Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:11, контрольная работа
Описание работы
Целью данной работы является выявление положительных и отрицательных черт просвещенческой культуры, так или иначе повлиявших на формирование современного мировоззрения. В соответствии с поставленной целью, можно выделить задачи, которые необходимо решить при написании данной работы: рассмотреть общие черты эпохи Просвещения в западноевропейских странах, охарактеризовать основные явления культурной жизни эпохи Просвещения, проанализировать их влияние на современную культуру.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3 Западноевропейская культура эпохи Просвещения………………………4 Главные ценности эпохи Просвещения…………………………………….4 Английское и Шотландское Просвещение………………………………...8 Французское Просвещение…………………………………………………11 Просвещение в Германии………………………………………………… 13 Русское Просвещение……………………………………………………… 16 Заключение…………………………………………………………………….20 Список литературы…………………………………………………………..21
Д.С. Аничков (1733-1788), профессор
Московского университета, защитил диссертацию
по проблемам происхождения религии, носившую
по существу антицерковный характер. Диссертация
была осуждена за атеизм, все ее экземпляры
сожжены на Лобном месте в Москве.
С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789) - профессор
права Московского университета, предложивший
в 1768 г. программу преобразований государственного
строя России в конституционную монархию.
Идеи просветительства нашли
широкое распространение в русской литературе
- в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792),
написавшего широко известные комедии
"Недоросль" и "Бригадир", обличавшие
нравы помещиков, в одах Г.Р. Державина
(1743-1816).
Резкой критике крепостнические
порядки в деревне были подвергнуты на
страницах сатирических журналов "Трутень"
и "Живописец", издаваемых в 1769- 1773
гг. одним из самых ярких представителей
русского Просвещения Н.И. Новиковым (1744-1818).
Он был организатором типографий, библиотек,
книжных магазинов (в 16 городах). Книги,
издаваемые при его участии, охватывали
все отрасли знаний. В 1792-1796 гг. по приказу
Екатерины II Новиков был заключен в Шлиссельбургскую
крепость.
Вершиной Русского Просвещения
были идеи АЛ. Радищева (1749-1802). В 1773 г. в
примечаниях к переведенной им книге Мабли
"Размышления о греческой истории"
он дает такое определение сущности абсолютизма:
"Самодержавие есть наипротивнейшее
человеческому естеству состояние".
В 1790 г. в "Путешествии из Петербурга
в Москву" на вопрос, что делать, если
монархи добровольно не откажутся от власти,
он отвечал так: человечество возревет
в оковах и, направляемое надеждою свободы
и правом, двинется" на власть, которая
"развеется в одно мгновение:", и это
будет "день, избраннейший всех дней".
Екатерина II, познакомившись
с "Путешествием", заявила, что находит
"тут рассеивание заразы французской,
а автор его бунтовщик хуже Пугачева".
Вскоре последовали арест и ссылка Радищева
в Сибирь.
Заключение
Просвещение – одна из ключевых эпох в истории европейской
культуры, связанная с развитием научной,
философской и общественной мысли. В основе
этого интеллектуального движения лежали
рационализм и свободомыслие. Начавшись
во Франции, это движение распространилось
на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские
просветители, ставшие «властителями
дум». Принципы Просвещения были положены
в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное и философское движение
этой эпохи оказало большое влияние на
последовавшие изменения в этике и социальной
жизни Европы и Америки, борьбу за национальную
независимость американских колоний европейских
стран, отмену рабства, формирование прав
человека. Кроме того, оно поколебало авторитет
аристократии и влияние церкви на социальную,
интеллектуальную и культурную жизнь.
Для России, как и для многих других стран,
Просвещение стало эпохой зарождения
и развития науки, образования и искусства.
Фактически многие виды искусства, а также
отрасли науки зародились и получили свое
развитие в эпоху Просвещения и позже.
Именно эпоха Просвещения стала важной
отправной точкой в развитии науки, образования
и искусства в Европе.
Список
литературы
Гречко П.К. Концептуальные
модели истории: Пособие для студентов.
М.: Логос, 2010.- 144 с.
Деметриева Н.А. Краткая история
искусств.- М.: Искусство,2012.-154 с.
Каган М.С. Лекции по истории культуры.- Л.: Аврора, 2010.-127 с.
Якимович А.К. Шарден и французское
Просвещение.- М.: Искусство, 2011.-279 с.
Яковлев В.П. Европейская культура
XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 2012.-145 с.
1 Каган М.С. Лекции по истории культуры.- Л.: Аврора, 2010.-67 с.
2 Яковлев В.П. Европейская культура
XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 2012.-103 с.