Культура ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Ислам-третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях, морали и т.п.

Содержание работы

Введение
1.Ислам: направления, течения, секты
1.1 Основатель ислама
1.2 Направления, течения, секты
2. Ислам как образ жизни:
2.1 Источники вероучения;
2.2 Символ веры ислама;
2.3 Шариат;
2.4 Основные ценности ислама;
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды;
2.6 Праздники в исламе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

культура ислама.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Агрономический  факультет

Кафедра истории, политологии и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:                                              Культура ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса     агрономического факультета, гр1102 Маркова Ирина

Руководитель: Михайлова Надежда Дмитриевна

 

 

 

                                   

                                       

                                      Новосибирск - 2013 год

                                                  

                                                 Содержание: 

Введение

1.Ислам: направления,  течения, секты  

1.1 Основатель  ислама  

1.2 Направления,  течения, секты 

2. Ислам как  образ жизни:   

2.1 Источники  вероучения;   

2.2 Символ веры ислама;   

2.3 Шариат;   

2.4 Основные  ценности ислама;   

2.5 Этикет принятия  пищи, запреты, предписания и обряды;   

2.6 Праздники  в исламе.

Заключение.

Список используемой литературы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                           

                                                  Введение

В своём реферате я хочу рассказать про культуру ислама. Эта тема мне показалась более интересной, и я сама хотела поближе познакомиться с ней. Моей задачей являлось - рассмотреть культуру ислама и раскрыть основные направления, течения и ценности.        Ислам-третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях, морали и т.п.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифо-поэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции - и тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако, на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать второстепенным. Однако, важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.       

                1. Ислам: Направления, течения, секты

В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течении нескольких лет захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Северного востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство – Арабский Халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру. С течением времени халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохранили религиозную общность. Ислам распространился в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например, в  Индонезии, Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье.

Сегодня на земле  ислам исповедуют около миллиарда  человек. Поэтому ислам - наряду с  христианством и буддизмом - называют мировой религией.

 

                                       1.1 Основатель ислама

  Основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился в 570 году н.э. При  создании своего учения пророк опирался на три основные религии, распространенные тогда в Аравии: семитическое язычество, иудаизм и христианство.

Мухаммед начал  свою религиозную деятельность в  Мекке, которая была в то время  крупным религиозным и торговым центром региона. Главной религиозной  святыней Мекки был храм Кааба  с Черным камнем. В храме хранились изображения племенных богов. Все это сделало Каабу объектом паломничества арабов.

Первыми верующими  стали ближайшие родственники Мухаммеда, его слуги и рабы. Между приверженцами  новой религии и язычниками в  конце концов возник конфликт. Пророк был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину). Казалось, став изгоем, Мухаммед должен был попасть в полную зависимость от принявших его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами.

Таким образом, Мухаммед получил возможность распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община – умма, ставшая ядром будущего арабского государства. Став во главе Ясриба (в последствии города-пророка-Медины, где он был похоронен в 632 году) Мухаммед подчинил себе всю Аравию, в том числе и Мекку после ряда сражений с мексиканцами был заключен договор. Они признали власть пророка, приняли ислам. При Мухаммеде ислам представлял собой единую, монолитную религиозную систему. После смерти пророка возник вопрос о верховной власти. Преемники пророка - халифы - должны были следить за тем, чтобы люди жили в соответствии с Кораном и Сунной.

Среди мусульман  началась борьба за власть. Третий халиф  Осман - был убит мятежниками. Четвертый  халиф - Али был признан далеко не всеми мусульманами. Али был не только ближайшим соратником Мухаммеда, но и родственником пророка - его двоюродным братом. Многие из сторонников Али считали, что родство с пророком дает ему и его потомкам-исключительное право на власть, что они одни обладают унаследованной от Мухаммеда способностью быть посредниками между Богом и человеком.

В ходе борьбы Али  с Омейядами (родственниками Османа) в конце VII века появилось течение  в исламе - хариджиты.

                             1.2 Направления, течения, секты

Одним из главных  направлений ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди Сунны) и считают, что  именно они придерживаются традиций пророка. Суннитом является тот, кто  признает первых четырех халифов  законными, кто не сомневается в достоверности хадисов (рассказов о Мухаммеде, входящих  в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил. В настоящее время большая часть мусульман – сунниты.

Уже в VII-VIII веках  в исламе начинает выделяться мистическое  направление – суфизм. Суфии (от слова «суф», означающего грубую шерстяную накидку, в которую они облачались) - это своеобразные мусульманские монахи. Первые религиозные общины суфиев появились в Ираке (Куфа, Басра, Багдад) и Сирии в начале VII века, затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Подавляя, а то и пугая правоверных своим необычным видом и странным поведением, суфии  вначале вызывали настороженное к себе отношение, подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху, стремясь уйти от мирских дел, отказываясь от имущества и от земных привязанностей, усмиряя свои чувства и страсти, суфии как бы противопоставляли себя обычным правоверным и считали необязательным для себя те нормы жизни, обряды и условности, которые были обязательны для последних. Однако с течением времени к суфиям привыкли. Суфии стали чувствовать себя в исламском мире более уверенно; официальные власти признали их и, более того, стали широко использовать их авторитет и призывы подчиниться воле Аллаха. Суфизм распространился в Южной и Юго- Восточной Азии, а также в Турции.

В XVII веке аль-Ваххаб и его сторонники – ваххабиты, стремясь вернуть исламу первозданную чистоту, стали выступать против мирских развлечений, а также  против  посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал строгий монотеизм. Ваххабиты энергично боролись против всего, что противоречило их убеждениям, в том числе против почитания святых мест. Выступив под лозунгом джихада, ваххабиты разгромили ряд аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали священный Черный камень в храме Каабе).

После смерти Али  политическая оппозиция приобрела  характер религиозно-сектанского движения, противостоявшего суннизму. В дальнейшем из этой секты развился шиизм. Шииты  верят, что Мухаммед, наделенный божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна святость не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался на его личных качествах. Получила распространение легенда, что архангел Джебраил просто перепутал Мухаммеда и Али, так как они были очень похожи. В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только Алид – потомок пророка из линии Али. Шииты создали свой кодекс священных текстов. Они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али.

Одной из крупнейших шиитских сект являются алавиты. Ее основателем  считается Мухаммед Ибн Нусайр. Учение алавитов представляет собой смешение элементов шиитского вероучения и христианства. Согласно учению алавитов, Бог воплощение трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые периодически воплощаются в пророках. Как и многие другие шиитские секты, алавиты признают перенаселение душ, отвергают некоторые обряды и моральные запреты ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают христианских апостолов, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). 

                                 2. Ислам как образ жизни

Основным кредо  ислама является широко известная и  часто употребляемая фраза: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Только один Аллах - бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть учения донес до правоверных великий пророк Мухаммед.

Роль Мухаммеда  в возникновении ислама трудно переоценить. Далеко не один пророк стоял у колыбели всей мудрости ислама, всех предписаний Корана и норм шариата (все это создавалось на протяжении долгих десятилетий  и идейных представлений, существовавших и развивавшихся задолго до ислама), но именно Мухаммед был основателем новой религии, определил ее основные параметры и сформулировал суть ее принципов.                                 

 

                                  2.1 Источники вероучения

Основные идеи и принципы Мухаммеда зафиксированы  в Коране, основном источнике мусульманского вероучения. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в качестве посредника между богом и людьми). Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Эта легенда  о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией. Но объясняется все намного проще, нежели то пытается делать мусульманское богословие. Сам Мухаммед книг не читал, в том числе и Библии. Однако, ступив на стезю пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием иудо-христианских  текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем боге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед. Перерабатывая их в своем сознании и умело сочетая с арабской  национально-культурной традицией, Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые будучи затем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана.

Исследователи Корана немало потрудились над изучением этой книги, истории и обстоятельств ее возникновения и оформления, ее канонизации. По мнению одного из лучших знатоков арабской культуры академика И.А. Крачковского, специально исследовавшего и переведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языка и стиля отдельных его глав, можно ощутить определенное единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда. Специалисты различают среди глав (сур) Корана две основные группы - мексиканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда, когда еще мало кто признавал его вероучителем, и медицинскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного и почитавшегося основателя ислама.

Коран состоит  из 114 разных по характеру и объему глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую правоверными и играющую роль в исламе  роль христианской молитвы «Отче наш», то все остальные 113 глав расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев.

По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно  найти рассуждения о порядке  развода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Мекки и Медины- рассуждения о мироздании, о взаимоотношении человека с миром сверхъестественных сил. Много  места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное  предание о жизни и деятельности пророка. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях пророка по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях.

Информация о работе Культура ислама