Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:00, реферат
Можно ли сказать, что культура как описательное понятие означа-
ет совокупность результатов человеческого труда: книг, картин,
домов и т.д.; знание путей адаптации к человеческому и физи-
ческому окружению; язык, обычаи, этику, религию и мораль-
ные нормы?
Реферат по культурологи:
Тема реферата:
Культура как описательное понятие
Культура как описательное понятие.
Можно ли сказать, что культура как описательное понятие означа-
ет совокупность результатов человеческого труда: книг, картин,
домов и т.д.; знание путей адаптации к человеческому и физи-
ческому окружению; язык, обычаи, этику, религию и мораль-
ные нормы? Мы не можем не согласиться с тем, что культура —
это «совокупность реакций адаптации» и создание человека.
Но существует множество серьезных возражений против тако-
го перечисления конкретных феноменов. Даже на описатель-
ном уровне культура остается абстракцией. Даже «культурная
черта» в определенном смысле — «идеальный образец». Возь-
мем, будильник. Вы не встретите двух абсолютно одинаковых
предметов: одни будут больше, другие меньше; одни будут ра-
ботать точно, другие — нет; одни будут окрашены в яркие цве-
та, другие — наоборот. Если мы внимательно рассмотрим пар-
тию предметов, только что произведенных на одной фабрике,
мы найдем там множество незначительных различий.
Банками называются все типы учреждений, которые занимаются
определенными финансовыми операциями. Но не служит ли
тогда культура тоже подобным обобщением. Можно назвать ее
совокупностью представлений о стандартных типах поведения.
Определение культуры как совокупности действия в самом ши-
роком смысле (включая чувства) очень привлекательно. И, воз-
можно, оно прекрасно звучит в том случае, если это заявление
делает сторонний наблюдательна не непосредственный участ-
ник культурного действия. Для участника большая часть куль-
туры не может быть выражена словами и даже, вполне вероят-
но, не подразумевается как что-то вербальное.
Культура не состоит только из идей, потому что психология до-
казала наличие так называемой «культурно узаконенной ир-
рациональности». Большая часть культуры познавательна
теоретически, но роль чувств в постижении культуры по-
стоянно возрастает. Здесь понадобится три категории: ра-
ционалъная, иррациональная и не являющаяся рацио-
нальной. Известный итальянский социолог Вильфредо Паре-
то считал, что часть культуры «логична», часть «нелогична»,
но большая часть «внелогична». Таким образом, мы понимаем
под культурой исторически возникшие способы жизни, явные
и подразумеваемые, рациональные,- иррациональные и не яв-
ляющиеся рациональными, которые существуют в любой мо-
мент времени в качестве руководящих принципов поведения
людей. Но почему в «любой момент времени»? Дело в том, что
культура постоянно создается и утрачивается. Определение
должно показывать, что культура — неподвижное или абсо-
лютно застывшее явление.
Культура — сложная конструкция. Антрополог не только считает,
что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения
которых наказываются в большей или меньшей степени. Ему
также понятно, что даже неодобренные системы поведения по-
падают под определенную модальность. С позиции стороннего
наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживают-
ся каких-то «планов» или «способов» поведения, которые запре-
щены или маловажны с точки зрения «моральных норм».
Конкретная культура — это историческая система явных и скры-
тых способов поведения и жизни, которая имеет тенденцию раз-
деляться всеми или специально предназначенными для этого
членами, группами. Обратим внимание на слово «тенденция».
Некоторые исследователи были обмануты в прошлом, так как их
убеждали, что изучение культуры дает материал для понимания
отдельных личностей. Психологические исследования в этом
отношении показали, что было неверно считать какое-то проис-
хождение «общим» для всех членов группы.
Слово «тенденция» напоминает нам, что ни один человек не ду-
мает, не чувствует и не действует точно «по плану». А слово-
сочетание «специально предназначенные» показывает, что все
«планы», составляющие культуру, используются всеми людьми.
Существует множество различий: половых, возрастных, классо-
вых и т.д. Итак, общее участие — это всего лишь тенденция, но
не факт.
Основания культуры могут считаться практически неизменными
не для каждого человека в группе, а для тех, кто занимает оди-
наковое положение в обществе или играет сходную роль в груп-
пе. Но этот факт не должен заслонить другой, более важный.
В группах, имеющих свою историю и называемых «общества-
ми», все люди имеют склонность разделять общие представле-
ния о внешнем мире и о месте человека в нем. В какой-то сте-
пени каждый человек подвергается влиянию этого «общего
взгляда на жизнь».
Культуру образуют явно шаблонные способы поведения,
чувств и реакций (стереотипы). Но она включает и ком-
плекс предпосылок, которые существенно различаются в раз-
ных обществах. Таким образом, какая-то группа бессознатель-
но считает, что любая последовательность действий имеет
свою цель и что после ее достижения напряжение исчезнет
или уменьшится. Для другой группы такого рода размышле-
ние будет бессмысленно: для нее жизнь самоценна — это сти-
хия переживания, а не средство достижения цели.
Лишь незначительное число культур можно считать едиными
системами. Большинство культур, как и большинство людей,
представляют собой единство противоположных тенденций.
Но даже в далеких от единства культурах можно увидеть неко-
торые повторяющиеся мотивы в различных ситуациях. Здесь
речь идет об «абсолютной логике» и «логике чувств». Любой
народ имеет не только структуру чувств, которая в определен-
ном смысле уникальна, но еще и массу различных представле-
ний о мире, что служит границей между разумом и чувствами.
В каком-то смысле «логика» народов, вероятно, будет одина-
ковой. Но предпосылки будут совершенно различными.