Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Процессы радикальных социальных изменений, происшедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры.
В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма нарастанием интереса, к философскому знанию.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Отличительные черты Просвещения…………………………….…..4-7
3. Искусство в 18 веке. Рококо и сентиментализм……………………8-10
4. Тест………………………………………………………………………....10
5. Заключение…………………………………………………………….11-12
6. Список литературы………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Творчество  Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма  в Германии приходится на 1770–1780-е  и связан с движением «Бури  и натиска», названного по одноименной  драме «SturmundDrang»  Ф.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации) и пр.

 

Тест.

Установите  соответствие между живописцами  и их произведениями:

  1. Х. Рембранд                                           а. «Мальчик с собакой»
  2. П. Рубенс                                               б. «Даная»
  3. Х. Де Рибера                                          в. «Святая Инесса»

4) Б.Э. Мурильо                                          г. «Менины»

5) А. Ван Дейк                                            д. «Союз земли и воды»

6) Д. Веласкес                                             е. «Отдых на пути в Египет»

Ответ: 1-б; 2-д ; 3-в; 4-а; 5-е; 6-г.

 

 

 

 

Заключение.

Глубокие изменения  в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением  и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.

Эпоха Просвещения  по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления.

Ориентиром  для создателей утопий XVIII века служило «естественное» или «природное» состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. «Культурология». Под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 2005.
  2. Русская культура: История и современность. Т.С.Георгиева, 1999.
  3. Студенческий словарь по культурологи. Л.С.Чернов, А.В.Турбина, 2002.
  4. История России IX вв. Под редакцией Г.А. Аммона, Н.П.Ионичева, 2006.
  5. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития). Курилов А.С. – Филологические науки. 2001, № 6

 

1 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991 г., с. 343

 


Информация о работе Культура эпохи Просвещения