Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 18:47, контрольная работа
Эпоха Возрождения – очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.
1. Введение
2. Философские социально-этические теории и наука эпохи возрождения
3. Искусство возрождения
4. Культура итальянского Возрождения
5. Северное возрождение
6. Заключение
7. Литература.
Министерство науки и образования
Федеральное агентство по образованию
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьёва
Кафедра социального - гуманитарного образования
Контрольная работа
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(XIV-XVI/XVII ВВ.)
(ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)»
Вариант № 5
Тутаев, 2007
План работы.
1. Введение
2. Философские социально-этические теории
и наука эпохи
3. Искусство возрождения
5. Северное возрождение
6. Заключение
7. Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения – очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.
На этой ранней стадии развития буржуазная идеология была идеологией прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но и всех других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя феодальной структуры отношений.
Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является). Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем сущим (концепция отношений «от камня до Бога»).
В то же время эпоха Возрождения – это период разгула Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуал8изма. Это – совсем не период безоблачного торжества человечности над схоластической косностью, как иногда представляют себе время, деятели которого получили гордое имя гуманистов.
Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI века в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомы8слия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, – это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом. Таким образом, протестантизм появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.
Глубокий переворот, переживаемый ренессансной Европой, не мог не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие античные интересы соотечественников гуманистов, способствовали собиранию древних рукописей и толкованию античной философии, занимались меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собственные земельные, экономические и властные приоритеты, способствовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой Европы к положению первого среди равных светских дворов в многочисленных королевствах тогдашней Италии. Кроме того, Рим не забывал своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в своих руках все идеологические влияния.
Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказывается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя политическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчиненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участвующий в национальных и гражданских войнах.
Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как для католической церкви, которая поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в «Индекс запрещенных книг», так и для протестантов. Таким образом, еще раз обнажился глубоко противоречивый характер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним культурным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками.
Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно, и в Античности, и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз глядев в человеке – создании Божьем высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл «тонким изобретением», но любое конструирование – механический, мы бы теперь сказали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные способности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуальным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессансной литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало литературе Нового времени – авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии.
И гуманисты, и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху Нового времени. И те, и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.
Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы Европа вступила в Новое время – время страшных событий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных революций, колониальных войн и освоения новых земель.
Со временем же и идеалы гуманизма, и практицизм протестантов в равной степени вошли в культуру Западной Европы.
Философские социально-этические теории и наука эпохи возрождения.
Стремление осознавшей свою силу буржуазии получить доступ к политической власти привело к формированию особой идеологии. Ее характерные черты: интерес к природе, стремление эмпирически познать и исследовать ее законы, антропоцентризм, рационализм, – перекликаясь с идеями необычайно популярных в тот период античных авторов, находят воплощение в философских учениях эпохи Возрождения.
Новая картина мира требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650 г.г.) создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом – «великим геометром», как называл его Декарт.
Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561-1626 г.г.) в своем знаменитом труде “Новый Органон” доказывал, что окружающий мир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.
Николай Кузанский, будучи не только кардиналом и философом, но также математиком и естествоиспытателем, изучая законы природы, не противопоставлял Бога земному миру, но указывал на их тесную взаимосвязь. Интересны также его рассуждения о человеке, которого он рассматривал как микрокосм – миниатюрное творение всей природы, гармонично в него вписывающееся.
Глубокий интерес к природе, характерный для людей этой эпохи, закладывает основы натурфилософии. Учение это обосновывалось как с умозрительных позиций, так и с точки зрения эмпирического познания (так создавали теории Н. Коперник, Д. Бруно, Леонардо да Винчи, а позже Ф. Бэкон сформулировал основы эмперико-индуктивного метода познания).
Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция; именно проповедь безличного начала и является тем, что привело цветущий Ренессанс к падению. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы.
Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.
У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е. перед нами неоплатонизм.
Интересна оценка этого вопроса выдающимся русским ученым А.Ф. Лосевым. «Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно, - пишет он, - основаны вовсе не на выдвижении вперед цельной человеческой личности, напротив, на толковании человека, да и всей той планеты, на которой он обитает в качестве незаметной «песчинки» в бесконечном мироздании. Коперник, Кеплер, Галилей отнимают у человека его жизненную почву в виде неподвижной Земли, а готика заставляет человеческую личность рваться вверх, вплоть до потери своей земной тяжести и веса. Разве это стихийное самоутверждение человеческой личности?
Развитие технологий, позволившее создать новые механизмы, не могло не оставить своего отпечатка на материальной культуре эпохи Возрождения. Оно способствовало распространению сложных и эффективных орудий труда.
Совершенствовалась строительная техника: если соборы предшествующих веков возводились многими поколениями строителей, то с XIV века большие здания строятся в течение нескольких лет – применение точных расчетов и технических усовершенствований в виде комбинаций блоков, рычагов и наклонных плоскостей позволило достаточно эффективно решить ряд архитектурных задач.
Изобретение пороха и развитие баллистики привело к широкому использованию артиллерии. Совершенствуются устройства укреплений и гидротехнических сооружений. Распространение огнестрельного оружия сделало ненужными рыцарские доспехи.
Рост мануфактур, развитие суконной промышленности, богатый выбор привозных товаров меняют манеры одеваться, усиливается интерес к роскоши и экзотике.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.