Культура как предмет изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 23:01, доклад

Описание работы

Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курскультурологии в Мичиганскомуниверситете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого.Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов (старая обложка)

Кармин Анатолий Соломонович, Гусева Елена Алексеевна 

1. Культура как предмет  изучения. Состав современного культурологического  знания

Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курскультурологии в Мичиганскомуниверситете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого.Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах.Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя(воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали,главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только вXVIII в. — веке Просвещения — понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер(1744–1803). В  его понимании культура содержит в качестве своих частей язык,науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки  о культуре как особой научной  дисциплины. Английский антрополог и  этнограф Э. Тейлор первую главу своей  книги «Первобытная культура»(1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальдв книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».

К настоящему времени культурологияпревратилась в фундаментальную науку и учебную дисциплину, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии,социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики,синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Интенсивный рост разнообразных  культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI вв. привел к  дифференциации знаний о культуре и  выделению нескольких взаимосвязанных  отраслей.

В широком смысле культурологияныне трактуется как комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:

1) философию культуры;

2) теорию культуры;

3) историю культуры;

4) культурную антропологию;

5) социологию культуры;

6) прикладную культурологию;

7) историю культурологических учений.

В узком смысле под культурологиейпонимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, — такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) — с общей физикой.

Культура — чрезвычайно  сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению  друг от друга. Поэтому границы между  отдельными науками о культуре в  составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее,можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологиикак общей теории культуры.

Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась»  от философии так же, как это  произошло с другими науками  — физикой, химией, биологией,социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры — сфера философских проблем культурологии. К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современнойкультурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает  ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История  культуры самым тесным образом связана  с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в  определенной культурной среде и  исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики  и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования,существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии,проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы,связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической,политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей,социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредотачиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

Прикладную культурологиюотличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.),проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства.В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики,с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования,социальных проектов и реформ.

История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить  сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего  развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории  культуры и общей истории.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту  дифференциации культурологического  знания.Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

2. Происхождение и смысл  понятия «культура»

В повседневной речи «культура» — это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.

Но культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий  социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую  же важную роль, как понятие массы  — в физике, или наследственности — в биологии. Это понятие характеризует  очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который  проявляется и выражается во множестве  самых разнообразных феноменов  социальной жизни, называемых явлениями  культуры, и составляет их общую  основу.

Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Чтобы понять, что представляет собою культура, важно выяснить, как развивались  представления о ней.

Слово «культура» стало употребляться  в качестве научного термина в  историко-философской литературе европейских  стран со второй половины ХVIII в. — «века Просвещения». Зачем же понадобилось просветителям обращаться к этому термину и почему он быстро завоевалпопулярность?

Одной из важнейших тем, волновавших  европейскую общественную мысль  в тот период, была «сущность», или  «природа», человека. Продолжая традиции гуманизма, идущие от эпохи Возрождения, и отвечая на социальный запрос времени, связанный с происходившими тогда  переменами в общественной жизни,выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии развивали идею исторического прогресса. Они стремились понять, к чему он должен вести, как в ходе него совершенствуется разумная свободная «сущность» человека, как должно быть устроено общество, соответствующее человеческой «природе». В размышлениях на эти темы возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено «человеческой природой», а с другой —формирует «человеческую природу». Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение: речь шла о выработке идеалов человеческого бытия, т.е. образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс. Так в ХVIII в.в общественную мысль вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека.Соответственно возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения нового понятия. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura,первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр. agri cultura — обработка почвы),противостояло слову natura (природа).

Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы  развития «человечности», «человеческой  природы», «человеческого начала в  человеке» — в противоположность  природному, стихийному, животному  бытию. Однако эта идея допускала  неоднозначное толкование.

Дело в том, что использование  термина культура в указанном  смысле оставляет весьма неопределенным его содержание: в чем же все-таки состоит специфика человеческого  образа жизни, т. е. что такое культура?

Просветители XVIII в. были склонны  связывать специфику человеческого  образа жизни с разумностью человека. Но всегда ли разум человеческий служит благу? Если он может породить и добро, и зло, надо ли все его деяния считать  выражением «сущности» человека и относить кявлением культуры? В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.

С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни  и нравственности людей, исправления  пороков общества. Ее развитие связывали  с просвещением и воспитанием  людей. В конце ХVIII — начале ХIХ вв. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

А с другой стороны, культура рассматривалась как реально  существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого  разума, науки, искусства,воспитания, образования. Культура в этом смысле, хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например,религиозные распри, преступность, войны).

В основе различия между этими  подходами лежит, прежде всего,осмысление культуры в свете категорий «сущего» и «должного». В первом смысле культура характеризует то, что есть, т. е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т. е.то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем.

В первом смысле культура есть понятие констатирующее,фиксирующее и достоинства, и недостатки образа жизни людей. При такой констатации обнаруживаются этнические и исторические особенности, которые обусловливают своеобразие конкретных исторических типов культуры и становятся предметом специальных исследований. Во втором же культура — понятие оценочное,предполагающее выделение лучших, «достойных человека» проявлений его«сущностных сил». В основе такой оценки лежит представление об«идеально-человеческом» образе жизни, к которому исторически движется человечество и лишь отдельные элементы которого воплощаются в культурных ценностях, уже созданных людьми в ходе исторического развития человечества.

Информация о работе Культура как предмет изучения