Культура эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:59, реферат

Описание работы

Период культуры раннего и классического средневековья охватывает приблизительно 10 веков (с 5 по 15 вв) т.е. тысячелетие. Термин «Средние века» придумали гуманисты эпохи Возрождения. Так они обозначали тысячелетия, отделявшие их от «Золотого века» античности.
Культура эпохи Средневековья является новой и мало изведанной в науке темой. Идеологи феодального строя смогли лишить исследователей дальнейших исторических эпох возможности восстановить главные черты его духовной жизни. Народной культуре эпохи Средневековья не слишком повезло в области науки.

Файлы: 1 файл

Культура средневековья.docx

— 17.10 Кб (Скачать файл)

Тема

Культура эпохи  Средневековья.

Средневековье - протяженный по времени и насыщенный культурными событиями период в мировой культуре, которая делится на:

 

- Раннее (5-11 в.)

- Высокое (Классическое) (12-14 в.)

- Позднее (15- 17 в.)

Период культуры раннего и классического  средневековья охватывает приблизительно 10 веков (с 5 по 15 вв) т.е. тысячелетие. Термин «Средние века» придумали гуманисты эпохи Возрождения. Так они обозначали тысячелетия, отделявшие их от «Золотого века» античности.

Культура эпохи Средневековья  является новой и мало изведанной в науке темой. Идеологи феодального  строя смогли лишить исследователей дальнейших исторических эпох возможности  восстановить главные черты его  духовной жизни. Народной культуре эпохи  Средневековья не слишком повезло  в области науки. Тогда, когда  современный специалист или культуролог  комментирует народную религиозность  эпохи средневековья, он характеризует  её как наивную, примитивную, неотесанную, грубую и поверхностную. Что касается религии эпохи Средневековья, то она  наполнена суевериями и похожа больше на сказку. Именно по этому, длительный период в историко-культурологическом анализе доминировало мнение о культуре эпохи Средневековья как о “темных веках”. Базис такого мнения был заложен просветителями. Однако  история культуры эпохи Средневековья западноевропейского общества была не однозначна.

Эпоха Раннего Средневековья была тем  временем, когда на территории Европы происходили активные и столь важные исторические процессы, как вторжение варваров, которое закончилось падением Римской империи. Известные варвары поселялись на территориях бывшей империи, ассимилировались с ее жителями и создавали новый народ  Западной Европы. Зачастую, новые западноевропейцы, принимали христианскую веру, которая  к концу существования Рима была уже его государственной религией. Христианская религия в своих разнообразных формах вытесняла языческую веру, и весь этот исторический период после падения великой империи лишь ускорился. Можно сказать, что это второй по важности исторический процесс, который определял лицо эпохи раннего Средневековья на территории Западной Европы.

А третьим важным этапом являлось развитие новых государственных  образований, которые создавались  теми самыми “варварами”.  Вожди племен именовали себя королями, графами, герцогами, часто воевали друг с другом и подчиняли себе соседей, слабее их. Важной отличительной чертой жизни в эпоху раннего Средневековья являлись частые набеги, войны и грабежи, которые очень тормозили культурное и экономическое развитие. Основным слоем населения Европы той эпохи были сельские жители, которые полностью были поглощены  рутиной, и владели очень узким кругозором. На культурном уровне эпохи Средневековья преобладал консерватизм.

Хочется отметить про существовавший в культуре эпохи Средневековья  парадокс. Простое население, в первую очередь крестьяне, которых презирал и игнорировал господствующий класс, одновременно, в каком-то смысле, преобладало  в духовной жизни раннего Средневековья. Жизнь на селе, с ее неспешной  размеренностью и периодическим  изменением производственных сезонов, являлась основным «регулировщиком» социального  ритма культурного общества. А  что касается церкви, то она не одобряла открытую враждебность к сельскому  населению. Ее цель была в том, чтобы  по мере возможности уменьшать социальные конфликты. Церковь стремилась к  проявлению милосердия по отношению  к угнетенным и обездоленным людям. На протяжении 3 – 5 веков церковь  осуждала любовь к богатству. Но со временем, когда церковь являлась самым крупным  собственником, в литературе более позднего времени все это отображается несколько приглушено. Прославление бедности преобладает во всех литературных произведениях  Раннего Средневековья.

Хочется упомянуть главную черту  словесности и культуры эпохи Средневековья. Она заключается в том, что в обществе, основная часть которого являлась малограмотной, письменность не была главным средством народных коммуникаций. Средневековое население в основном было бесписьменным и культура эпохи Средневековья малоразвитой. На протяжении  длительного времени диалекты народа и языки в Западной Европе, являлись средствами общения людей, они не могли изучить письменность, и она оставалась полностью под властью латыни. На протяжении 5-9 веков все начальные учебные заведения в странах Западной Европы были под властью церкви. Она формировала учебную программу, выбирала учеников. Основной целью являлось воспитание служителей церкви.

Методы и уровень преподавания в различных школах был разный, поэтому, менялось и образование  у людей. На протяжении 8-9 веков развитие умственной жизни в начале 10 века заметно приостановилось. Как правило, духовенство являлось неграмотным, и распространялось невежество. В  культуре эпохи  Средневековья, в период раннего развития, важное место занимает устная поэзия, героический эпос, что являлось характерным для Англии и Скандинавских стран. Но, необходимо еще раз отметить, что все-таки средневековые жители Европы, включая наивысшие слои населения, были в основном  малограмотными. Даже у священников в приходах уровень образования был очень низким.

А что касается уровня образованности простого населения, то он  был вообще минимальным. Большое количество прихожан прислушивалось к  неграмотным священникам. В культуре эпохи Средневековья Библия являлась запретной книгой для обычных мирян, тексты ее считались очень сложными и недоступными для непосредственного понимания  бедных прихожан. Однако, значение слова, которое было написано и особенно  звучало, в культуре эпохи Средневековья было чрезвычайно велико. Молитвы приравнивались и ассоциировались к заклинаниям, проповеди на библейскую тематику  как руководство к повседневной жизни, магические формулы  как один из способов решения проблем. Все это влияло на  формирование средневекового менталитета. Средневековая церковь, с подозрением относилась к обычаям.

Европейское средневековое население  было чрезвычайно религиозным, и  власть духовенства над умами  была велика тоже. Учение церкви было начальным  моментом любого мышления, все науки, такие как юриспруденция, философия, естествознание, логика, приводились  в соответствие с христианством. Лишь высшее духовенство являлось самым  образованным классом. Только к концу 15 века церковь  осознала важность иметь образованных людей и начала открывать различные духовные семинарии.

“Трансформацией”  мыслей  социального и духовного высшего сословия не понятный для всех людей язык являлись проповеди, которые представляли собой весомый пласт культуры эпохи Средневековья. Миссионеры, монахи, священники при церквях, должны были доносить народу основные принципы  богословия, искоренять неправильный образ мышления и внушать идеи христианского поведения. Была создана специальная литература, в которой популярно излагались  основы христианского учения и указывались образцы для подражания. Ею пользовались священнослужители в своей повседневной жизни.


Информация о работе Культура эпохи Средневековья