Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:45, творческая работа
Конец XVII – начало XVIII века. Установление прочного мира, процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет культуры.
Улучшается общественное положение британских художников.
Формируется национальная школа живописи.
Творчество художников включается в общеевропейский поток развития живописного искусства. К середине ХVIII в. в
Западной Европы
конца XVII - начала XVIII в.в.
Культура Эпохи Просвещения
Страница истории Англии
«Золотой век» Великобритании
Расцвет английской живописи
Национальная школа живописи.
Великие художники Англии
начала XVIII
века 1768 год.
Томас Гейнсборо
1727 -1788
Творческий путь Томаса Гейнсбо
1.Реставрация старых картин
изучение, в связи с этим, различных техник живописи
(особенно голландских художник
3. Создание нового “элегантног
2. Соединение портрета и пейза
первые эксперименты по соедине
4. Переезд в Лондон
приглашение Гейнсборо в члены
Джон Констебль так охарактериз
«Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг».
Томас Гейнсборо.
Автопортрет. 1787 год.
Королевская академия художеств в Лондоне.
Эксперименты Гейнсборо в облас
Портрет Р. Эндрюса с женой.
Около 1749 года.
Мистер и миссис Эндрюс, запечатленные Гейнсборо, владели большим имением непода
Роберт Эндрюс, как видно, только что возвратился с охоты. Он стоит, небрежно облокотившись на спинку скамейки, на которой сидит Френсис Мери, его юная жена. Заметьте, что один фрагмент ее платья остался недописанным. Вероятно, художник намеревался изобразить в руках миссис Эндрюс птицу, принесенную ее мужем с охоты, но затем по какой-то причине отказался от этого намерения. Супруги Эндрюс смотрят прямо на зрителя, но есть в портрете один персонаж, который на зрителя не обращает внимания, - это охотничья собака мистера Эндрюса, преданно глядящая на своего хозяина.
В "Портрете мистера Эндрюса с женой" органично сочетаются два жанра, которые составили славу Гейнсборо, - портрет и пейзаж. Что касается последнего, то он написан с необычной для героя нашего выпуска точностью и, если так можно выразиться, топографичностью. Например, белая башня, виднеющаяся вдали, за кронами деревьев, - это вполне конкретная башня церкви святого Петра, где в 1748 году венчались мистер и миссис Эндрюс.
Работая над "Портретом мистера Эндрюса с женой", Гейнсборо сначала изобразил фигуры людей, а затем пейзаж. Любопытно, что собственно с заказчиков (мистера и миссис Эндрюс) художник написал только лица. Их позы и платья он дописывал у себя в мастерской - при помощи манекенов, одетых подобающим образом.
Нужно сказать, что Гейнсборо всегда писал драпировки самостоятельно, "из головы". Работа с моделью ему для этого не требовалось. Тем удивительнее его умение передавать фактуру ткани и располагать ее складки самым естественным образом - так, что ни один, даже самый искушенный, зритель не смог бы заподозрить, что эти складки, тени и блики являются плодом воображения мастера. Весьма искусно, например, написано голубое платье миссис Эндрюс. Художнику замечательно удалось перенести на холст блеск и прохладу атласной ткани.
Утренняя прогулка. Портрет
У. Хэллета с женой.
1785 год.
Пропасть отделяет этот поздний
Элегантный стиль.
«Портрет дамы
в голубом»
1770 г.
На этом портрете зритель видит
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т. Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты. Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы...
Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим. Там, где нужно было подчеркнуть характерное, Т. Гейнсборо настойчиво усиливает выразительность приемов, разнообразя и усложняя их. Так, например, художником убедительно разработан небрежный жест руки, едва касающейся ткани: розовые, суживающиеся на концах пальцы ее готовы соскользнуть, как будто не в силах удержать плотные складки шарфа.
Голубые, серые, розовые и белые тона незаметно переходят один в другой, не создавая для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. «Портрет герцогини де Бофор» кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении
Ткань платья Т. Гейнсборо написал как бы нарочно беспорядочными мазками, но они передают тонкость материи, послушно следующей за очертаниями фигуры. Удары тонкой кисти были настолько безупречны, что превращали масляную краску в какое-то подобие прозрачной струящейся акварели. Иначе, чем прозрачное платье, трактован плотный шелковый шарф: его толстые складки топорщатся и гнутся, показывая хрусткость ткани.
В своей книге о сокровищах Эрмитажа (именно там находится «Портрет герцогини де Бофор») Л.Н. Воронихина пишет: «Передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У «Дамы» мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Создается впечатление, что пряди волос не кистью выполнены, а нарисованы мягким карандашом»
Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение.