы и народа.
В области материальной культуры разрыв с традицией гораздо более значителен, чем в области духовной культуры. в материальном производстве традиция действует как одно целое передает существующий способ производства и тем самым дат возможность возникновение нового.
Критичное усвоение традиции, также как и динамичное присутствие в области материального производства более очевидно, чем в области духовной жизни. Обычаи, религия, верования, идеологии и остальные плоды духовного развития наиболее оправдано используются с атрибутом традиционные, поэтому понятно, что они более устойчивы к переменам и занимают в современной культуре гораздо более заметное место, чем этого можно было бы ожидать.
В материальном производстве непосредственно проявляется замена традиции прогрессом, и этот же самый прогресс происходит гораздо медленнее и незаметнее в области духовной жизни, зачастую приобретая лишь символическое, метафорическое и мифологическое значение. Поэтому и понятно, что в материальном производстве взаимопроникновение и взаимодействие традиции и прогресса выражено больше, чем в духовном производстве.
Утверждение, что в любом прогрессе содержится традиция, следует понимать, как прогресс тотализации культур прогресс и традиция взаимно обусловлены и диалектически противопоставлены они состоят в отношении творческого отрицания. В процессе формирования культур человечества во все эпохи его развития традиция и прогресс проявляются в историческом единстве, которую надо понимать как гуманистическую и генетическую суть всех человеческих культур.
Социальные подме на всегда способны создать значительную культуру, большей частью они е обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери.
А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил культурных измерений. Связь культуры с общественной жизнью, е понимание как процесса творческой и социальной деятельности человека истина объективная и давно известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются а специфика законов культуры б е конкретное социальное бытие.
Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. Конечно, всемерно учитывая специфические культурные законы, прогресс культуры нельзя отрывать от изменений, происходящих в социальной и экономической жизни страны. Ничейной культуры не бывает. Она всегда принадлежит человеку, социальной группе, обществу, выступает специфической концентрацией социального опыта людей.
Для нашей страны культурная ситуация отягощена странным идеологическим наследием, которое по своим последствием может быть сопоставлено лишь с татаро-монгольским игом, отбросившем нашу Родину на два столетия назад.
Нам остался один шаг до антропофагии. Она прямое следствие эгоизма и индивидуализма, когда каждый только за себя и когда выживает тот, у кого крепче зубы. В самом деле как-то незаметно мы умудрились исключить из нашей жизни всю мораль и подвести теоретическую базу под е отрицание. Все эти черты не объединяют, а разъединяют людей, что нужно в конкурентной борьбе, но неприемлемо в морали. Таким образом приоритетность культуры основной закон жизни всей человеческой цивилизации.
2.1. Мировое общество и культура
В конце XIX начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры.
Известно, что некоторые деятели отечественной культуры, в том числе и Максим Горький, считали, что в преддверии социальной революции необходим был определнный подъм культурного развития народа, его интеллектуальных сил. Иначе велика оказывалась интеллектуальная поляризация, трудно было добиться желаемых результатов.
Так и произошло. Современная духовная жизнь развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные е черты ведение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности. Культура повседневной жизни Теоретическая работа А. Хелер на тему повседневности, т.е. повседневной жизни человека в современной социологической литературе стала настоящим вызовом.
А. Хелер опиралась на то, как в своей эстетики рассматривал повседневное мышление Г. Лукач, что ознаменовало собой новую степень в е развитии, поставила категорию повседневной жизни в непосредственную связь с возможностью неотчужднной повседневной жизни в современном обществе. По Г. Лукачу повседневное мышление представляет собой продукт эстетического и научного мышления, эстетического и научного поведения в повседневной жизни.
Эстетические научные мышления вырастают из повседневного мышления для того, чтобы дифференцироваться и потом в процессе рецепции вернуться туда, откуда они пришли. А. Хелер сформулировала свою философию повседневной жизни в духе Хайдеггера и Гегеля. По философской концепции Гегеля повседневная жизнь, в принципе, находится вне философии, а сам предмет философии это отчуждение и возвращение мирового духа в мировую историю, поэтому отдельный человек не стоит и не может стать предметом философии только в том случае, если он является носителем мирового духа. В отличии от Гегеля у Хайдеггера Существо и время повседневная жизнь стоит в центре анализа, но для него повседневная жизнь это, в принципе, отчужднная жизнь.