Культура как условие существования и развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Определение понятия «культура»………………………………….4
2. Взаимодействие культуры и общества……………………………12
3. Культура духовная и материальная………………………………..18
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………25
Тестовое задание…………………………………

Файлы: 1 файл

культ.docx

— 840.01 Кб (Скачать файл)

1) произведения  монументального искусства, обладающие  материальной формой, которую придал  художник естественно-природным  или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное  искусство (театральные образы);

3) произведения  изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное  искусство (музыкальные образы);

5) различные  формы общественного сознания (идеологические  теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные  концепции и гипотезы и т.  д.);

6) общественно-психологические  явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и  обычаи и т. д.).

Таким образом, материальная культура - это совокупность норм, навыков, знаний и т.д., связанных  с адаптацией данного общества к  биофизическому окружению, то есть к  природе (включая и физиологию самого человека), а духовная культура - это  то, что связано с регулированием отношений внутри самого сообщества. Такое деление обоснованно, хотя также довольно условно.

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру  изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного  труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей  к природе, между собой и к  самим себе.

Культура  передается от одного поколения другому  в процессе социализации. Условия  для социального развития человека создает общество. Все, что создано  в обществе, представляет собой результат  совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там  и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.

Основные  элементы культуры:

а) понятия, обозначающие способ организации человеческого  опыта;

б) отношения  или представления о том, каким  образом различные аспекты опыта  людей связаны между собой;

в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила  или нормы, регулирующие поведение  людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

Основные  формы культуры:

  • высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;
  • народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы;
  • развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.

Общество в целом и отдельные  составляющие его группы обладают специфическими культурами.

Система норм и ценностей, которая  отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется  от нее.

Контркультурой называется разновидность  субкультуры, которая находится  в конфликте с господствующей культурой.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается  в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных  открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между  собой.

 

Список используемой литературы

 

  1. Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – 48 с.
  2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.
  3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - 367 с.
  4. Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.
  5. Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ IV

  1. Как называется процесс передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.п. – от индивида к индивиду, от группы к группе:

а) культурная коммуникация;

б) культурная экспансия;

в) культурная ориентация;

г) культурная легитимация.

 

  1. Кто из современных мыслителей ввел в научный оборот понятие «дегуманизация искусства»:

а) М. Фуко;

б) Х. Ортега-и-Гасет;

в) К. Леви-Строс;

г) П. Тейяр де Шарден.

  1. Как называются технологические перевороты, культурные сдвиги в жизни общества:

а) культурные изменения;

б) культурные мутации;

в) культурные преобразования;

г) культурные перемещения.

  1. Как в Средние века назывался второй цикл «семи свободных искусств», включавший в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку:

а) кватроченто;

б) тривиум;

в) квадривиум;

г) доученто.

 

  1. Как называется учение о ценностях:

а) агностицизм;

б) аксиология;

в) аллегория;

г) аккультурация.

 

  1. Что первоначально подразумевалось под словом культура:

а) способы обработки земли;

б) правила  поведения в обществе;

в) интеллектуальные достижения человечества;

г) создание искусственной природы.

 

  1. Кто из философов употребил выражение: «Человек по природе – животное общественное»:

а) Эпикур;

б) Протагор;

в) Аристотель;

г) Платон.

 

  1. Как называется отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни:

а) пайдейя;

б) аномия;

в) мимезис;

г) агон.

 

  1. Назовите понятие, используемое в культурологии для обозначения системе представления о мире, ценностях, нормах и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта социального регулирования всего общества или социальной группы:

а) культура гражданская;

б) культура общества;

в) культура социальная;

г) культура социальной общности.

  1. Назовите понятие, описывающие изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве:

а) культурная ориентация;

б) культурная коммуникация;

в) культурный прогресс;

г) культурная динамика.

 

1 Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. -  С..33-35.

2 Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.56.

3 Там же. - С.57.

4 Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. -С.289.

5 Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.55.

6 Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – С.9.

Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу  «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -С.104.

8 Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С.84-86.




Информация о работе Культура как условие существования и развития общества