Культура эпохи античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:43, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus -древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Файлы: 1 файл

Культура эпохи античности.docx

— 23.17 Кб (Скачать файл)

Культура эпохи античности

     Термин  "античность"   происходит  от  латинского  слова   antiquus  -древний. Им принято называть  особый  период  развития  древней   Греции   и Рима, а также тех земель и народов, которые находились  под их  культурным влиянием.  Хронологические рамки этого периода,  как и любого   другого культурно-исторического явления,  не  могут быть точно определены,  однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:  с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества  в Греции и до V н.э.  - гибели  римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были  пути  социального   развития  и особая форма собственности - античное рабовладение, а  также  основанная  на ней  форма  производства.  Общей  была  их  цивилизация  с  общим  историко-культурным комплексом. Главными,  стержневыми   в античной культуре били религия и мифология.   Мифология была  для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их  мировосприятия,  она была неотделима от жизни этого общества.   Затем -  античное  рабовладение.  Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было  и основой мировоззрения людей того  времени.  Далее следует выделить  в   качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру.  При изучении  культуры  древних Греции   и   Рима   необходимо   прежде   всего сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры.

  Античная  (или   древняя)   Греция   была   колыбелью   европейской цивилизации  и   культуры.  Именно  здесь  были  заложены  те   материальные, духовные, эстетические ценности,  которые  в той или иной  мере  нашли   своё развитие почти у всех  европейских народов.  Историю  древней Греции  принято  делить  на  5   периодов,   которые  являются одновременно и культурными  эпохами:    - эгейский или  критомикенский (III - II тыс. до н.э.),    - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.)?  - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),   - классический (V - IV вв. до н.э.)  - эллинистический ( вторая половина  IV  -   середина   I   вв.   до н.э.  Наибольшего расцвета  культура  древней Греции  достигла   в   классический период.

Греческая религия складывалась  в  эгейскую  эпоху   и   несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их  женскими  божествами.  Как у всех древних народов,  у греков  были  местные   общинные   культы,   боги- покровители отдельных городов-полисов,  земледельческие боги.  Но  уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения  местных богов великими богами  Греции  -  Олимпийцами. Формы культа у греков были  сравнительно  просты.  Наиболее  обычной частью  культа  было  жертвоприношение.  Другими элементами   культа   были возложение  венков  на  алтари,   украшение статуй  богов,   их   омовение, торжественные процессии,  пение   священных   гимнов   и   молитв,   иногда религиозные пляски.  Отправление общественного культа  рассматривалось   как дело государственной важности. Помимо  общественного  культа  существовал  и частный,   домашний  культ,   обряды  его,   более  скромные,    совершались главами семей и родов.

Следующая  доминанта  греческой  культуры  -  мифология.   Греческая  мифология -  это не только и не столько мир религиозных  представлений,  это мир греков вообще, это сложное  и  обширное  целое,  куда  входят  наряду  с собственно мифами  также  и  исторические  легенды  и  предания,   сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные  вариации на  мифологические  темы. Но  так как эти разнообразные  элементы с  трудом  отделимы  друг  от  друга, следует рассматривать  эту широко понимаемую мифологию  в целом.

Итак, греческая   мифология   при   всей  сложности  и  разнообразии входящих в неё элементов  имеет  одну  особенность  и  доныне   производящую столь   сильное    впечатление   на   слушателя   и   читателя   -   высокая художественность и  гуманизм образов.

Одним  из   самых  замечательных  явлений  древнегреческой  культуры является театр.  Он возник на основе  народных  песен  и  плясок  во   время праздников  в  честь  бога  Диониса.  Из  обрядовых  песен,  которые   пели, облачаясь  в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос  -   козёл,   ода   - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Ведущими  архитектурными  сооружениями  классической   Греции   были храмы,  театры,  общественные  здания.  Основным  архитектурным  сооружением является  храм.   Самые   знаменитые   образцы   греческой   архитектуры   - сохранившиеся до  нашего  времени  в  афинском  акрополе  храмы  Парфенон  и Эрехтейон.  В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический,  ионический  и коринфский.  Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного  атрибута древнегреческих сооружений.   Живопись была  широко   распространена   в древней Греции  в виде фресок и мозаик,  которыми украшают храмы и здания,   но  они   почти   не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи  относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Эллинизм (эллинистическая эпоха III  -  II  вв.   до  н.э.)  принято  рассматривать прежде  всего как культурное  явление,  как распространение греческой   культуры   в   завоёванных    Македонией    странах.    Культура эллинистического мира была  сложна  и многообразна.  Она была  синтезом  и разными сочетаниями греческой   культуры   и   культуры  стран  Ближнего  и Среднего Востока.  Для  эллинистической  культуры  характерно  её  греческое оформление и  глубокие местные традиции.   В  этот  период  получил  широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык  -   койне,   ставший средством   межнационального   общения.    Греки   -   воины,     чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях  эллинистического мира, преодолевали полисную  ограниченность  своих  взглядов.   В  их  среде получило широкое распространение новое мировоззрение  -   космополитизм  (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

Древнеримская культура прошла  сложный  путь  развития  от  культуры римской  общины  города-государства,  впитав  культурные  традиции   древней  Греции,  испытав  влияние  этрусской,  эллинистической  культур  и   культур народов  древнего  Востока.   Римская  культура  стала  питательной   почвой культуры  романо-германских народов  Европы.   Она  дала  миру  классические

образцы   военного   искусства,    государственного    устройства,    права, градостроительства и многое другое.  Историю древнего Рима принято  делить на три основных периода:  - царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),  - республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н. ), - период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).    С V в. до н.э. начинается серьёзное  влияние  греческой  культуры  и религии,   идущее   через   колонии  греков  в  Италии.   Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний  многим  обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Примерно  с  IV  в.  до  н.э.  распространяется  греческий  язык, главным образом среди  верхних  слоёв  населения.  Получают  распространение некоторые греческие обычаи:   брить бороды  и коротко   стричь   волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV  в.  до  н.э.  в  Риме  вводится медная монета по греческому образцу,  а  до  этого  платили  просто   куском меди.   Развитие  римской цивилизации привело к значительному росту   и возвышению столицы государства города  Рима. Отличительной   чертой   городов   эпохи   империи   было   наличие коммуникаций:  каменных  мостовых,  водопроводов   (акведуки),   канализации (клоаки).   Изобразительное искусство Римской   имперации   впитало   в   себя достижения всех  завоёванных   земель  и народов.   Дворцы  и общественные здания украшались  настенными  росписями и   картинами,   главным   сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии,   а также изображение воды и зелени.    Основные  черты античного типа  культуры  проявились   посредством нормы, классики и эстетической формы.   Понятие нормы как понятие культуры  складывается   уже   в   эпоху Древней Греции,  но получает завершённость,  целиком расцветает  в римский период античности.

  Римская культура  -   это   языческая  культура.   Но  эпоха  поздней Римской империи   ознаменована  широким  распространением   в   её   пределах нового  вероучения - христианства, которое  одержало  окончательную  победу  в Риме при императоре Константине (324 - 330).  Четвёртое  столетие нашей  эры  было   временем   расцвета  христианского  красноречия.

Античная  культура  -  уникальное  явление,   давшее  общекультурные ценности буквально  во  всех областях духовной и материальной  деятельности. Всего  три  поколения  культурных  деятелей,   жизнь   которых   практически укладывается в классический период истории Древней Греции,  заложили  основы европейской цивилизации  и  создали  образы  для  подражания  на  тысячелетия вперёд.    Отличительные   черты    древнегреческой    культуры:    духовное многообразие,  подвижность  и свобода - позволили  грекам  достичь  небывалых высот  прежде народы подражать грекам, строить  культуру  по  созданным  ими  образцам.     Культура Древнего  Рима  -  во  многом   продолжательница   античных традиций  Греции  -   отличается   религиозной   сдержанностью,   внутренней суровостью и внешней целесообразностью.  Практицизм римлян  нашёл  достойное выражение   в   градостроительстве,    политике,    юриспруденции,   военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру  последующих эпох в Западной Европе.

 Эпоха Средневековье

В исторической науке понятие «средневековье»  укрепилось после того, как в эпоху  Возрождения был провозглашен возврат  к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и  Возрождением с легкой руки итальянских  гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного  периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории  человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения  и деятелей французского Просвещения  понятие средневековья было синонимом  одичания и грубого невежества, а  средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Социальная культура средневековья  выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит  взаимодействие двух начал – собственной  культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную  культуру языческой родоплеменной  жизни галлов, готов, саксов, ютов и  других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.  Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.  В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Средние века – время напряженной  духовной жизни, сложных и трудных  поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать  исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.  В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного  развития, иную, чем знали прежние  времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с  помощью христианского догматизма, культура средних веков создала  новые художественные стили, новый  городской образ жизни. Вопреки  мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие  достижения духовной культуры, в том  числе институты научного познания и образования.  Как нельзя более  удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом  М. К. Петровым: он сравнил средневековую  культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как  они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению  к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

Эпоха нового времени С точки зрения историков, Новое время — это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение — франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано. Как известно, культура — явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия. В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало «новое» как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры.

Слово «гуманизм» родственно древнему латинскому слову homo (человек). В наше время понятие «гуманизм» имеет разнообразные истолкования, но все они неизменно включают основной его признак – «человечность», под которой подразумевается отношение к человеку как к высшей ценности среди всех возможных во Вселенной. В этом понятии заключено и гордое возвышение человека над миром Природы и отвержение всевластия Бога, отступающего там, где ситуацией владеет человек, и, в то же время, различное понимание самого слова «человек» – то ли как «человек вообще» (всякий, любой человек, индивид), то ли как «человек особенный» (выдающийся, неповторимо одаренный человек – полководец, правитель, артист, т.е. личность, единственная в своем роде). Все эти и другие смыслы понятия «гуманизм» были проговорены, объяснены в литературе и испытаны в жизни на протяжении почти полутысячелетнего существования в Европе (в XV-XIX веках) эпохи гуманистической культуры, которая заместила здесь культуру средневекового типа.

В эпоху Нового времени утвердилось  представление о законе как исходной управляющей силе в природе и  обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл – впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась «естественной», присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

Информация о работе Культура эпохи античности