Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:59, реферат
В данной информационно-аналитической справке будут рассмотрены различные проявления духовной и культурной жизни одного из периодов истории Китая, а именно, периода правления династии Тан (618-907 годы). Кратко будут изложены черты, характерные для архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, философии, религии, театра, музыки и городской жизни средневекового Китая.
Прежде чем непосредственно начать говорить о различных аспектах культуры, стоит ознакомиться с политической атмосферой в Китае в данный период. Это поспособствует пониманию того, какие политические процессы могут дать «толчок» к культурному расцвету страны, который можно было наблюдать в Танской империи.
Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД Российской Федерации
Кафедра Востоковедения
Информационно - аналитическая справка
по
Истории Традиционного Востока
Тема:
«Культура эпохи правления
династии Тан в Китае (618-907 гг.)»
Студентки факультета МО,
1 курса, 1 ак. группы
Каганец А.А.
Научный руководитель
Стапран Н.В.
Москва
2008
Оглавление
Введение
В данной информационно-аналитической справке будут рассмотрены различные проявления духовной и культурной жизни одного из периодов истории Китая, а именно, периода правления династии Тан (618-907 годы). Кратко будут изложены черты, характерные для архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, философии, религии, театра, музыки и городской жизни средневекового Китая.
Прежде чем непосредственно начать говорить о различных аспектах культуры, стоит ознакомиться с политической атмосферой в Китае в данный период. Это поспособствует пониманию того, какие политические процессы могут дать «толчок» к культурному расцвету страны, который можно было наблюдать в Танской империи.
В эпоху правления династии Тан страна была объединена под единой властью впервые за четыре столетия, что, несомненно, положительно отразилось на жизни общества. Но расцвет Танского Китая не в последнюю очередь был связан с государственной мудростью его правителей. Правителями учитывался печальный опыт предшественников, что привело к усилению контроля над бюрократией, созданию при дворе равномерного представительства регионов.
Важным аспектом является то, что возрастало значение города как политического и экономического центра. В городах функционировали административные учреждения, суды, монастыри, тюрьмы и т.д. Здесь жили влиятельные сановники, чиновники, военачальники, купцы1. Но для рассмотрения данной темы важно то, что в эпоху правления династии Тан города становятся также культурными центрами. И этому процесс стал возможен не в последнюю очередь благодаря активному развитию торговых связей с внешним миром (с Византией, Ближним Востоком, Средней и Юго-Восточной Азией), что способствовало культурному подъему не только Китая, но и многих других государств Востока.
Города
В древнем Китае преобладали два типа городов: город-укрепление и город -административный центр. В период Тан города стали развиваться как центры ремесла и торговли. Благодаря расширению внешних контактов Китая, особое развитие получили портовые города, через которые велась внешняя торговля. Но в городах жили не только торговцы и ремесленники, среди городского населения было большое количество чиновников, представителей богатых сельских кланов, аристократии, монахов, слуг и обслуживающего персонала, также в городах проживали врачеватели, актеры, гадатели, предсказатели, нищие и т.д.
Расцвет китайских городов начался в период Чжоу (VII-II века до н.э.), но в период Тан развитие городов получило дополнительный импульс. Размер и численность многих из них значительно увеличились. Изменялась, прежде всего, за счет буддийских храмов их архитектура. Более строгой и линейной стала планировка кварталов, ориентированная по сторонам света. Жилища строго регламентировались (не более трех пролетов между столбами) и группировались вокруг внутренних дворов. За порядком в городах следили специальные служители и подчиненная им городская стража. Многие городские улицы были вымощены камнем.
Конечно, город разительно отличался от деревни, но он был абсолютно одинаков с ней в главном ─ в статусе и правах. Город, как и деревня, был податной и административной единицей, не обладающей ни правами, ни привилегиями, ни гарантиями2.
Славу и блеск Танской империи (VIII-IX века) придавали три ее столицы ─ Чаньань, Лоян и Тайюань. Они поражали современников сказочной красотой императорских дворцов, роскошью храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати.
Самым крупным городом был Чаньань (современный Сиань). В первой половине VIII века его население составляло около 1 миллиона человек. Чаньань постепенно стал крупнейшим торговым центром Восточной, Юго-Восточной и Средней Азии. Это нашло отражение в быте его многонационального населения. Например, во дворцах знати и богатых купцов имелось было принято иметь множество предметов искусства среднеазиатского происхождения3.
В рассматриваемый период были переосмыслены заимствованные в IV-VI веках иноземные архитектурные образы, структуры и формы, которые были органически соединены с наиболее ценными традициями древней китайской архитектуры.
В период Тан по-прежнему большая роль принадлежала монументальной скульптуре и деревянной архитектуре, отличавшимся гармонией линий и спокойным величием форм. В основе каждого сооружения лежал определенный набор стандартных архитектурных элементов: одноэтажный прямоугольный павильон («дянь»), многоэтажные здания с обходными галереями («гэ»), беседка в парке («тин») и галерея («лян»). Различные сочетания этих элементов создавали основу самых разных зданий. Стены, не являлись несущими конструкциями, так как изогнутые черепичные крыши поддерживались столбами и балками, обычно покрытыми красным лаком.
Скульптура, как и ранее, развивалась в значительной мере на базе религии, в основном, буддизма, так как много скульптурных изображений размещалось в храмах. Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Лица буддийских божеств приобретают национальные китайские черты, а для их тел и одежд характерны мягкость и объемность. Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным разнообразием и познавательностью4.
Конфуцианство, вновь занявшее в период Тан позицию официальной религии, диктовало основные нормы жизни, моральные принципы, определяло характер администрации, систему образования в стране. В основу танских законов были положены порядки, выработанные поколениями конфуцианцев.
В танскую эпоху плодотворно шло развитие учения буддизма, что выразилось в формировании нескольких оригинальных школ: секта Тяньтай, учение Хуаянь. Буддийская организация являла собой могущественную систему, что иногда приводило к ее гонениям, которые вызывались стремлением императоров к секуляризации земель и имущества.
Исконно китайское учение даосизм, все более превращалось в народную религию. Даосизм привлекал все слои общества, прежде всего, учением о вечной жизни. Для достижения бессмертия верующим следовало соблюдать заповеди и вести добродетельный образ жизни.
Важнейшей чертой средневековой философии Китая являлся синкретизм, родившийся на основе сосуществования конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма5.
Развитие философской и религиозной мысли в Китае так же способствовало развитию науки. В «Пяти книгах в правильном содержании», которые стали каноном конфуцианства в новой «редакции» и с новыми «комментариями» излагались элементы естествознания, физики, учение об обществе и государстве, основы права и морали, рассуждения об историческом процессе. В сочинениях даосов, смысл которых был скрыт от непосвященных, сохранились рецепты лекарств, а также описания свойств металлов и минералов, лечебных трав6.
За временем правления Танской династии прочно установилась репутация золотого века китайской классической поэзии. После объединения страны возникли благоприятные условия для расцвета литературы. Именно в танское время окончательно формируется китайский литературный язык «вэньянь», изобретается книгопечатание.
Расцвет китайской литературы наступает в VIII веке. Его открывают певцы природы и дружбы Мэн Хао-жань и Ван Вэй. Поэты Гоа Ши и Цэнь Шень поведали правду о тяжелой доле воинов, которых посылали охранять завоеванные земли. Гуманистическая лирика Ли Бо проникнута стремлением к постижению смысла жизни. Его образам часто свойственна гиперболичность, атмосфера произведений в большинстве случаев жизнерадостна. Творчество другого величайшего китайского поэта Ду Фу пронизано жалостью к страдающему, бедствующему народу. В его сдержанной и суровой поэзии общественные мотивы тесно переплетаются с личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в творчестве Бо Цзюй-и, который получил известность благодаря своим пейзажным и философским четверостишьям. Так же к числу выдающихся лириков VIII-IX веков относятся Юань Чжень, Ли Шань-инь, произведения которых насыщенны сложными образами и субъективизмом7.
Театр
В связи с общим подъемом культуры в период Тан поднялся уровень музыкального образования, были созданы первые придворные актерские группы. Обусловленный распространением буддизма рост разнообразных контактов привел к заимствованиям мелодий, песен, музыкальных инструментов, темпераментных танцев из среднеазиатского искусства. Благодаря всему этому появляется новая сценическая песенно-танцевальная форма «дацюй». Она явилась одной из основ китайского театра, объединив музыку, пение, танец и пантомиму.
В VIII веке при дворе танского императора Сюань-цзуна была создана первая профессиональная театральная школа «Грушевый сад» («Лиюань»), где готовили музыкантов, танцовщиц и певиц для дворцовых представлений. Это же название получила и придворная актерская группа8.
По тематике китайская живопись делилась на несколько разделов: портретная живопись (жанр «люди»), пейзажная живопись (жанр «горы и воды»), жанр «цветы и птицы». По объему произведений среди жанров несомненно лидирует жанр "горы и воды", хотя как самостоятельное течение он утвердился позже портретного. Зрелости же данный жанр достиг в эпоху правления Танской династии. Особую популярность пейзажного жанра в Китае можно объяснить в частности широким распространением концепции «гармонии человека и природы».
Для жанра "цветы и птицы" характерны темы растений, камней и скал, а также зверей, птиц, насекомых и пр. Именно в эпоху династии Тан жанр "цветы и птицы" становится самостоятельным.
В китайской живописи следует различать два базовых стиля изображения: стиль «гунби» и стиль «сеи». Для картин в стиле «гунби» («тщательная кисть») характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и множество деталей. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.
В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботиться о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точности деталей.
Обязательными атрибутами картин китайских художников были название картины, стихотворное сопровождение и личная печать автора. В целом картина должна была являть единство поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати)9.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты культурной жизни эпохи правления династии Тан в Китае. Это позволит, во-первых, сформировать более четкие представления о том, как жили люди в средневековом Китае. Во-вторых, продемонстрирует то, что уровень развития образования, наук и искусства в Китае был довольно высок даже по сравнению с достижениями европейского средневековья.
В немалой степени культурный взлет был обусловлен централизацией власти, повышением уровня жизни народа, четкой иерархией во всех сферах жизни. Государство усиливается, постепенно превращаясь в единый организм, что становится моральным фундаментом для народа.
Многие характерные особенности китайского искусства последующих эпох берут свое начало именно в Танский период. В это время бурно развивается торговля с другими странами Востока, что способствует расширению культурных связей Китая с ними. Это приводит к заимствованию иностранных достижений в искусстве, науке, дает «импульс» для интеллектуальных и духовных исканий китайского народа. Активность, готовность заимствования, поиск новых идей, стремление к совершенству прочно укоренились в сознании китайцев, живших в период Тан, что и явилось одной из основных причин культурного расцвета.
Информационный портал http://www.chinadata.ru/paint_
1 История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина и др.; под ред. А.В. Меликсетова – М. :МГУ, 2004. – 752 с. (исп.с. 169, 171, 179,180)
2 Васильев Л.С. История Востока В 4 т. Т. 3. / Л.С. Васильев. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МГУ, 2003. –568 с. (исп.с. 381, 382)
3 Всемирная история в 10 т. Т.3 / Е.С. Варга, В.П. Волгин, М.Я Гефтер и др.; под ред. Е.М. Жукова – М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. – 747 с. (исп.с. 40)
4 Советская энциклопедия в 30 т. Т.12 / Н.К. Байбанов, А.А. Благонравов, Б.Е. Быховский и др.; под ред. А.М. Прохорова-М. ; Советская Энциклопедия, 1973.- 652 с. (исп.с. 237)
5 История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина и др. ; под ред. А.В. Меликсетова – М. :МГУ, 2004. – 752 с. (исп.стр. 192-197)
6 Всемирная история в 10 т. Т.3 / Е.С. Варга, В.П. Волгин, М.Я Гефтер и др.; под ред. Е.М. Жукова – М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. – 747 с. (исп.с. 142, 143)
Информация о работе Культура эпохи правления династии Тан в Китае (618-907 гг.)