Культура Эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:45, творческая работа

Описание работы

Конец XVII – начало XVIII века. Установление прочного мира, процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет культуры.
Улучшается общественное положение британских художников.
Формируется национальная школа живописи.
Творчество художников включается в общеевропейский поток развития живописного искусства. К середине ХVIII в. в

Файлы: 1 файл

Презентация.ppt

— 575.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Западной Европы

конца  XVII - начала XVIII в.в.

 

 

Культура Эпохи Просвещения

 

 

 

 

Страница  истории  Англии  
«Золотой век»  Великобритании

 

 

 

 

Расцвет английской  живописи

 

 

 

 

Национальная школа живописи. 
Великие художники Англии  
начала XVIII века 1768 год.

 

 

  • Конец XVII – начало XVIII  века. Установление прочного мира, процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет   культуры.
  • Улучшается общественное положение британских художников.
  • Формируется национальная школа живописи.
  • Творчество художников включается в общеевропейский поток  развития живописного искусства. К середине ХVIII в. в Англии появилось несколько великолепных мастеров кисти.
  • Этому способствовала деятельность Королевской академии  художеств, открывшейся в 1768 г.
  • Ежегодные академические выставки позволяли художникам  обмениваться профессиональными взглядами и мнениями.
  • Портрет в это время приравнивали к “исторической”   живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томас Гейнсборо 
 
1727 -1788

 

 

 

 

Творческий путь Томаса Гейнсборо

 

1.Реставрация старых картин 

изучение, в связи с этим, различных техник живописи 

(особенно голландских художников  ХУII  века)

 

3. Создание нового “элегантного стиля”

  • переезд в Бат — модный зимний курорт (“город наслаждений”)
  • Изучение картин А. Ван Дейка, Мурильо и Рембрандта.
  • Создание нового “элегантного стиля” в искусстве портрета: изменение пропорций, утончение черт лица и увеличение высоты   прически для придания большей стройности модели как отражения  благородства происхождения.

 

2. Соединение портрета и пейзажа

первые эксперименты по соединению портрета с пейзажем  (“Супруги Эндрюс” “Утренняя прогулка. Портрет У. Хэллета с женой”). Почти фотографическая точность первых портретов

 

4. Переезд в Лондон 

приглашение Гейнсборо в члены – учредители  Королевской Академии

 

Джон Констебль так охарактеризовал творчество Гейнсборо: 
«Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг». 
 

 

 

 

 

 

Томас Гейнсборо.  
Автопортрет. 1787 год.  
Королевская академия художеств в Лондоне. 

 

 

 

 

Эксперименты Гейнсборо в области колорита: 

 

  • начало работы в полумраке при свечах, позволявшем четче выявить главное;
  • расчет художника на мерцание красок картины в полумраке;
  • поиски техники, сочетавшей тонкий и крупный мазок; создание декораций для концертного зала К.Ф. Абеля и И.Х. Баха прозрачными красками, подсвечиваемыми сзади свечами;
  • пробы живописи по стеклу с последующим показом картин по принципу “волшебного фонаря”
  • разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек начинает трактоваться не как декоративный элемент, а как личность. “Фантазии” Гейнсборо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Портрет Р. Эндрюса с женой.  
Около 1749 года. 

 

 

 

 

 

 

 

Мистер и миссис Эндрюс, запечатленные Гейнсборо, владели большим имением неподалеку от Седбери, родного городка художника. Нужно отметить, что пейзаж в этой композиции играет не менее важную роль, чем собственно портрет супругов Эндрюс, - ему Гейнсборо отдает больше половины полотна. Впрочем, заказчикам не на что было обижаться - ведь живописец потеснил их не ради какого-нибудь абстрактного ландшафта, но ради их собственного имения.  
    Роберт Эндрюс, как видно, только что возвратился с охоты. Он стоит, небрежно облокотившись на спинку скамейки, на которой сидит Френсис Мери, его юная жена. Заметьте, что один фрагмент ее платья остался недописанным. Вероятно, художник намеревался изобразить в руках миссис Эндрюс птицу, принесенную ее мужем с охоты, но затем по какой-то причине отказался от этого намерения. Супруги Эндрюс смотрят прямо на зрителя, но есть в портрете один персонаж, который на зрителя не обращает внимания, - это охотничья собака мистера Эндрюса, преданно глядящая на своего хозяина.  
    В "Портрете мистера Эндрюса с женой" органично сочетаются два жанра, которые составили славу Гейнсборо, - портрет и пейзаж. Что касается последнего, то он написан с необычной для героя нашего выпуска точностью и, если так можно выразиться, топографичностью. Например, белая башня, виднеющаяся вдали, за кронами деревьев, - это вполне конкретная башня церкви святого Петра, где в 1748 году венчались мистер и миссис Эндрюс.  
    Работая над "Портретом мистера Эндрюса с женой", Гейнсборо сначала изобразил фигуры людей, а затем пейзаж. Любопытно, что собственно с заказчиков (мистера и миссис Эндрюс) художник написал только лица. Их позы и платья он дописывал у себя в мастерской - при помощи манекенов, одетых подобающим образом.  
    Нужно сказать, что Гейнсборо всегда писал драпировки самостоятельно, "из головы". Работа с моделью ему для этого не требовалось. Тем удивительнее его умение передавать фактуру ткани и располагать ее складки самым естественным образом - так, что ни один, даже самый искушенный, зритель не смог бы заподозрить, что эти складки, тени и блики являются плодом воображения мастера. Весьма искусно, например, написано голубое платье миссис Эндрюс. Художнику замечательно удалось перенести на холст блеск и прохладу атласной ткани.  

 

 

 

 

Утренняя прогулка. Портрет  
У. Хэллета с женой.  
1785 год.  

 

 

 

 

 

 

Пропасть отделяет этот поздний портрет от "Портрета мистера Эндрюса с женой". Жизненная энергия, свойственная последнему, с течением времени претворилась в утонченную элегантность. Точные пейзажные детали заменились размытым "пейзажным фоном". Далеко не каждый зритель, увидев "Портрет мистера Эндрюса с женой", скажет, что он принадлежит кисти Гейнсборо. Но "Утреннюю прогулку" невозможно приписать какому-либо другому мастеру. Она - гейнсборовская до мельчайшего мазка. Этот двойной портрет Уильяма Халлета (1764-1842) и Элизабет Стивен (1763/64-1833) был заказан художнику к их свадьбе, состоявшейся летом 1785 года. Супруги Халлет не принадлежали к сливкам английского высшего общества, но Гейнсборо изобразил их аристократами до мозга костей (таково, вероятно, было желание заказчиков). В этой картине поражает, прежде всего, удивительно гармоничное слияние людей и природы. Прием, который позволил бы сделать такое слияние естественным, Гейнсборо нашел лишь в самом конце работы над этим портретом - и написал молодую пару прогуливающейся по тенистому парку. Нужно сказать, что в творческом наследии мастера имеется достаточное количество портретов на фоне пейзажа, однако именно в "Утренней прогулке" герои и пейзажный фон сочетаются наиболее естественно. Многие искусствоведы полагают, что прием "портрета в пейзаже" Гейнсборо перенял у Антуана Ватто, любившего писать своих героев на лоне природы. Читатель, конечно же, понимает, что художник не заставлял своих клиентов позировать ему в парке. Нет, вся работа происходила в мастерской. Декорации подбирались уже после того, как были написаны "главные действующие лица".

 

 

 

 

 

 
 Элегантный стиль.

 

 
 «Портрет дамы

    в голубом» 
1770 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Ее напудренные, зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. До самых плеч спускаются локоны, на тонкой шее — черная ленточка, с конца которой свисает золотой крестик. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч.  
 Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т. Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты. Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы...  
Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим. Там, где нужно было подчеркнуть характерное, Т. Гейнсборо настойчиво усиливает выразительность приемов, разнообразя и усложняя их. Так, например, художником убедительно разработан небрежный жест руки, едва касающейся ткани: розовые, суживающиеся на концах пальцы ее готовы соскользнуть, как будто не в силах удержать плотные складки шарфа. 
 Голубые, серые, розовые и белые тона незаметно переходят один в другой, не создавая для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. «Портрет герцогини де Бофор» кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.  

 

 

 

 

 

Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении настолько тонок, что сквозь него просвечивает плетение холста. Живопись его построена на тончайших цветовых соотношениях, а свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Например, волнистые, иногда пересекающие друг друга, но в основном параллельные синие, черные и серые штрихи даже позволяют ощутить под налетом пудры живое строение волос. Они слегка натянуты надо лбом и висками, а на пышных локонах их природная упругость чувствуется сильнее. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера.  
 Ткань платья Т. Гейнсборо написал как бы нарочно беспорядочными мазками, но они передают тонкость материи, послушно следующей за очертаниями фигуры. Удары тонкой кисти были настолько безупречны, что превращали масляную краску в какое-то подобие прозрачной струящейся акварели. Иначе, чем прозрачное платье, трактован плотный шелковый шарф: его толстые складки топорщатся и гнутся, показывая хрусткость ткани.  
 В своей книге о сокровищах Эрмитажа (именно там находится «Портрет герцогини де Бофор») Л.Н. Воронихина пишет: «Передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У «Дамы» мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Создается впечатление, что пряди волос не кистью выполнены, а нарисованы мягким карандашом»  
 Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение. 
 

 

 

 

 

 

  • Тонкие, свежие, лирические пейзажи Гейнсборо положили начало замечательной английской школе пейзажной живописи, которая достигла расцвета в начале ХIХ в.
  • Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались.

 

 

 

 


Информация о работе Культура Эпохи Просвещения