Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление положительных и отрицательных черт просвещенческой культуры, так или иначе повлиявших на формирование современного мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить задачи, которые необходимо решить при написании данной работы: рассмотреть общие черты эпохи Просвещения в западноевропейских странах, охарактеризовать основные явления культурной жизни эпохи Просвещения, проанализировать их влияние на современную культуру.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Западноевропейская культура эпохи Просвещения………………………4
Главные ценности эпохи Просвещения…………………………………….4
Английское и Шотландское Просвещение………………………………...8
Французское Просвещение…………………………………………………11
Просвещение в Германии………………………………………………… 13
Русское Просвещение……………………………………………………… 16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

культура эпохи просвещения.docx

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Д.С. Аничков (1733-1788), профессор Московского университета, защитил диссертацию по проблемам происхождения религии, носившую по существу антицерковный характер. Диссертация была осуждена за атеизм, все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789) - профессор права Московского университета, предложивший в 1768 г. программу преобразований государственного строя России в конституционную монархию.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), написавшего широко известные комедии "Недоросль" и "Бригадир", обличавшие нравы помещиков, в одах Г.Р. Державина (1743-1816).

Резкой критике крепостнические порядки в деревне были подвергнуты на страницах сатирических журналов "Трутень" и "Живописец", издаваемых в 1769- 1773 гг. одним из самых ярких представителей русского Просвещения Н.И. Новиковым (1744-1818). Он был организатором типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Книги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. В 1792-1796 гг. по приказу Екатерины II Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Вершиной Русского Просвещения были идеи АЛ. Радищева (1749-1802). В 1773 г. в примечаниях к переведенной им книге Мабли "Размышления о греческой истории" он дает такое определение сущности абсолютизма: "Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В 1790 г. в "Путешествии из Петербурга в Москву" на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутся от власти, он отвечал так: человечество возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и правом, двинется" на власть, которая "развеется в одно мгновение:", и это будет "день, избраннейший всех дней".

Екатерина II, познакомившись с "Путешествием", заявила, что находит "тут рассеивание заразы французской, а автор его бунтовщик хуже Пугачева". Вскоре последовали арест и ссылка Радищева в Сибирь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Просвещение – одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись во Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Для России, как и для многих других стран, Просвещение стало эпохой зарождения и развития науки, образования и искусства. Фактически многие виды искусства, а также отрасли науки зародились и получили свое развитие в эпоху Просвещения и позже. Именно эпоха Просвещения стала важной отправной точкой в развитии науки, образования и искусства в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 2010.- 144 с.
  2. Деметриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство,2012.-154 с.
  3. Каган М.С. Лекции по истории культуры.- Л.: Аврора, 2010.-127 с.
  4. Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение.- М.: Искусство, 2011.-279 с.
  5. Яковлев В.П. Европейская культура XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 2012.-145 с.

 

  1. 1 Каган М.С. Лекции по истории культуры.- Л.: Аврора, 2010.-67 с.

 

2 Яковлев В.П. Европейская культура XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 2012.-103 с.

 

 

 


Информация о работе Культура эпохи Просвещения